Американские горки: новое поколение аттракционов
Прохладное мартовское утро. Только что взошло солнце, но пара монтажников-высотников, Пол Атертон и Клинт Ричард, уже взобрались на прозрачные фермы, представляющие собой стальной скелет будущего аттракциона, и пристегнули страховочные фалы. На 11 этажей ниже оживает подъемный кран. Тарахтя своей машиной, крановщик поднимает в воздух 14-тонный фрагмент выгнутой конструкции, окрашенный в оранжевый цвет. Эта деталь будет закреплена на высоте 36 м и станет верхней точкой аттракциона «Фаренгейт» — гигантской новой горки, которая будет стоять в Хершипарке в Пенсильвании. Монтажники свешиваются над бездной, хватаются за направляющие тросы и аккуратно притягивают громадную железяку, пристраивая ее на место.
Пройдет два месяца, и пассажиры взлетят по этой стальной дорожке в небеса, а потом обрушатся вниз по рекордному 97-градусному склону — да-да, именно под таким углом, то есть не просто отвесно вниз, но даже с отрицательным 7-градусным уклоном. Это будет самая крутая, самая бесшабашная горка во всех Соединенных Штатах. «Перевалив через вершину траектории, вы зависаете в воздухе, упираясь грудью в страховку, — говорит Кент Бахман, директор парка по инженерно-конструкторской части. — Следующие несколько секунд рельсы будут вообще не видны». Но это только начало — «Фаренгейт» обеспечит вам целых две минуты мертвых петель, штопоров и бочек. «Сколько бы раз вы ни садились в тележку этого аттракциона, — говорит Бахман, — это всегда будет совершенно новое переживание».
Новое поколение американских горок стало выше, быстрее и обогатилось множеством новых сюрпризов. «Передовые средства проектирования, более мощные компьютеры, экзотические строительные материалы — все это позволяет инженерам поднять развлекательную промышленность на новый уровень, — так говорит Джим Сии, президент компании Premier Rides, которая лидирует в разработке подобного рода аттракционов. — Такие современные материалы, как, скажем, углеволоконные композиты, открыли путь новым, более изощренным конструкторским решениям, поскольку, уменьшая вес конструкций, мы снижаем нагрузку на опоры». Такая техническая новинка, как линейный индукционный двигатель, который использован в «Мистере Фризе», аттракционе, разработанном для парка Six Flags («Шесть флагов») в Сент-Луисе, позволила радикально повысить скорость тележек. Теперь пассажиров разгоняют до скорости 130 км/ч всего за четыре секунды. Гидравлическое разгонное устройство, использованное в аттракционе Xcelerator, установленном в парке Knott’s Berry Farm в Калифорнии, разгоняет вагонетки до скорости 131 км/ч всего за 2,3 с. Да и сами тележки уже не такие, как прежде. В лос-анджелесском парке Six Flags Magic Mountain вращающиеся сиденья аттракциона Tatsu дают пассажирам ощущение полета, а аттракцион Riddler’s Revenge пропускает клиентов через всю свою чехарду прямо в стоячем положении.
Когда разрабатываются такие конструктивные элементы, как, к примеру, «шляпа» на верхушке «Фаренгейта», создающая возможность для вертикальных взлетов и еще более крутых падений, строители пользуются тем же программным обеспечением, которое применяют компании типа Boeing при разработке новых самолетов. Проектирование на компьютере расширяет творческие возможности инженера, облегчая визуализацию и моделирование его фантазий.
Американские горки становятся экстремальным видом развлечений, и критики этой забавы указывают на сопряженный с ней риск для здоровья — в частности, на учащающиеся случаи мозговых травм. Разработчики возражают, что новые аттракционы проектируются с учетом рекомендаций, выработанных в ходе испытаний на астронавтах NASA, пилотах реактивных самолетов и специальных манекенах. На основе этих данных определяются максимальные нагрузки, которым можно подвергать человека. Дуглас Смит, невролог из Университета штата Пенсильвания, разработал модель, помогающую отследить, как может поворачиваться голова пассажира во время движения по американским горкам. Причиной большей части мозговых травм становятся именно эти повороты в сочетании с быстрой сменой ускорений и торможений. Как утверждает Смит, «реальные ускорения в поворотах головы и близко не подходили к тем пороговым значениям, за которыми возникает возможность травмы». Другой невролог, Гари О’Шаник, председатель комиссии, которой предписано оценить безопасность американских горок, считает, что опасность таится в самом пассажире, а не в аттракционе. Иначе говоря, травмам подвержены лишь определенные категории пассажиров.
Когда закончится монтаж аттракциона «Фаренгейт», его подвергнут всесторонней проверке на безопасность. Чтобы увидеть, как тележки поведут себя под нагрузкой, в них рассадят наполненные водой манекены весом по 80 кг. Среди них будет кататься и роботизированный манекен Фред. На уровне груди в него встроен акселерометр, а движения в области шеи он фиксирует по всем шести степеням свободы.
Сии считает, что американские горки в своем развитии еще отнюдь не достигли предела. Он мечтает о новых аттракционах, где пассажиры выбирают себе в дорогу музыку по собственному вкусу, пользуются дистанционными механизмами, чтобы окатывать водой гуляющую внизу публику, и даже меняют маршрут поездки по своему усмотрению. Последняя идея кажется уж совсем нереалистичной, но ведь со времен знаменитого «Циклона», построенного в 1927 году, немало воды утекло.