Битый небитого везет: буксир для горнолыжников

Тест-драйв первых в мире «горных лыж с мотором» оказался коротким, но впечатлений от него хватит на год вперед
Битый небитого везет: буксир для горнолыжников

«Ну что, конь ретивый, запрягли тебя в гусеничный плуг?» — ухохатывались друзья и коллеги, глядя на фотографии. Действительно, дышло, рогатые рукоятки, поясной ремень — все это напоминает лошадиную упряжь, особенно когда аппарат лежит на снегу в ожидании наездника. Что же до моих собственных ощущений, то теперь я знаю, как чувствует себя передняя подвеска снегохода. Она чувствует себя горнолыжником: сгибает ноги в коленях, отрабатывая неровности, закантовывает и раскантовывает лыжи, выполняет повороты, работает весом — в общем, катается в свое удовольствие! Впервые в жизни мне посчастливилось насладиться горными лыжами, не ограничивая себя склонами горнолыжного курорта. За спиной у меня появился едва заметный помощник, благодаря которому мне открылись бескрайние целинные поля, укатанные проселочные дороги и живописные лесные просеки. А смешки друзей — это от зависти. Ведь они при всем желании не смогут повторить мой опыт — несмотря на свой абсолютно промышленный вид, мотор для лыжника существует в единственном экземпляре. К нам в редакцию это чудо техники под названием Snow Glider привез его изобретатель Евгений Чучин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индустриальный масштаб

«Все началось в 1970-е годы, — рассказывает Евгений. — Мы часто ходили в длительные лыжные походы: по Подмосковью, в соседние области и даже на Кольский полуостров. Путешествовать хотелось с комфортом, и мы мечтали о машине, которая позволит нам, передвигаясь на лыжах, брать с собой больше вещей». Первые машины Евгения двигались впереди лыжника и представляли собой что-то вроде грузовой платформы с мотором и велосипедными колесами.

Гусеничный Snow Glider существует в единственном экземпляре. Его сконструировал и построил изобретатель Евгений Чучин. Аппарат способен не только толкать перед собой лыжника, но и буксировать прицеп с грузом.

Со временем аппарат перекочевал за спину наездника. Тогда экспериментаторы в наименьшей степени задумывались о том, насколько весело будет кататься с «задним приводом». Их интересовали прежде всего практические моменты: грузоподъемность и проходимость. Когда легкая машина тянет тяжелого лыжника, ее колеса разгружаются и сцепление шин с дорогой ухудшается. Толкая лыжника в спину, аппарат, напротив, прижимает колеса к земле. Масса наездника помогает шинам сильнее цепляться за грунт или снег.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1991 году изобретатель переехал в США, и строительство прототипов пошло полным ходом. По специальности Евгений инженер-технолог. Он занимается проектированием и настройкой технологических линий для промышленных производств. Так сложилось, что по роду службы ему оказались доступны практически любые производственные средства и материалы. За 1990-е годы Евгений построил множество колесных прототипов. Наш гусеничный Snow Glider увидел свет в 2002 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Евгения строительство этих аппаратов — вовсе не кустарное хобби. Каждый из них проходит полный цикл проектирования и производства, как заводские модели крупных фирм. Придумав идею новой машины, изобретатель готовит множество эскизных рисунков, а затем чертежей. Детально проработав конструкцию, Евгений приступает к компьютерному моделированию. Аппараты Чучина выглядят так, как будто они только что были сняты с полки магазина. Каждая модель практически готова к серийному производству.

Хорошо забытое старое

Евгений привез Snow Glider к нам в редакцию в виде четырех отдельных частей — моторного блока, двух гусениц и телескопического дышла. Такой комплект легко умещается в легковом автомобиле. Мы научились легко собирать аппарат вдвоем за 15 минут, а с разборкой запросто справляется один человек. В сборе машина весит порядка 40 кг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В основе конструкции лежит стальная рама из труб прямоугольного сечения. Прямо внутри одной из труб располагается цепная главная передача. В движение аппарат приводит двигатель Honda мощностью 5,5л.с. Это один из самых распространенных силовых агрегатов, который устанавливается практически на что угодно — от газонокосилок до любительских картов. Четырехтактный низкооборотный мотор предельно надежен и прост в эксплуатации. В Snow Glider двигатель работает в паре с клиноременным вариатором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слово «гусеницы» мы употребили по отношению к Snow Glider весьма условно. Сначала Евгений хотел установить на машину резиновые траки от снегохода, но ради эксперимента решил испытать экзотический движитель Неждановского. Эти ажурные цепи с редкими поперечными грунтозацепами русский изобретатель Сергей Неждановский изобрел в 1913 году. Они не выполняют несущую функцию — ее берут на себя широкие лыжи, обеспечивающие низкое давление на грунт и, как следствие, способность машины не тонуть в глубоком рыхлом снегу. Снег, попавший под лыжу, не выдавливается наружу, как у обычных саней, а уплотняется, оказавшись зажатым между грунтозацепами. Эти небольшие плотные кубики снега создают надежную опору для движения вперед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Евгений сам сделал цепи, прикрепив отрезки металлического профиля к длинным приводным ремням винтами. Ведущие колеса с зубьями для грунтозацепов выточены из высокомолекулярного полиэтилена. Изобретатель предусмотрел возможность быстрой замены цепей и точной регулировки их натяжения.

