Зеленая птица скорости: В ожидании ветра
Текущий рекорд установлен 9 лет назад: 20 мая 1999 г. Боб Шумахер (Bob Schumacher), управляя движимым ветром сухопутным аппаратом Iron Duck, сумел разогнаться до 188 км/ч. Но наше время — не лучшее для рекордсменов, которых то и дело отодвигают все дальше в прошлое. Дейл Винс (Dale Vince) и Ричард Дженкинс (Richard Jenkins) со своей «сухопутной яхтой» Greenbird уже прибыли в Западную Австралию, на высохшее озеро Лефрой, намереваясь побить достижение Шумахера.
Сегодня, когда энергия и топливо не прекращают дорожать, начинается настоящее возрождение средств транспорта на даровой силе ветра и солнца. Конечно, происходит это уже на современном, высокотехнологичном уровне. Достаточно вспомнить регаты, в которых демонстрировали свои возможности роботизированные суда на солнечных батареях («Лишь бы погода не подвела») и на парусах («Ро/ботики»). Похож на них и проект Windjet, в котором соревнуются аппараты, движимые только силой ветра, — с тем только отличием, что едут они по суше.
Что касается рекорда, то, как заметил один из авторов Greenbird, «большая сила ветра еще не означает большую скорость». Основной вопрос здесь именно в технологических решениях, позволяющих использовать ветер с максимальной эффективностью. По словам разработчиков, их Greenbird настолько продуман, что способен развивать скорость, в 3−5 раз превышающую скорость собственно дующего ветра, который приводит его в движение!
Сами авторы объясняют это так. «Представьте, что вы едете на велосипеде в абсолютно безветренную погоду. При этом вы чувствуете ветер, бьющий в лицо — и тем сильнее, чем быстрее вы двигаетесь: само ваше движение создает ветер. Теперь представьте, что вы едете на велосипеде, а ветер дует справа — обычный ветер, а не тот, который появляется при движении. Если вы мысленно сложите оба ветра, то будете чувствовать "результирующий" ветер, дующий где-то спереди и справа. Сила его будет выше, чем сила "естественно" дующего ветра — и эту силу мы используем».
На аппарате установлены не гибкие, а жесткие паруса, что позволяет им действовать одновременно и на манер самолетного крыла. Один (вертикальный) парус толкает Greenbird вперед, а второй (горизонтальный) стабилизирует движение. Легкость и прочность обеспечивает корпус из легких композитов.
Насколько подобный подход применим на практике — пока непонятно. Но то, что он наверняка позволит «Зеленой птице» побить рекорд «Железного утенка» — авторы уверены. Осталось дождаться подходящего ветра.
По сообщению Inhabitat