Забег на вертикаль: альпинистский забег

Умение быстро перемещаться в горах в прошлом было критически важно для выживания. Охотник, спасающийся от надвигающейся бури, гонец с сообщением о нападении вражеских войск... Люди, в совершенстве владеющие этим навыком, ценились очень высоко.
Забег на вертикаль: альпинистский забег

Но с развитием техники они начали утрачивать свою уникальность. Сегодня применить это искусство можно разве что вдали от цивилизации или во время... специальных соревнований. Например, в забегах Международной ассоциации горных бегов (WMRA), которые несколько раз в году проходят в горах Европы. Но по правилам WMRA трасса не должна содержать сложных препятствий вроде скал или льда. Использовать любое альпинистское снаряжение запрещено. В вашем распоряжении только футболка с шортами, кроссовки и горная тропа. Однако существуют и более экстремальные формы соревнований, которые проводятся на самых сложных горных маршрутах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это и скоростное скалолазание и скоростные восхождения на вершины. В России «стадионом» для подобных соревнований служит высочайшая гора Европы, двуглавый потухший вулкан Эльбрус. Здесь проводится ежегодный альпинистский забег Elbrus Race.

Покой нам только снится
Покой нам только снится

Мы подняли упавшее знамя

Эльбрус (западная вершина — 5642 м, восточная — 5621 м) — это сердце и гордость Кавказа. Греки называют его «Питра ажал», монголы — «Тил-Тау», армяне — «Эльберисом», арабы — «Абу-ль Джабаль», что означает «Отец всех гор». Неудивительно, что он всегда привлекал людей своим особым статусом. В годы Великой Отечественной на его склонах шли тяжелые бои между бойцами Красной армии и элитной горно-стрелковой дивизией «Эдельвейс» — профессиональными альпинистами и горными егерями Баварии, по приказу Третьего рейха взявшими в руки оружие. В районе Эльбруса до сих пор можно найти «будто только оставленные» минометные гнезда, траншеи, оружие и боеприпасы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Много чего повидал Эльбрус за время войны. Здесь и своеобразные «рекорды» фашистов: самая высокая пулеметная точка Второй мировой, самая высокая артиллерийская позиция. И развевающиеся нацистские знамена на западной вершине... Героический переход через перевал Бечо (3367 м) полутора тысяч беженцев: стариков, женщин и детей — под руководством всего шести советских альпинистов. Спешно отступающие с Кавказа немцы, бросающие своих раненых. И наконец, советские альпинисты, снимающие с вершины ошметки потрепанных ветрами фашистских флагов...

Посадили, засмолили, покатили
Посадили, засмолили, покатили
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После войны Эльбрус — популярное место для восхождений. А горные забеги (не только на Эльбрус) начинают использовать для отбора в экспедиции на высочайшие горы нашей планеты — гималайские Эверест (8848 м) и Канченджангу (8586 м). Горный забег становится своеобразным показателем силы — чем меньше время, тем выше рейтинг спортсмена. А в конце 1980-х выдающийся советский альпинист Владимир Балыбердин, одним из первых побывавший на Эвересте, предложил сделать забег на Эльбрус отдельным соревнованием, а не просто этапом отбора. В 1987 году под его руководством прошел первый забег с высоты 4130 м до восточной вершины Эльбруса (5621 м). В 1994-м Владимир погиб в автокатастрофе в своем родном городе Санкт-Петербурге. Ежегодная традиция забегов прервалась на 11 лет — и лишь в 2005 году компания Top Sport Travel совместно с альпинистским порталом RussianClimb.com провели первый забег Elbrus Race.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«К идее Володи сначала отнеслись скептически, — рассказывает один из организаторов Elbrus Race, участник забега 1987 года Николай Шустров. — Но получилось очень здорово. Народ поехал, и я сам один раз участвовал. Всего было четыре или пять забегов. А когда Володя погиб, все остановилось. До 2005 года. Когда мы это упавшее знамя подняли».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Горячий чай на западной вершине

Этой осенью прошли уже пятые по счету соревнования Elbrus Race. На выбор участникам предоставляется две трассы: «Экстрим» (старт на 2400 м, перепад высоты 3243 м) и «Классика» (старт на 3708 м, перепад — 1934 м). Финиш для всех один — западная вершина Эльбруса (5642 м).

Обычно участники приезжают за несколько дней до начала соревнований. И не только для того, чтобы освоиться и пообщаться с коллегами. Нужно акклиматизироваться. Эльбрус — гора высокая. А с увеличением высоты уменьшается количество кислорода в воздухе. На высоте 5000 м его в два раза меньше, чем на уровне моря. Из-за этого самочувствие только что приехавшего человека сначала ухудшается: голова побаливает, сон плохой, аппетит отсутствует... Понятно, что ни о каких соревнованиях не может быть и речи. Но через несколько дней все приходит в норму — это означает, что организм адаптировался к новым условиям среды.