Будто крылья за спиной

Денек для покатушек мы выбрали нежаркий. Snow Glider два года простоял в гараже без движения, и теперь ему предстоял первый запуск при -15°С. Мы остановились неподалеку от бригады строителей, и они помогали нам собирать аппарат, греть промерзшую свечу, настраивать топливную систему. Когда двигатель наконец завелся, а я стал с решительным видом натягивать шлем, работяги выстроились в шеренгу неподалеку в ожидании шоу. А когда я стал «впрягаться» в аппарат, застегивая на себе ремень, их разобрал хохот. Ну ничего, через минуту они уже смотрели мне вслед с расстояния примерно в километр и наверняка жалели, что у них нет с собой лыж.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное впечатление от Snow Glider — его присутствие почти не ощущается. У лыж хороший накат, они прекрасно едут по инерции, и аппарат лишь слегка подталкивает наездника в спину. После первого же поворота перестаешь задумываться об управлении аппаратом — он просто послушно едет за лыжником. Это настоящий горнолыжный спорт, не больше и не меньше. Вот чем хорош «задний привод» — это минимум управления и максимум катания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, есть и свои нюансы. Катаясь со Snow Glider по глубокому снегу, можно смелее уходить в заднюю стойку, не боясь потерять контроль и упасть: аппарат обеспечивает хорошую поддержку. Глайдер довольно резко стартует, а после того как вариатор заклинило и мы в процессе ремонта слегка изменили настройку, он стал просто выстреливать лыжника с места, схватываясь на оборотах, близких к максимальным. Широкая подставка не травмирует спину, поэтому через некоторое время я привык группироваться и стартовать в полный газ. Уже на фотографиях я увидел, что 40-кг гусеничная машина при этом встает на дыбы!

Гусеничный глайдер весьма радикально тормозит: стоит сбросить газ — и лыжник повисает на ремне. Торможение — это большая проблема колесных машин. Евгений пробовал оснащать аппараты механическими тормозами, однако при нажатии на рычаг пилот на роликах или лыжероллерах просто выезжал из-под упряжи и падал. А вот длинные горные лыжи дают достаточную опору в продольном направлении, чтобы с легкостью оставаться на ногах при сколь угодно динамичной езде.

Силовой агрегат
widget-interest
Трансмиссия Snow Glider устроена подобно скутерной или снегоходной. Прямо на валу двигателя установлен ведущий шкив клиноременного вариатора, который по совместительству служит центробежным сцеплением. Далее посредством цепной главной передачи крутящий момент передается на ведущую ось движителя Неждановского. От настройки сцепления зависит, на каких оборотах двигателя аппарат будет начинать движение. Четырехтактный мотор Honda чрезвычайно прост в обслуживании, не требует добавления масла в бензин и надежно заводится даже в лютый мороз.

Единственный серьезный недостаток Snow Glider — это низкая скорость движения. Аппарат способен двигаться чуть быстрее 20 км/ч — это неплохо по меркам беговых лыж, но явно недостаточно для горных. Я бы предпочел двигаться с втрое большей скоростью — тогда начали бы по-настоящему работать и лыжи, и я сам. «Поставить более мощный двигатель и развить 60 км/ч — не проблема, — говорит Евгений, — просто лично я не уверен в безопасности такого снаряда. Мы могли бы создавать модели разной мощности для лыжников с разным уровнем катания. В конце концов, пока что Snow Glider — это всего лишь концепт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хорошего понемножку

Катаясь на Snow Glider, я испытывал потрясающее чувство первопроходца. Это спортивный снаряд, у которого еще нет ни армии поклонников, ни сформировавшейся школы катания, ни культовых приемов и трюков, ни стилей, ни звезд. Это чистый лист, на нем невозможно кататься правильно или неправильно — можно только экспериментировать и смело следовать своему вкусу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, я недолго наслаждался этим приятным чувством: сказались два года перерыва, в течение которых глайдер ржавел в гараже. Когда я впервые съехал с дороги в чистое поле, на одном из камней скончалась первая цепь. Оказалось, что по укатанному снегу аппарат неплохо ездит и «на одной ноге». Вторая цепь порвалась, как только я освоил крутой поворот на скорости, — когда с усилием выставляешь лыжи буквально поперек движения и Snow Glider описывает дугу малого радиуса.

В общем, разбирать устройство пришлось с чувством острого недостатка катания. Пожалуй, это даже хорошо. Во-первых, летом мы сможем протестировать колесный аппарат Чучина в сочетании с роликовыми коньками. Изобретатель обещает, что машина без гусениц будет гораздо быстрее снежной версии. А во-вторых, сейчас я все чаще задумываюсь о собственном глайдере, ведь Евгений планирует собирать свои аппараты под заказ.