На полпути в космос: Прыжок из стратосферы

Свысока глядя на облака из окна пассажирского лайнера, вы вряд ли чувствуете себя великим покорителем воздушной стихии. Совсем иначе вы ощущали бы себя, оказавшись по другую сторону окна, в свободном падении, один на один с высотой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В парашютном спорте высотными прыжками называют старты с высоты 4000 м. Выше этой отметки давление падает ниже допустимого уровня, а состав воздуха не позволяет дышать без кислородной маски. 65-летний француз Мишель Фурнье намеревается испытать на себе свободное падение с высоты 40 000 м. Подобно нынешним рекордсменам стратосферных прыжков Евгению Андрееву и Джозефу Киттингеру, Фурнье впервые прикоснулся к своей мечте, будучи военным парашютистом-испытателем. После катастрофы «Челленджера» министерство обороны Франции запустило проект S38, предусматривающий разработку системы спасения астронавтов при аварии на большой высоте. Мишель Фурнье, спортсмен-многоборец с безупречными физическими данными, был выбран из 24 кандидатов, чтобы совершить прыжок из стратосферы с высоты 38 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на динамичное развитие проекта и даже успешное завершение полномасштабных испытаний с манекеном, в 1989 году проект был закрыт из-за нехватки финансирования. И Мишель решил отправиться к мечте своей дорогой. Уволившись из армии, он стал вкладывать все личные средства и взносы добровольных жертвователей в разработку и строительство стратостата, герметичной капсулы-гондолы и скафандра, медицинские исследования и ежедневные тренировки. В настоящее время полковник в отставке Фурнье вложил в проект около $20 млн, пустив с молотка даже собственные военные награды. Он уже совершил две неудачные попытки забраться на заданную высоту в 2003 и 2008 годах. Следующий старт намечен на конец нынешнего года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своим подвигом Мишель собирается установить сразу четыре мировых рекорда. Прежде всего это максимальная высота пилотируемого полета на воздушном шаре и парашютного прыжка. В разреженных слоях атмосферы парашютист будет разгоняться, не сдерживаемый сопротивлением воздуха. В отличие от Андреева и Киттингера, Фурнье впервые преодолеет звуковой барьер в свободном падении. Время, проведенное в свободном падении, составит рекордные 7 минут 25 секунд.

Мишель поднимется в воздух на гигантском воздушном шаре объемом 600 000 м³ и диаметром 161 м. Шар сделан из полиэтиленовой пленки толщиной всего 16 мкм, при этом его масса составляет тонну, а площадь материала — 6,5 га. Наполненный гелием аэростат будет подниматься на высоту 40 км в течение двух с половиной часов, а затем спустится на землю всего за 40 минут. В случае успешного завершения эксперимента каждому жертвователю, сделавшему свой вклад в проект, Мишель обещает лично прислать кусочек шара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время подъема Мишель будет находиться в цилиндрической гондоле диаметром 1,1 м и высотой 3 м. Фактически она представляет собой космический корабль, оснащенный системой поддержания давления, запасом кислорода, полным набором летных приборов, средствами контроля за состоянием пилота, фото- и видеооборудованием. Аппарат полностью контролируется и управляется с земли. За два часа до полета Мишель займет место в капсуле и пройдет процедуру десатурации: будет дышать чистым кислородом, изгоняя из крови азот (при резкой смене давления азот в крови вскипает, становясь причиной кессонной болезни).

Оставшись наедине с гравитацией, пилот будет облачен в космический скафандр, который позволяет до десяти минут находиться в условиях с давлением в 0,001 атм. Мишель значительно усовершенствовал конструкцию скафандра под собственные нужды — к примеру, заменив стекло шлема на более прочное, способное выдержать давление и температуру при торможении о плотные воздушные слои. Воздуховод отводит выдыхаемый пилотом воздух вниз, чтобы стекло не запотевало. Систему шлангов пришлось адаптировать под использование с парашютным ранцем. Особое внимание Мишель уделил утепляющим слоям экипировки, которая позволяет ему пребывать до десяти минут при температуре -100°С, разумеется, в автономном режиме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мишель Фурнье убежден, что его рекордный прыжок несет в себе большую научную ценность, в частности в области медицины и технологий воздухоплавания. Однако свою главную миссию целеустремленный пилот видит в гуманитарной сфере. «Наше нелегкое время принесло кризис социальных, моральных, религиозных ценностей. Все больше людей теряются в поисках смысла жизни, в обществе правят апатия, посредственность, безразличие. Я хочу показать людям, насколько счастливым может быть человек, который живет мечтой и стремится к ее воплощению, преодолевая любые физические и моральные преграды».

Видео к статье: ссылка