На честном слове и на одном крыле
Как и многие другие виды спорта, этот начался как хулиганство. Особо дерзкие парашютисты над самой землей переходили в горизонтальный полет и пролетали над зрителями и автомобилями, между деревьями или зданиями. Наиболее отчаянные даже умудрялись на ходу запрыгивать в кузов движущегося пикапа. Правда, не всегда такие маневры удавались с первого раза и без травм. Зато в случае успеха можно было насладиться восторгом зрителей. А потом в голову кому-то пришла идея — а почему бы не устроить соревнования? Так несколько лет назад родился новый парашютный вид спорта, официально названный «Пилотирование скоростных куполов» (canopy piloting), или свуп (от английского swoop — пикирование).
Молодой, красивый, опасный
Пилотирование — наверное, самый зрелищный вид парашютного спорта. Зачетная часть выступления разворачивается прямо перед зрителями, которые болеют за спортсменов без посредничества видеооператоров (кроме пилотирования, это возможно только в прыжках на точность). «Никакое видео не передаст тех эмоций, которые испытывают зрители, наблюдая за парашютистами, — говорит Андрей Разуваев, один из пока еще немногих российских спортсменов, серьезно занимающихся пилотированием. — И это обязательно надо слышать — специфический свист рассекаемого тонкими стропами воздуха не передает никакая запись.»
Кроме того, это самый молодой парашютный спорт: первый официальный чемпионат мира состоялся в 2006 году в Австрии, а в прошлом году прошел второй — в ЮАР (в обоих принимали участие и российские спортсмены). А еще пилотирование — один из самых опасных видов (наряду с купольной акробатикой). Травмы здесь — обычное дело, а синяков и царапин вообще никто не считает. Высокие скорости и малая высота почти не оставляют времени на исправление серьезных просчетов.
Полеты над водой
Неотъемлемый элемент выступлений свуперов — водная поверхность, над которой, собственно, и производятся пролеты. Водоем (глубиной не менее 60 см) нужен для того, чтобы снизить тяжесть и количество травм. Без купаний не обходятся ни одни соревнования или тренировки, и хотя потом спортсменам приходится сушить купол и одежду, это невысокая цена за снижение риска.
Все соревнования по пилотированию куполов включают три вида. При соревнованиях на дальность спортсмен должен попасть во входные ворота шириной 10 м, обозначенные надувными пилонами, на высоте не более 1,5 м (засчитывается пролет любой частью тела). После этого основная задача — пролететь в горизонтальном коридоре и приземлиться как можно дальше (засчитывается касание любой частью тела). На вертикальную составляющую траектории при этом не накладывается никаких ограничений (чтобы улучшить результат, спортсмены обычно поднимают купол). Текущий рекорд составляет 169,61 м, его обладатель — американец Ник Батч.
При соревнованиях на точность спортсмен получает определенное количество очков за касание ногой водной поверхности при прохождении каждых ворот во время пролета по обозначенному коридору. Затем вода заканчивается, и идет нулевая зона, при касании которой все заработанные очки обнуляются. За ней следуют зоны со штрафными баллами, которые вычитаются из общего результата, и лишь в 70 м от входных ворот расположена центральная зона размером 2 х 2 м, куда и нужно приземлиться.
Третий официальный вид пилотирования — на скорость. Здесь все просто: засекается время прохождения зачетной дистанции в 70 м. Только вот эти 70 м представляют собой вовсе не «финишную прямую», а 75-градусную дугу с радиусом 53,5 м (если быть точным, то это 75-градусный фрагмент кругового кольца с разницей радиусов в 10 м). И перед спортсменом стоит задача, во-первых, не вылететь из дугообразного коридора высотой 1,5 м, а во-вторых, развить на этом участке максимальную скорость. Текущий мировой рекорд в этой дисциплине принадлежит американцу Грегу Виндмиллеру и составляет 2,333 с.
Расчет и контроль
На самом деле, как объясняет Андрей, то, что видят зрители, — это лишь зачетная часть соревнований. Для свупера планирование прыжка начинается еще в самолете. Кстати, пилотирование — один из двух видов (наряду с прыжками на точность), где спортсмен может сам выбирать точку выброса. После отделения парашютист раскрывает купол и оценивает высоту, направление и скорость ветра, составляет траекторию к точке разворота, от выполнения которого зависит успех выступления. Разворот — один из самых важных моментов в выступлении, ключевая точка, с которой начинается «посадочная глиссада», и его нужно провести на строго рассчитанной высоте. Промедление и ошибка на 10−20 м по высоте — и ни о каком серьезном результате говорить уже не придется.
Разумеется, это не означает, что финальная часть менее ответственна. Здесь требуется совершенно ювелирное пилотирование, тем более что все планы может нарушить ветер, неожиданно сменивший направление. Ошибки в пилотировании могут привести не только к плохому результату, но и к опасным последствиям. Причем не только для спортсмена — были случаи, когда потерявший контроль парашютист врезался в толпу зрителей или ограждения. Впрочем, такое бывает не слишком часто: спорт этот не для новичков, обычно свуперами становятся уже опытные парашютисты, за плечами которых тысячи прыжков.
Механика полета
Особенности этого вида спорта требуют специализированного снаряжения. В первую очередь это сам купол. От куполов для «обычных» видов он отличается, во-первых, конструкцией. Как и другие скоростные купола, он не прямоугольный, а эллиптический, и к тому же более жесткий, благодаря тому что в каждую секцию вшит дополнительный диагональный элемент. В результате по конструкции купола для свупа ближе к парапланам, нежели к парашютам, да и задача у них сходная — не просто «тормозить падение», а именно летать. На такие купола для уменьшения сопротивления воздуха ставят специальные более тонкие стропы, издающие характерный свист.
Поскольку подъемная сила крыла увеличивается с ростом скорости и увеличением площади, для быстрого горизонтального полета оптимально подходит маленькое крыло с высокой удельной нагрузкой. Чем выше последний показатель, тем сложнее управлять куполом, но тем выше его скорость и острее управляемость. Если для классических куполов типичная нагрузка составляет 0,7−1,5 фунта (0,32−0,7 кг) на квадратный фут, а для скоростных куполов достигает 1,8 фунта (0,8 кг) на квадратный фут, то для свупа требуется нагрузить крыло до высоких показателей — от 2,4 фунта (1,1 кг) на квадратный фут. Хотя производители официально не рекомендуют превышать это значение, на соревнованиях нередки и бóльшие нагрузки, доходящие до 2,8 фунта (1,26 кг) на квадратный фут.
Увеличить нагрузку можно двумя способами — уменьшив площадь крыла, что отрицательно сказывается на управляемости, и увеличив массу парашютиста, так что более тяжелые спортсмены в этом виде имеют преимущество. Чтобы более-менее уравнять шансы, свуперам разрешается использовать грузовой пояс. Правда, количество грузов ограничивается в зависимости от собственной массы парашютиста, так что в итоге у большинства спортсменов общая масса находится в диапазоне от 93 до 100 кг.
Впрочем, есть еще один способ улучшить результаты в абсолютных цифрах, причем для всех спортсменов без исключения. В разреженном воздухе подъемная сила падает, что позволяет развить более высокую скорость, и это было одной из причин проведения чемпионата мира по пилотированию скоростных куполов в южноафриканской претории, расположенной на высоте 1300 м над уровнем моря. Текущие мировые рекорды скорости и дальности установлены именно там.