Отмороженный транспорт: На чем увозят в тундру
В 1995 году братья Ален и Дэнис Бойвины в небольшом канадском городке недалеко от Квебека основали компанию AD Boivin Design. Первые годы братья занимались изготовлением тюнинговых подвесок к снегоходам. Поднабравшись опыта, они разработали собственную модель задней подвески, названную Expert. Впоследствии модель была лицензирована Bombardier, которая использовала ее для разработки своего варианта этой подвески ARM. В 2001 году Boivin выпустил на рынок следующую версию подвески — Expert X, и многие считают ее лучшей из всех подвесок, представленных сегодня на рынке. В этом же году братья приступили к реализации своей мечты — изготовлению снежного мотоцикла.
Ястребы на снегу
Первые снегоходы, появившиеся в 60-е годы, были построены по следующей схеме: одна рулевая лыжа и две ведущие гусеницы. Две гусеницы достались новому транспорту как атавизм от танков и вездеходов. Довольно быстро выявились и недостатки схемы — неустойчивость на поворотах и излишняя сложность задней ведущей подвески. Вскоре весь мир перешел на более прогрессивную схему — одна задняя ведущая гусеница и две рулевые лыжи. Исключение составил только отечественный «Буран», выпускавшийся по старой схеме более тридцати лет. Схема «одна гусеница, две лыжи» стала для снегоходов канонической. Она не имеет аналогов в летнем транспорте — легкое сходство можно найти разве что с детскими трехколесными велосипедами. Действительно, такая схема идеальна для утилитарного транспорта, но для экстремального вождения слишком устойчива. Идея витала в воздухе — сделать из снегохода снежный мотоцикл, оставив одну гусеницу и одну лыжу. Первыми ее реализовали братья Бойвин.
Конструкция
Первый полноценный снежный мотоцикл Snow Hawk появился в 2001 году, полностью изменив рынок. Практически все «летние» мотоциклисты зимой предпочли «Хоуки».
В нынешнем сезоне Boivin предлагает две модели Snow Hawk: с 60-сильным двигателем Rotax 503 и Rotax 600HD мощностью 115 лошадиных сил. Причем для каждой можно выбрать два типа гусениц — 121″ (307 см) или 136″ (345 см). Первые гусеницы — стандартные, а более длинные, 136-дюймовые, предназначены для горных условий. Конструктивно Snow Hawk представляет собой гибрид классического снегохода и мотоцикла, что подтверждается списком поставщиков: двигатели, направляющие ролики и специальные болты поставляет Bombardier, гусеницы — Camoplast, тормоза — Brembo, передние вилки — Paioli. Первые две компании зарекомендовали себя как «снегоходные», вторые — как мотоциклетные. Задняя подвеска — безусловно Expert X, а рама из фрезерованного алюминия — целиком эксклюзивное ноу-хау Boivin.
В движении
Как настоящий мотоцикл, Snow Hawk не может стоять без опоры — ширина гусеницы всего 30,5 см. Главная проблема — тронуться, на небольшой скорости 160-килограммовый аппарат неустойчив. Для движения по гололеду по краям лыжи имплантированы специальные металлические лезвия, вгрызающиеся в лед подобно конькам. Но по-настоящему Snow Hawk раскрывается только на глубоком свежевыпавшем снегу — он плавно закладывает мотоциклетные повороты и развивает бешеную скорость на прямых, «всплывая» из снега. Опытные «наездники» говорят, что по ощущению от вождения Snow Hawk ближе всего к мощным гидроциклам. Кстати, обводы передней части корпуса снежного мотоцикла взяты как раз из этого вида транспорта — в глубоком снегу, когда лыжа проваливается целиком, Snow Hawk начинает вести себя как лодка.
Новый вид спорта
Простому человеку стоит большого труда управиться и с «младшей», 60-сильной машиной. У опытного мотоциклиста на освоение Snow Hawk уходит 1−2 часа, неподготовленный же человек начинает чувствовать себя уверенно не раньше, чем через 5 часов. Мощные снежные мотоциклы с двигателем в 115 л.с. предназначены прежде всего для спортсменов, обычно мотогонщиков. Зимой, на сноубайках, они способны вытворять не менее головокружительные трюки, чем на летних мотокроссах.