Копалка: Тест-драйв экскаватора
Наверняка вы неоднократно видели забавный видеоролик, в котором бесшабашные экскаваторщики под залихватскую музыку играют в футбол пустыми бочками, словно мальчишки консервными банками. Круто! Спору нет, экскаваторы — машины серьезные и вполне экстремальные (посмотрите хотя бы на названия «подвидов»: драглайнер, грейфер — звучит почти как драгрейсинг или гранж), но сумеет ли справиться оператор? В общем, решено: «TechInsider» отправляется на тест-драйв экскаватора.
Мечта игромана
Первое впечатление — весьма благоприятное. Не такой уж он и страшный: нарядный, желтый, округлый, с прозрачной кабиной-аквариумом. Что и говорить, современный гусеничный Caterpillar 330C не очень-то похож на громыхающие агрегаты времен великих строек социализма. Особенно сильное впечатление (если не сказать разочарование) произвел запуск мотора: поворот ключа в замке — и вот уже двигатель мирно урчит. А как же традиционный «пускач» (небольшой двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для запуска основного)? Роман Салков, инструктор по обучению компании «Цеппелин», дистрибьютора техники Caterpillar, улыбается — здесь установлен новейший двигатель с электронным впрыском топлива, и раскручивает его самый обыкновенный электростартер. А для того, чтобы пуск был легким даже в сильный мороз, поступающий в цилиндры воздух подогревается во впускном коллекторе открытым пламенем! Всем процессом заведует компьютер, он здесь — один из главных «начальников», даже индикация необходимых данных осуществляется на интерактивном ЖК-дисплее.
После такого начала убранство кабины воспринимается уже как должное. Оператор располагается в удобном, почти анатомическом, кресле с пневмоподвеской, перед ним два рычага, отвечающих за ход гусениц. Движениями «руки», ковша и поворотом «головы» заведуют два джойстика на подлокотниках. Внешне каждый из них напоминает рычаг переключения передач в автомобиле, но по тактильным ощущениям ближе к обычному компьютерному манипулятору. Чтобы опустить/поднять стрелу (первое звено от платформы) необходимо толкнуть/потянуть правый джойстик, движение влево/вправо отвечает за зачерпывание/вытряхивание ковша. «Рукоять» (следующее звено) двигают левым джойстиком, перемещая его от себя или к себе, наклон его в стороны дает поворот платформы. Таким образом, для того чтобы захватить грунт, правый джойстик толкают налево и от себя, левый тянут на себя, а если требуется, то и включают задний ход, воспользовавшись педалями.
Запомнить все это совсем несложно, а вот согласованно действовать — задача не из простых. Тот, кто учился управлять автомобилем, поймет — легко тронуться, легко повернуть, легко посмотреть в зеркала, а вот делать все сразу у многих не получается даже после длительных тренировок. Правда, у начинающего экскаваторщика есть некоторые преимущества: мотор не заглохнет ни при каких условиях, а органы управления наделены потрясающей точностью и чувствительностью. В это трудно поверить, но многотонный механизм способен повиноваться едва заметному усилию и совершать при этом выверенные до миллиметра действия. Опытный экскаваторщик может закрыть ковшом спичечный коробок, не смяв его при этом. Компания Caterpillar ежегодно проводит международный конкурс, на котором лучшие операторы демонстрируют свои умения: поднимают с земли ковшом сырые яйца (не повредив скорлупу) и даже заставляют многотонные машины «танцевать»! Попробовав машину, мы собственнолично убедились в том, что это не байки.
Нежнее, еще нежнее
Секрет такой точности — в устройстве машины. Механической трансмиссии здесь нет — за каждую степень свободы (а всего их шесть) отвечает свой собственный движитель (гидроцилиндр или гидромотор), жестко связанный с исполнительным устройством (ковшом, плечом стрелы, ведущим катком гусеницы
Все отдаваемые оператором команды приводят к открыванию или закрыванию «силовых» золотников. Но это, естественно, совсем не означает, что рычаги в кабине связаны с ними напрямую: в таком случае их просто нельзя было бы сдвинуть с места. Поэтому система двухступенчатая: джойстики соединены с «пилотными» золотниками, направляющими масло для управления основными клапанами. Именно это и придает органам управления точность в сочетании с легкостью.
Все вспомогательные системы, как уже говорилось, компьютеризованы и подчиняются человеку опосредованно. Так, можно задавать обороты двигателя, однако подачу топлива отрегулирует компьютер, он же установит производительность гидравлического насоса. Когда же включен режим экономии, обороты будут «плавать», опускаясь до пониженных, если «водитель» бездействует определенное время. Заметим, что обстановка к этому вполне располагает: кабина с добротной шумоизоляцией и потрясающе удобным креслом (регулируемым под вес оператора) оснащена климат-контролем и аудиосистемой.
Но поиграть в «большой футбол» мы все-таки не решились. Хотя экскаватор очень проворен и ретиво реагирует на резкие движения рычагов, силы в нем вполне достаточно, чтобы без всякого напряжения приподнять, а то и опрокинуть самого себя. Но тогда это будет уже не футбол, а художественная гимнастика...
Благодарим за сотрудничество представительство компании Caterpillar и компанию «Цеппелин»