Не пропустить ни кадра
Первый в истории коммерческий видеомагнитофон был выпущен на рынок американской компанией Ampex в 1956 году. Интересно, что немалую роль в появлении столь нужного прибора сыграла наша страна — в некоторой степени мы вправе гордиться.
Дело в том, что компанию Ampex двенадцатью годами ранее основал русский эмигрант, бывший белогвардейский офицер Александр Матвеевич Понятов. Причём в вопросе первенства по разработке метода плёночной видеозаписи в 1950-е годы развернулась нешуточная борьба. Основными конкурентами были, собственно, Ampex под руководством Понятова и проект BBC («Би-Би-Си») под началом Питера Эксона. BBC представило свою систему Vision Electronic Recording Apparatus (VERA) раньше, ещё в 1952-м, но инженеры никак не могли добиться совершенства. В итоге специалисты Ampex, начавшие разработку несколько позже, уже в 56-м представили на рынке коммерческую модель Ampex VRX-1000, в то время как BBC добилась подобного результата лишь спустя два года.
Правда, стоил Ampex VRX-1000 целых 50 000 долларов (!), и потому приобретали его только крупные компании. Лента в том видеомагнитофоне имела ширину 50,8 мм, а метод записи (поперечно-строчный, четырьмя головками) получил название «Квадраплекс».
Интересно, что в СССР первый видеомагнитофон появился ненамного позже — уже в 1959 году была представлена промышленная модель КМЗИ-4, разработанная по личному указанию Никиты Сергеевича Хрущёва, увидевшего подобное устройство во время визита в США.
Ближе к людям
Но появление промышленных видеомагнитофонов не упростило жизнь обычным людям. Любимую передачу всё равно можно было легко упустить, поскольку видеомагнитофоны либо стоили баснословных денег и весили по полтонны, либо просто — как в СССР — не продавались частным лицам, будучи секретной технологией. Единственным способом гарантировать просмотр интересной передачи был её повтор. А повторов для зрителей телевидению никогда не было жалко — это серьёзно удешевляло формирование трансляционной сетки.
И в 1963 году на горизонте появилась компания Philips, стремившаяся быть ближе к людям. Голландцы представили первую в истории модель видеомагнитофона для бытовых нужд — EL3400. Он базировался на принципе наклонно-строчной видеозаписи — при этом дорожки пишутся под углом к направлению магнитной ленты, что позволило сделать ленту значительно более узкой, всего 25,4 мм шириной. В том же году подобные модели продемонстрировали и конкуренты — японцы из Sony и британцы из Telcan.
С этого момента целый ряд компаний вступил в борьбу за покупателя. Первой моделью в продаже стал всё-таки Telcan (при этом записать устройство могло всего 20 минут чёрно-белой трансляции), но вслед за британскими появились и прочие видеомагнитофоны. Стоили они в среднем порядка 1000$ и не умели работать с цветным сигналом. Но альтернатива повтору уже была.
До 1972 года в качестве носителя плёнки использовались бобины — и тут снова первенствовала компания Philips, представившая бытовой формат кассет VCR. Кассеты были рассчитаны на 30, 45 или 60 минут видеозаписи — на целый фильм не хватало, но сериал или телепередачу сохранить было можно. Надо отдать должное Sony, те показали свой кассетный формат U-Matic годом ранее — но только для профессиональных нужд, в бытовых моделях он не прижился.
Именно VCR стал форматом, применявшимся на первых советских кассетных магнитофонах «Спектр-203 Видео», появившихся в продаже в 1974-м (катушечные устройства появились в СССР всего годом ранее).
Собственно, последующее совершенствование видеомагнитофонов уже не было столь революционным. Формат VCR в итоге уступил место более успешному VHS от компании JVC; именно VHS просуществовал дольше всего — производители видеомагнитофонов перешли на него к концу 1980-х годов. Впрочем, существовало около десятка различных форматов, имеющих те или иные преимущества. Та же компания Philips одно время экспериментировала с двусторонними (!) кассетами формата V 2000.
