Ярость с мотором: Полеты на снегоходах
Где не пройдет мотоцикл
Бытует мнение, что на снегоходы для пущей зрелищности и для собственного развлечения пересаживаются заскучавшие мотокроссмены. На самом деле многие райдеры вообще никогда не занимались мотоспортом. Снегоходный спорт зародился в местах, где мотоциклам не место — в заснеженных горах. Как и в других технических видах, не всем спортсменам было интересно соревноваться в скорости и искусстве прохождения поворотов на подготовленных трассах. Из общей массы выделились свободолюбивые неформалы фрирайдеры — бесстрашные гонщики, штурмующие на своих машинах самый сложный горный рельеф, где даже пешком пройти практически невозможно. Фрирайд — это сочетание скоростных спусков, коварных трамплинов, многометровых дропов (спрыгиваний) и постоянной лавинной опасности. При этом райдеры не соревнуются друг с другом в скорости, а стараются пройти как можно более сложный маршрут. Именно фрирайдерам, а точнее — команде Slednecks (Sled означает снегомобиль), снегоходный спорт обязан своей популярностью среди зрителей — они первыми сняли свои безумные трюки в естественных условиях на видео.
Летающий слон
Снегоходный фристайл вобрал в себя все самые зрелищные моменты фрирайда и представил их зрителям на стадионе. Спортсмены выполняют сложнейшие трюки в воздухе, пролетая над землей более 20 м. Движение по поверхности трассы — минимальное, это лишь отрезок, необходимый для разгона перед трамплином и остановки после приземления. Большинство трюков действительно пришли в сноукросс из мотоциклетного суперкросса. Однако снегоход имеет свою ярко выраженную специфику.
Прежде всего, вес кроссового мотоцикла сопоставим с весом райдера (80−100 кг), а вес снегохода составляет в среднем 250 кг. Это делает практически невозможным управление положением машины в воздухе путем перемещения веса тела гонщика. Ситуация усугубляется еще и расположением двигателя в передней части снегохода в отличие от центральномоторной компоновки у мотоцикла: смещенный далеко вперед центр тяжести значительно ухудшает управляемость машины как на земле, так и в воздухе.
Мотоциклист может управлять положением байка в воздухе с помощью газа и тормоза. При увеличении подачи топлива крутящий момент, подаваемый на заднее колесо мотоцикла, поднимает переднюю часть машины вверх. По аналогии, притормозив, можно опустить нос. Это возможно благодаря значительной массе заднего колеса, вращающегося вокруг одной оси. На снегоходе такой прием управления тоже действует, однако выражен в минимальной степени.
Гироскопический эффект переднего колеса мотоцикла позволяет райдеру наклонить машину вправо или влево и вернуть ее обратно в вертикальное положение, просто поворачивая руль. Не только гонщики суперкросса, но даже просто мотокроссмены почти после каждого высокого трамплина легко и непринужденно поворачивают и/или наклоняют мотоцикл в воздухе в любую сторону. Разумеется, поворот лыж снегохода никак не повлияет на его положение в воздухе. Наличие у мотоцикла целых двух гироскопов обеспечивает ему колоссальную устойчивость. А для снегоходного фристайла действует общее правило: нужную траекторию полета машины можно обеспечить только до отрыва от края трамплина. Для этого райдер должен правильно выбрать скорость, занять строго определенное положение на снегоходе и... не забыть подготовиться к выполнению собственно трюка.
Вопреки всему сказанному выше, существуют райдеры (их можно пересчитать по пальцам), способные пренебречь правилом и управлять снегоходом в воздухе с помощью лишь собственного веса и физической силы. Такие трюки особенно зрелищны. В отличие от мотоцикла тяжелый снегоход очень инертен. Когда 250-килограммовая махина, летящая в 15 м над землей, медленно заваливается набок, создается впечатление, что райдер не успеет вернуть ее в горизонтальное положение до приземления и перевернутый снегоход рухнет на землю (частенько случается и такое).
Танцы в полете
Основная масса трюков снегоходного фристайла связана с акробатическими фигурами наездника, исполняемыми на летящем снегоходе. За секунды полета райдер может успеть вытянуться в стойку вверх ногами, держась за руль, повернуться против движения снегохода или даже исполнить кан-кан и, что особенно важно, вернуться к исходной стойке. Трюков много, и каждый имеет свое название. Названия, как и сами трюки, во многом повторяют существующие в горнолыжном фристайле, BMX и даже скейтборде.
Очевидно, что для исполнения трюков спортсмен должен не только в совершенстве владеть машиной, но и обладать способностями гимнаста, быть превосходно физически подготовленным. За один этап соревнований наездник теряет до двух килограммов веса. Дрожащие руки райдеров в конце дня говорят о многом.
Опилки вместо снега
Red Bull Fuel & Fury — это не обычный этап чемпионата мира по снегоходному фристайлу. Внезачетные соревнования проводятся один раз в сезон и являются наиболее зрелищными. F&F, прошедший в Милуоки, запомнился зрителям как мероприятие в ярко выраженном городском стиле, в отличие от традиционных горных этапов чемпионата.
Перед зловещим готическим зданием с пылающими красным светом окнами за сутки была возведена трасса длиной 137 м и шириной 76 м. Для того чтобы спортсмена допустили к участию в соревнованиях, он должен был на деле доказать, что после прыжка сможет остановиться в столь ограниченном пространстве, не повредив зрителям. Разгонные прямые, трамплины и даже крыша красующегося в центре трассы старого школьного автобуса были дополнены специальными резиновыми упорами для лучшего контакта с гусеницами снегоходов. Яркий атрибут стиля «стрит» — 12-метровый рельс (перила) — позволял выполнять классический трюк из арсенала BMX и скейтбординга — грайнд. Немногим райдерам удалось добраться на днище снегохода до конца рельса, не уронив машину лыжами вверх.
Масло в огонь подлила сама природа: зима в Милуоки выдалась не слишком снежной, и организаторам пришлось приготовить для райдеров настил из мягкого грунта, используемого для мотогонок дерт, и древесных опилок. Некоторые спортсмены использовали такую смесь для летних тренировок. Она обеспечивает более мягкое приземление и меньший тормозной путь. Для остальных райдеров знакомство с опилками состоялось именно на F&F.
Самое главное в Red Bull F&F — это то, что на данном этапе спортсмены не получают очков в чемпионате. Это позволяет им просто кататься на максимуме своих возможностей, не рискуя ухудшить свое положение в турнирной таблице. Именно благодаря этому в Милуоки профессиональный райдер Джей Куинлан впервые в истории выполнил на снегоходе backflip — сальто назад. Казалось, что сделать такое в принципе невозможно — отсутствие заднего колеса, передающего крутящий момент, и тяжелый мотор спереди просто не позволят придать снегоходу первоначальное вращение. Для трюка был построен специальный трамплин с углом 82 градуса (почти вертикаль!) против 50 градусов в мотоциклетном фристайле. Куинлану удалось выполнить даже два сальто подряд.
На выполнение backflip на снегоходе Куинлана вдохновил мотогонщик Майк Метцгер. Метцгер же в свое время сделал сальто на мотоцикле в погоне за BMX-ером Мэттом Хоффманом. Похоже, что теперь увидеть backflip на катере или грузовике — это лишь дело времени...