Оседлавшие ветер: История кайта
С точки зрения аэродинамики надувной кайт, похожий на гигантскую арку, не имеет аналогов ни в живой природе, ни в мире крыльев, придуманных людьми. Поэтому до сих пор делают их особые люди, руководствуясь более интуицией, чем точными расчетами. И среди них выделяются два брата-француза Доминик и Бруно Леганю, собственно и придумавшие эту удивительную конструкцию.
Легенда
Доминик и Бруно Леганю выросли на морском побережье Бретани, где каждый мальчишка умеет обращаться с парусами. Начинали они в 10-летнем возрасте с маленького парусного ялика, на котором впервые приняли участие юниорском чемпионате Франции. В течение последующих 10 лет братья перепробовали большое количество яхт, кочуя от соревнования к соревнованию, и в 1982 году приняли решение завязать со спортом, ходить под парусом в собственное удовольствие и осуществить мечту — отправиться на яхте в кругосветное путешествие — благо, собственная океанская яхта у братьев уже была.
После годового неторопливого плаванья по разным океанам братья бросили якорь у побережья Сенегала. Жизнь была прекрасной, море — волшебным, и большую часть времени братья проводили лежа в шезлонгах, обсуждая новейшие технологии производства парусов и идею постройки будущей необычной и скоростной яхты. Постепенно в своих рассуждениях они добрались и до воздушных змеев.
К этой идее их подтолкнуло изобретение земляка-бретонца Роланда Ле Бэйла — BirdSail, нечто среднее между парусом для виндсерфинга и воздушным змеем. «Птичий парус» напоминал небольшой дельтаплан, который спортсмен держал в руках. Запатентовав в 1982 году свой парус-крыло, Ле Бэйл развернул мелкосерийное производство. «Птичий парус» позволял спортсмену на стандартной доске для виндсерфинга отрываться от воды и делать высокие и длинные прыжки. Но главным недостатком такого крыла было то, что конструкция не позволяла использовать паруса большого размера. Глядя на экстремалов, пытающихся бороться при помощи BirdSail с ветром, братьям пришла в голову мысль, как можно справится с этим недостатком — просто запустить крыло-парус в небо наподобие всем известного воздушного змея. Идея настолько увлекла Доминика и Бруно, что они прервали кругосветное путешествие и вернулись во Францию воплощать ее в жизнь.
Надо сказать, никакого опыта ни изготовления змеев, ни управления ими у братьев не было. Доминик и Бруно стали самостоятельно мастерить разнообразные конструкции, потихоньку начиная понимать принципы их аэродинамики и пытаясь ответить на самый важный вопрос — возможно ли вообще ходить на кайте против ветра? В качестве полигона они использовали маленький катамаран.
Первое, к чему пришли братья, — это двухстропная система управления. Первая планка управления представляла собой палку длиной более метра с катушками с торцов, на которые наматывались стропы. Первый же змей, который смог сдвинуть с места катамаран, представлял собой причудливую этажерку из 12 кайтов, каждый площадью всего 0,5 м². Маленькие змеи изготавливались по технологии, схожей с парусами для виндсерфинга, а форму им обеспечивали фибергласовые вставки-латы. Этажерка запускалась путем неимоверных усилий, плохо управлялась, не позволяла идти против ветра и тонула при падении в воду. Братья сделали вывод — кайт должен быть один и большого размера, а чтобы не нырять за ним, надо привязать к нему баллоны с воздухом. А еще лучше — заменить ими фибегласовые латы, которые обеспечивали кайту нужную аэродинамическую форму.
Надувной самолет-крыло
В октябре 1984 года первый надувной кайт успешно заменил братьям катер для водных лыж, а в декабре они уже подали заявку на патент. Рассматривать патент довольно занятно — спортсмен на картинках едет на маленьких водных лыжах. Доска от серфинга появилась годом позже.
Братья изготовили специальный маленькие водные лыжи и стали принимать участие в разнообразных соревнованиях, которые у нас принято называть «Весь мир сошел с ума». Например, в апреле 1985 года на «неделе скорости» во французском Бресте они выиграли «Изобретательский приз».
Но изобретение братьев Леганю так и оставалось забавным курьезом — крупные производители были поглощены бумом на рынке товаров для виндсерфинга и не обращали внимание на нетонущего змея. К тому же первые прототипы не позволяли ходить против ветра и годились разве что для буксировки воднолыжника или суденышка по ветру.
Не сумев с наскока занять рынок экстремальных водных видов спорта, братья пытались продать свое изобретение военным и спасателям, неоднократно демонстрируя им запуск змея из лодки. Однако чиновников новая технология не вдохновила.
Братья продолжали непрерывно совершенствовать конструкцию, и в итоге создали каноническую модель двухстропного змея — Wind Para Inflatable Aircraft, или сокращенно Wipikair. Практически все современные надувные двухстропные змеи являются его копией.
В 1997 году братья основали первую в мире кайтсерфинговую компанию Wipika и выпустили первый в мире серийный надувной кайт — Wipika Classic. Буквально через полгода в мире началась кайтомания — братья не успевали выдавать лицензии на собственное изобретение.
Четыре стропы
Классический двухстропный кайт управляется методом перекоса: тянешь планку влево — левый край кайта идет вниз, а вместе с ним и сам кайт. Потянул вправо — и кайт пошел вправо. Схема простая и известная — так управляются парашюты, парапланы и «зимние» кайты-парафойлы, являющиеся, по сути, теми же самыми парапланами. Изюминкой Wipika была необычная форма в виде арки, которая позволяла перезапускать упавший на воду кайт. Ничего подобного до братьев Леганю никто не придумывал. Одно это уже превращало их в легенду. Однако братья не остановились на достигнутом. Практически одновременно с основанием собственной компании, 25 апреля 1997 года, они запатентовали другую далеко не очевидную вещь — четырехстропную систему управления. Система позволяла управлять змеем не перекосом, а изменением положения задней кромки кайта. Мало того, патентованная система управления давала возможность управлять тягой, легко изменяя угол атаки крыла.
Уже давно компания Wipika принадлежит совсем другим людям, но тем не менее все современные надувные кайты базируются именно на этих двух патентах братьев Леганю.