Со временем длительность одной кассеты VHS довели до 4 и даже 6 часов — теперь на неё помещалось целых три полнометражных фильма, не то что один. В СССР «бум» видео пришёлся на времена перестройки и начало 1990-х — многие до сих пор помнят десятки привозимых из-за рубежа видеокассет и знаменитый голос легендарного переводчика Леонида Володарского.
Прощание с лентой
Несмотря на то, что ещё в 1980-х годах был разработан ряд цифровых форматов записи на плёнку — значительно более качественных, нежели аналоговые, — времена ленты были сочтены. Хотя программируемые видеомагнитофоны позволяли записать всё, что угодно, хоть на год вперёд, их недостатки были налицо. Лента далеко не всегда выдавала качественное изображение, будучи всё-таки сугубо физическим носителем. Кроме того, кассета так или иначе имела ограничения в объёме.
Ещё в 1978 году компания Philips представила видеодиски формата LaserDisc (LD). В отличие от кассет, они имели значительно более длительный срок службы и позволяли мгновенно получить доступ к любой части записи. Формат LD (и ещё ряд дисковых форматов) сосуществовал с VHS, но массового успеха так и не приобрёл из-за ряда недостатков, в частности, из-за более серьёзного ограничения времени на видеозапись.
Но зато его технологии легли в основу более успешного дискового формата DVD, появившегося в конце 1990-х и применяемого по сей день. Да, DVD позволил смотреть фильмы в высоком качестве и почти любого объёма — но лазерная запись — процесс непростой, и свободно перезаписывать программу за программой подобный формат не позволяет.
Поэтому окончательный удар видеомагнитофонам нанесли не DVD-диски, а жёсткие диски и отчасти SSD (твердотельные накопители — многократно перезаписываемые немеханические носители информации). Жёсткие диски были основными носителями в компьютерах ещё в 1980-е, но лишь в 90-е они достигли должного объёма, позволяющего использовать их для записи и хранения видеоинформации в должном количестве и качестве. Сегодня жёсткие диски достигают огромных размеров — 4 и более терабайт, что позволяет записать в цифровом виде сотни часов видео.
Телевизионная революция
В определённый период — в начале 2000-х годов — возникла странная ситуация. Держать VHS-магнитофоны было как-то не комильфо, все переходили на DVD-плееры, что позволяло смотреть кино в лучшем качестве, но... лишало возможности программирования и видеозаписи.
Сегодня этот переходный период закончился, потому что в дело вступили... сами телевизоры. Появление жёстких дисков должного объёма превратило телевизор в устройство, способное не только принимать сигналы и передавать их на экран, но также записывать любые передачи и показывать их в любое удобное для пользователя время.
В частности, технология Philips Smart TV позволяет смотреть фильмы и передачи в любой момент — когда это нужно зрителю, а не обязательно в момент показа по какому-либо из каналов. Функции программирования позволяют записать любые телепередачи на жёсткий диск с USB-портом, после чего посмотреть их в другое время, причём запись программ можно начать, даже находясь вне дома.
У Philips Smart TV есть ещё одно преимущество — функция паузы. Если, например, вы смотрите некую передачу, и вам нужно отойти от экрана, достаточно нажать на кнопку паузы, а затем снова включить трансляцию. Выглядит это так, как будто вы смотрите не канал, а высококачественную цифровую запись, и позволяет не упустить ни одного кадра.
Таким образом, современный телевизор заключает в себе десятки возможностей, ранее доступных только при наличии нескольких устройств. Причём некоторые из них могли весить по полтонны. Конечно, приятно ностальгировать по тёплым ламповым временам, но куда приятнее в любой момент записать любимую передачу в высоком качестве и посмотреть её на досуге. Не так ли?
Узнать подробнее о технологии Philips Smart TV можно на официальном сайте www.philips.ru/tv
На правах рекламы*