Окрыленные под водой: парение
На вопрос о том, что такое судно на подводных крыльях, любой технически подкованный гражданин расскажет вам о знаменитых пассажирских теплоходах «Ракета», «Метеор» и «Комета», о скоростных патрульных катерах, реже — о «Летящем сером ужасе» Boeing PHM. И конечно же, речь зайдет о мощных винтовых и водометных, дизельных и газотурбинных двигателях, которые необходимы, чтобы поднять тяжелое судно и удерживать его над водой.
Оказывается, для того чтобы парить на подводных крыльях, вовсе не обязателен мощный двигатель. Его может и вовсе не быть. Сегодня фойлски (водные лыжи на подводных крыльях, от английского hydrofoil ski), фойлбординг (катание на «крылатом» вейкборде), кайтфойлинг (то же самое, но не за катером, а за кайтом) и их многочисленные вариации — это одно из самых динамично развивающихся направлений водного спорта.
Небесные корни
Считается, что первым человеком, которому в начале 1960-х пришло в голову приделать к водным лыжам подводные крылья, был Вальтер Вудвард, авиаконструктор из Массачусетса. Сам Вудвард на водных лыжах не катался, поэтому его изобретение пришлось испытывать знакомому спортсмену. Кататься на новом снаряде оказалось даже проще, чем на обычных лыжах: езда сделалась плавной, потому что поверхности лыж поднялись над волнами, а удерживать буксировочный фал стало легче из-за значительного снижения вибраций. Как и положено добропорядочному американскому изобретателю, Вудвард, объединившись с дипломированным экономистом Лукасом Эммануэлем, запатентовал свою конструкцию и открыл фирму под названием Cosmo Dynamics, чтобы серийно выпускать лыжи Dynaflite Hydrofoil.
Снаряд представлял собой обычные водные лыжи, соединенные поперечной перекладиной, к которым снизу на двух наклонных стойках был прикреплен настоящий подводный биплан с двумя несущими крыльями и стабилизатором. Важную роль в популяризации «крылатых» лыж сыграл знаменитый Джордж Блэр по прозвищу Банановый Джордж. Обаятельный спортсмен солидного возраста, прославившийся своим поздним приходом в спорт и виртуозным умением скользить за катером на собственных пятках, использовал Dynaflite Hydrofoil в своих шоу: облачившись в желтый костюм Санта-Клауса, он дефилировал по озеру, приветствуя публику в честь Рождества.
За 20 лет попыток взорвать рынок водноспортивных снарядов Вудвард и Эммануэль пытались выпускать и «крылатые» доски для серфинга, и катамараны на подводных крыльях, не говоря уж о разных модификациях водных лыж. К сожалению, добиться серьезного успеха им так и не удалось.
Крылатый стул
Возвращение «крылатых» снарядов в 1970-е годы неразрывно связано с именем спортсмена Майка Мерфи. Майк, владелец магазина спортивного снаряжения, был одним из немногих счастливчиков, которым повезло попробовать Dynaflite Hydrofoil в деле. Мерфи было неинтересно просто плавно кататься за катером, и он решил испытать снаряд на слаломной трассе, попробовать выпрыгнуть из воды. Конструкция лыж оказалась недостаточно прочной для выполнения трюков — слабые стойки гнулись, крыло не справлялось с нагрузкой. Лыжи явно нуждались в усовершенствовании. Так на снаряде появились усиленные стойки и крыло с новым профилем и значительно улучшенными гидродинамическими свойствами.
В 1972 году Мерфи со своим коллегой Бадом Холстом изобрели доску для катания на коленях (kneeboard). Задумка заключалась в том, чтобы снизить центр тяжести по сравнению с водными лыжами, тем самым улучшив управляемость снаряда и разнообразив арсенал сложных трюков. Но такая доска лишала спортсмена возможности амортизировать толчки волн ногами, все удары доставались позвоночнику и голове, да и управляемость была неважная. Проблему удалось решить, дополнив доску подводным крылом. Крыло закрепили на единственной стойке — ведь и «лыжа» у снаряда была одна. Чтобы запустить доску в массовое производство, изобретатель продал патент вместе с прототипом компании Hydroslide, ведущему производителю kneeboard. Однако вместо того чтобы сделать снаряд популярным, Hydroslide на пять лет запретила Мерфи не только упоминать о нем в прессе, но даже кататься на собственном изобретении.
Изобретение самого популярного снаряда на подводных крыльях связано с травмой друга Мерфи, спортсмена и изобретателя Боба Вули. Катаясь на водных лыжах с подводными крыльями, Боб повредил голеностопные суставы. Чтобы продолжать кататься, не нагружая ослабшие ноги, пришлось установить на лыжи сиденье. Во время катания брызги, вылетавшие между лыж, попадали в лицо спортсмену, поэтому раздельные лыжи превратились в одну широкую. Товарищ Вули, Майк Мэк, также попробовал прокатиться на «стуле на подводных крыльях», однако удержаться на сиденье не смог. Майку пришлось установить на сиденье ремень, который так и назвали — Mackstrap. Примерно в таком виде — с одной широкой лыжей, креплениями для ног и ремнем на сиденье — по сей день существует самый популярный снаряд на подводных крыльях — «сидячий» фойлборд.
Радость полета
Сегодня подводными крыльями дополняют практически все снаряды для водных видов спорта: доски для вейкбординга и кайтсерфинга, серфы и виндсерфы, водные лыжи, фойлборды для езды на коленях или сидя. Что же заставляет спортсменов так охотно переходить на «крылатую» технику?
Основное преимущество снарядов на подводных крыльях — недостижимая на обычных лыжах и досках плавность хода, а заодно и независимость от волн. «Крылатый» снаряд просто не реагирует на волны, высота которых меньше длины стойки его крыла: он опирается не на поверхность доски, а на крыло, постоянно находящееся в воде. Снаряды на подводных крыльях позволяют достигать значительно больших скоростей, чем их «бескрылые» аналоги, так как на поддержание спортсмена на одной высоте уходит меньше энергии, чем на постоянное подбрасывание его над волнами.
На амортизацию ударов волн и удержание буксировочного фала, постоянно меняющего свое натяжение, спортсмен обычно тратит большую часть энергии. Катаясь на снаряде с подводными крыльями, человек устает намного меньше, что позволяет ему сконцентрироваться на выполнении трюков или же просто наслаждаться пейзажем. Управлять фойлбордом не сложнее (а возможно, даже проще), чем обычными водными лыжами. Единственная сложность обращения с подводными крыльями заключается в том, что на них несколько сложнее всплыть и выйти в стойку. Это делается в два этапа: сначала спортсмен должен выйти на глиссирование на поверхности доски и лишь затем, постепенно увеличивая скорость, подняться над волнами. Разумеется, стартовать на подводных крыльях с берега тоже не удастся — придется всегда начинать с глубины.