Теперь нужно пройти квалификационный забег — от гостиницы «Бочки» (с домиками в форме бочек, высота 3708 м), в которой останавливаются участники, до скал Пастухова на высоте 4700 м. Не уложившихся в контрольное время (2,5 часа) к соревнованиям не допускают. В 2008 году в основном забеге разрешили участвовать только 26 из 34 спортсменов. Небольшой отдых, и через день-два, в зависимости от погоды, еще до восхода солнца стартуют спортсмены класса «Экстрим» с поляны Азау (2400 м). Отсюда вообще-то идет кресельный подъемник прямо до «Бочек» (откуда стартует «Классика»), но «экстримовцы» столь суровы, что предпочитают подниматься на своих двоих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Залог победы
Залог победы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий ориентир для обеих групп — это скалы Пастухова. Здесь спортсмены надевают кошки (дальше идет сплошной лед) и устремляются вверх до седловины Эльбруса (5300 м) — места, где гора делится на две вершины. Отсюда до финиша на западной рукой подать — всего 342 м, но они-то самые тяжелые... Там спортсменов уже ждут судьи с секундомерами и горячим чаем. Чтобы оказаться здесь раньше участников, судьи покидают уютные «Бочки» за несколько часов до основного старта. И вот финиширует первый участник. Судья «отсекает» время, заносит в протокол. А чемпион в это время лежит «бездыханный» на снегу... Отдышался, попил чайку, и снова пора идти — впереди еще не самый простой спуск.

Фу!

«Маршрут, по которому проходит забег, достаточной однозначный, — рассказывает участник Elbrus Race 2008 МС по альпинизму Борис Степанович Коршунов. Борис Степанович ходит в гости к "Отцу всех гор" с 1957 года и на данный момент совершил более 60 восхождений (по 30 с небольшим на каждую из вершин Эльбруса). — Трасса промаркирована флажками — не заблудишься. Технические приспособления не нужны, просто идешь и идешь без веревок и страховки. Сначала бегут без кошек, но когда начинается лед — надевают. Трещин во льду на трассе нет. Однако в непогоду, в тумане, при ветре, можно, конечно, не там свернуть, выйти на опасные участки и упасть в трещину. Но в плохую погоду забег никто проводить не станет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альпинисты говорят: гора тебя либо пускает, либо нет. Ни организаторы, ни спонсоры, ни участники, ни кто бы то ни было еще не могут быть твердо уверены, получится такого-то числа провести забег или нет — за погоду на горе отвечает только сама гора. В 1963 году советские альпинисты пригласили на Эльбрус Тенцинга Норгея. Несколькими годами ранее он вместе с Эдмундом Хиллари впервые в истории человечества поднялся на вершину Эвереста. Казалось бы, Эльбрус гораздо ниже и проще вершины мира, но, когда появились первые признаки ухудшения погоды, опытный Тенцинг принял решение повернуть назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вот говорят, покорить гору — это вообще глупость какая-то. Как такое можно сказать о горе, которая на тебя только 'фу!' дунет — и ты вообще исчезнешь, растворишься... — говорит Николай Шустров. — Мы, конечно, понимаем, что из-за плохой погоды мероприятие может вообще не состояться. Представляете, за год пытаемся прогноз угадать! И самое интересное, что уже четыре года получается».

Калории в кармане

Вершина Эльбруса — одно из самых холодных мест нашей планеты. Даже в июле бывает, что температура не поднимается выше нуля. Прямо как в Антарктиде или Гренландии. Это вам не зеленая от травы тропа WMRA, в шортах и майке здесь делать нечего. О тонкостях выбора снаряжения для забега согласился рассказать опытный лыжный марафонец Сергей Колышев. В Elbrus Race 2008 он занял третье место в «Классике».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Суровый рай
Суровый рай

«Там везде лед, поэтому без кошек никак, — говорит Сергей. — Но нужно, чтобы они были очень легкие: дюралюминиевые, титановые. С собой — телескопические складывающиеся или обыкновенные лыжные палки, на них будешь опираться. Достаточно легкая обувь — в тяжелых альпинистских ботинках далеко не убежишь. Теперь об одежде. Когда зимой бежишь лыжный марафон, можно очень легко одеться — все равно не замерзнешь. Главное, чтобы руки и лицо не подморозило. На Эльбрусе подход совсем другой. С высотой падает температура, и на старте всегда теплее, чем на вершине. В этом году перепад был градусов 15. Поэтому нужно грамотно подобрать одежду, чтобы и не замерзнуть, и не перегреться. Однозначно нужны солнцезащитные очки и крем. Солнце там жесткое, и ожог получить очень легко. Рассказывали, как человек на 8000 м получил ожог глаз, сняв очки в палатке! И обязательно 'калории в кармане' — курага, изюм. Обычно лыжный марафон без питания пробежать невозможно. Положил курагу за щеку, и она сама постепенно расходится».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Быстрее самого себя

Этот номер «TechInsider» уйдет в печать незадолго до 7 сентября, когда начнется очередной, уже пятый забег International Elbrus Race. В этом году к «Экстриму» и «Классике» добавится третий, более легкий класс — для тех, кто только пробует свои силы. Пока же альпинисты точат зубья кошек и прикидывают тренировочный план, а организаторы ломают голову над прогнозом погоды, сам виновник торжества Эльбрус потихоньку... растет. Вместе со всем кавказским хребтом, как утверждают ученые. А чем выше гора, тем сложнее подъем. Так что особо не задерживайтесь с восхождением, пока не вымахала!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Есть горы, на которые альпинисты идут, потому что это невозможно сделать. А на Эльбрусе, да, несложный маршрут, — говорит Николай Шустров. — но гора от этого не становится хуже. Как Фудзияма у японцев: дело не в том, сложно подняться на нее или нет. Главное — прикоснуться к чему-то великому... ты выходишь еще в темноте. Совершенно фантастический рассвет застает тебя на склонах Эльбруса. Воздух острый, резкий, свежий. И ты паришь над Кавказом, над всем горным миром. И понимаешь, что это Гора. С большой буквы. А ты маленький человек, поднимающийся на вершину чуть ли не быстрее самого себя».