Почини себя сам: что такое РВС?
В детстве многим доводилось читать повесть Аркадия Гайдара «Р.В.С.». Вокруг этой таинственной аббревиатуры строился сюжет, а в конце выяснялось, что она расшифровывается как «реввоенсовет». С тех пор прошло почти сто лет, и сегодня аббревиатура РВС ассоциируется совсем с другим понятием — ремонтно-восстановительными смесями. Причём, что удивительно, этот класс автохимии оброс огромным количеством легенд и заблуждений. Автовладельцы, которые никогда не пользовались РВС, воспринимают их как некую магию: заливаешь волшебную жидкость и двигатель чудесным образом восстанавливается. Поэтому мы решили провести ликбез и подробно рассказать о том, что такое РВС, что они могут, чего не могут и для чего, в конце концов, предназначены. Потому что это никакая не магия. Это сочетание физики и химии, приносящее на самом деле немалую пользу.
Износ двигателя
Нет, РВС не может срастить сломанный коленвал, восстановить пробитый блок цилиндров, отреставрировать стертые поршневые кольца. Если бы могли — это называлось бы как раз магией. Но РВС может серьезно продлить срок службы двигателя и снизить естественный износ деталей. При этом они не являются смазочными материалами или даже просто присадками, поскольку не меняют свойства масел, — здесь работает совершенно другой принцип. Итак, первый фактор износа — трение. Смазка, безусловно, уменьшает трение между движущимися элементами двигателя — но ликвидировать трение полностью невозможно с точки зрения физики. Поэтому оно так или иначе присутствует. Более того, когда при запуске двигатель «холодный», смазочные вещества включаются в работу не сразу, и в этом кратковременном режиме двигатель изнашивается в той же мере, в какой он изнашивается за несколько сотен километров обычного пробега. С увеличением температуры масло создаёт сепарирующую плёнку между деталями, разграничивая их — но это тоже не панацея, поскольку детали разные, движутся с разными скоростями, а масло — одно, и в разных частях двигателя гидродинамический слой отличается. В итоге некоторые элементы подвержены большему износу, а некоторые — меньшему. Здесь вступает в действие второй фактор. Второй фактор — это качество соприкасающихся поверхностей. Независимо от уровня допуска и финишной обработки любая поверхность не может быть абсолютно ровной. Она имеет сложный, состоящий из крошечных неровностей микрорельеф. Под микроскопом отшлифованная до блеска поверхность подшипника выглядит как горный массив. Соответственно, при соприкосновении крошечные элементы, «вершины» микронеровностей отламываются и попадают в смазочный материал, который в свою очередь теряет свои свойства и сам становится своеобразным «абразивом» (это одна из причин того, что масло в двигателе нужно менять). И чем хуже качество детали, тем больше она изнашивается — по сути, получается замкнутый круг. Тут-то и вступает в свои права РВС.
Как работает РВС
Ремонтно-восстановительный состав — это мелкодисперсная смесь минералов, добавок и катализаторов, которая добавляется в смазочную систему наряду с обычным маслом. Минеральный состав РВС секретом, в принципе, не является — в него входят шунгит, серпентинит и нефрит. А вот количество и состав добавок — это ноу-хау компании RVS-Master, основного держателя патентов и производителя РВС-веществ. Размер частиц колеблется от 1 до 10 мкм. Что же происходит, когда РВС попадает на контактирующие поверхности двигателя? Процесс работы ремонтно-восстановительных составов можно разделить на четыре основных этапа.
3) Нагартовка частиц РВС в углубления микрорельефа. Нагартовка, более известная под названием «наклеп», представляет собой упрочнение металлов или сплавов, происходящее в результате пластической деформации при температуре, ниже температуры их рекристаллизации. Частицы РВС обладают высоким показателем спайности, определенными магнитными свойствами и ориентируются в направлении наименьшего механического сопротивления. Это приводит к тому, что нагортовка частиц — очень плотная и по твёрдости не уступает твёрдости металла, на котором, собственно и происходит наклеп. Проще говоря, микрорельеф поверхности покрывается дополнительным слоем высокой твёрдости, причём домолотые микрочастицы РВС вклепываются в углубления микрорельефа, придавая поверхности стабильную прочность.
Что в итоге
Серьезная наука
Ремонтно-восстановительные составы RVS-Master — это не просто название бренда. Это технология, защищенная рядом патентов и являющая предметом изучения в ряде лабораторий — например, работы по исследованию воздействия РВС на поверхности трения проводятся в Новосибирской государственной академии водного транспорта и других вузах, а также специалистами Fraunhofer-Technologie-Entwicklungsgruppe, группой развития и разработки новых технологий при обществе Фраунгофера, объединения институтов прикладных исследований Германии. РВС могут применяться не только для восстановления существующих систем, но и для создания новых, в расчет которых уже включено применение восстановительных составов.
Официальный представитель бренда RVS-Master в России — www.rvsmaster.ru, приобрести составы проще всего в интернет-магазине сайта.