Танкист выходного дня: испытание гусеничного квадроцикла
Готовь снегоход летом, а квадроцикл зимой... и летом. Несколько компаний разработали гусеницы для мотовездехода — для зимней эксплуатации. Чтобы узнать, насколько хорош такой аппарат на снегу, мы взяли на тест гусеничный квадроцикл Yamaha Grizzly 700.
Тонкости переобувки
Когда мы приехали за мотовездеходом, он ждал в зимней «обуви» — гусеничной системе Tatou компании Comolast. Специалисты рассказали, что гусеницы поставляются в виде кита — нескольких коробок с деталями. Из них сначала собирают четыре гусеницы, а потом устанавливают их на место колес. В первый раз такая работа у двух человек займет около трех часов, но со временем ее длительность можно сократить вдвое.
За сравнительно непродолжительное время аппарат приобретает невероятно броский и солидный вид, а параллельно вырастает во всех трех измерениях. Это надо учитывать при транспортировке квадроцикла. Прибавка в ширине, например, чуть не разрушила наши планы проведения тест-драйва. Прицеп, в котором мы до этого перевозили разнообразные мотовездеходы и снегоходы, оказался недостаточно широким для гусеничного Grizzly. К счастью, погрузить его все-таки удалось — впритирку к бортам прицепа.
Персональный танк
Мы на месте — неподалеку от одной из деревень Владимирской области. Местные жители здесь давно облюбовали квадроциклы и снегоходы, на которых ездят почти каждый день. Поэтому к предложению оценить гусеничный квадроцикл на практике отнеслись с живым интересом. Для сравнения с ним наши знакомые привезли несколько снегоходов и колесный квадроцикл, который каким-то чудом добрался до «базы» своим ходом. Сможет ли наш «персональный танк» составить им достойную конкуренцию? Колесному аппарату он, например, может проиграть в скорости. Установка гусениц снижает максимальную скорость примерно на 45% — с 80 до 48 км/ч. Куда более серьезным противником представляется снегоход. Эта машина специально создана для снега, как рыба для воды. Сможет ли наш универсальный аппарат доказать, что и он тоже имеет право на езду по снежным полям? Скоро мы это выясним.
А пока первые впечатления — яркие и позитивные. Наш знакомый на горном снегоходе провоцирует на соперничество. Он манит наш «танк» за собой, а сам подъезжает к небольшой, но страшно крутой снежной горке, разгоняется, залетает на горку и прыгает с нее. А вам слабо? Пути назад нет: я тоже разгоняюсь, въезжаю на склон и, к своему удивлению, осознаю, что для гусеничного квадроцикла преодоление 100%-го уклона — несложная задача. Теперь я уже работаю на имидж — заезжаю на горку без разбега. Снегоход, впрочем, не отстает — уверенно проделывает то же самое. Но пора приступать к основному сражению.
Снежный поединок
На стартовую линию выходят снегоход и квадроциклы — колесный и наш гусеничный. За счет более высокой посадки я свысока смотрю на остальных. Интересно, как долго это будет продолжаться? Дается отмашка — выжимаю газ и почти без «буксов» отправляюсь в путь. Быстрый снегоход сразу вырывается вперед, я занимаю срединное положение, а колесный квадроцикл проигрывает на старте. На снегу колеса проскальзывают, на них ехать сложнее, чем на гусеницах, и колесный аппарат никак не может за мной угнаться. Кроме того, он едет по колее снегохода, тогда как я волен выбирать более короткий путь.
Снегоход ускоряется до 60−70 км/ч, и расстояние между нами растет, но меня это не сильно угнетает: ехать на гусеничном квадроцикле со скоростью под 50 км/ч огромное удовольствие. Огорчает только то, что приходится следить за уровнем топлива в баке: полноприводная машина на гусеничном ходу прожорлива. Кроме того, ехать на такой скорости необходимо особенно осторожно: гусеничная машина дарит ощущение вседозволенности, оставаясь при этом довольно-таки щуплым аппаратом.
За рулем гусеничной машины кажется, что нет ничего невозможного. Между тем надо быть особенно осторожным. Каждая гусеница весит примерно 24 кг — в четыре раза больше, чем колесо. При таких неподрессоренных массах любая неровность дороги заметно передается на саму машину. Но хуже другое — подвеска осталась прежней, рассчитанной на работу с колесами, так что любой удар, который придется на гусеницу, может стать фатальным для подвески.
И еще одно наблюдение: несмотря на наличие усилителя руля, поворачивать на гусеничном Grizzly нелегко. Это значит, что если гусеницы установить на мотовездеход без усилителя (а таких на рынке немало), то он сразу станет фитнес-тренажером для рук.
Но вот коллега машет мне, призывая вернуться назад. Как и ожидалось, в снегах застрял колесный квадроцикл. Для него снежное поле оказалось непроходимым препятствием. Снегоход же и гусеничный вездеход в плане проходимости чувствовали себя на равных, хотя первый, пожалуй, все-таки уверенней. Когда я забирался в места с глубоким рыхлым снегом и замедлял ход, аппарат проваливался, начинал буксовать, но включение пониженной передачи трансмиссии и заднего хода позволяло преодолеть препятствие. Причем квадроцикл одинаково уверенно шел и вперед и назад — так легче выбраться из ямы.
Перед снегоходом у гусеничного квадроцикла есть преимущество: на нем можно ездить не только по снегу, но и, например, по болотистой местности. Мы живо вспомнили случай, когда пару лет назад в трясине увяз наш колесный квадроцикл и нам стоило огромного труда его вытащить. Гусеничный аппарат в качестве буксира пришелся бы здесь как нельзя кстати.
Впрочем, покатавшись на гусеничном квадроцикле, большинство выносит вердикт: «Игрушка, причем довольно дорогая». Цена гусениц — $5000, к тому же стоит учитывать, что при применении гусеничной системы быстрее изнашивается подвеска аппарата. А значит, затраты на эксплуатацию квадроцикла обещают возрасти. «Танк выходного дня», как нам кажется, непременно понравится энтузиастам и миллионерам, а также тем, кому такая техника необходима для работы. А все остальные любители активного отдыха, скорее всего, будут по-прежнему ездить на снегоходах зимой и на обычных квадроциклах — в остальные времена года...
Благодарим компанию «Тринити Моторс» за предоставленный на тест гусеничный мотовездеход