Кенгуру в городе: попрыгун-XXI
По парковке бегал необычный человек. Гигант ростом 2,5 м носился пятиметровыми шагами, а при прыжке взмывал на 1,5 м ввысь. Несмотря на то что великан был безбородым и безрогим, изумленные зрители тут же окрестили его фавном — с мифическим персонажем спортсмена сближала форма «голеней». Сам же прыгун называл себя бокером в честь Александра Бёка. Сравнительно недавно этот немецкий изобретатель придумал эффектный способ расширения человеческих возможностей — и тут же обзавелся целой армией последователей во всем мире, а заодно разбогател и увековечил свое имя.
«Фавном», разумеется, был один из редакторов «TechInsider». Прыгая по внутреннему дворику издательского дома, он поражался тому, как скоро «сапоги-скороходы» Бёка покорили планету. Всего несколько лет назад журналы писали о них как об еще одном экспериментальном устройстве, которое наверняка так и останется разработкой. Сегодня же можно прыгать на модели Jolly-Jumper, которая вполне доступна в магазинах многих российских городов, что неудивительно. Ежегодно на заводе в Гуанчжоу (Китай) выпускается около 400 000 пар подобных устройств!
JollyJumper — это российский бренд «прыгунов», которые поклонники часто называют «боками» или «пауэрбоками» в честь изобретателя. Правда, по всему миру прижилось и другое неофициальное название — Poweriser. Хотя Александр Бёк первым подал заявку на патент и получил его в 2004 году, его устройства оказались слишком дорогими: Бёк решил сконцентрироваться на высоком качестве и выпускал свои джамперы Powerskip мелкотиражным способом. Тем временем некий предприимчивый кореец Тай Хук Юнь умудрился тоже получить патент на устройство схожей конструкции и в отличие от Бёка сразу наладил небольшое, но серийное производство джамперов в Южной Корее, во главу угла поставив цену. Так что именно недорогие корейские Poweriser и стали для большинства любителей входным билетом в мир бокинга. Но по-настоящему переломный момент наступил, когда к бизнесу подключились китайцы. Для производства бокеров они отстроили в Гуанчжоу приличный завод и наладили на нем не только серийное, но еще и массовое производство. Так что сегодня здесь производят львиную долю всех существующих в мире джамперов и поставляют их во многие страны под разными брендами — Flyjumper, Powerizer, Pro-Jumper, Flying Locust, JollyJumper... С китайскими аппаратами продолжают конкурировать чуть более дорогие корейские. А немецкий Powerskip и вслед за ним австрийский бренд 7Meilenstiefel («Семимильные сапоги») обрели свою когорту поклонников — на них акробатические трюки выполняют серьезные бокеры.
Недарвинская эволюция
Когда я бегал на JollyJumper возле издательского дома, всегда находились любопытные репортеры, пристававшие ко мне с вопросами. «Зачем это нужно?» — спрашивали меня, и я отделывался коротким ответом: «Для развлечения». Совмещения бега на бокерах с интервью — непростое занятие, но когда меня удачно подлавливали во время надевания «новых ног», я был более многословен. «Знаете ли вы, что мы, люди, — самые медленные и непрыгучие из всех двуногих животных?» — начинал я свое повествование. Конечно, мы всех умнее, но тем не менее кенгуру и страусы запросто обгонят нас на стометровке. Одна из причин такого несовершенства человека заключена в нашем ахилловом сухожилии — это самое крупное сухожилие нашего тела по размеру сильно уступает, например, сухожилию кенгуру. При ходьбе мы теряем в нем практически всю энергию, в то время как кенгуру и страусы, наоборот, подходят к использованию сухожилия более творчески. При передвижениях они никогда не опускают на опорную поверхность заднюю часть ног. Как результат, их сухожилия действуют подобно пружине, которая сохраняет и добавляет энергию. Это позволяет животным совершать длинные прыжки и быстро передвигаться.
Так вот, джампер Бёка — это искусственный аналог мощного сухожилия кенгуру, который позволяет человеку выйти на новый уровень физических возможностей. Опытные бокеры способны прыгнуть в JollyJumper на высоту более 2 м и бегать со скоростью 30−40 км/ч. «У меня же, как видите, пока так не получается», — заканчивал я свой рассказ и отправлялся оттачивать свое мастерство.
Уроки бокинга
Научиться ходить на джамперах мне и моим коллегам удалось чрезвычайно быстро: пару минут потоптаться, стоя у редакционной двери, и можно отправляться в свободное плавание. За счет того, что джамперы становятся продолжением человеческой ноги, ходить на них совершенно несложно. Правда, поначалу страшно! Если потеряешь равновесие, придется больно падать. Поэтому один осторожный коллега сразу пробовать бокер не стал: он принес из дома шлем и защиту, которая используется при езде на роликах, облачился в нее и только после этого решился попробовать. Его примеру последовали другие, особенно после того, как нашли в комплекте к бокерам рекламу, рекомендующую застраховать жизнь бокера от смерти и серьезных повреждений. Во время пробежек, правда, никто из нас не упал: оказалось, всё не так уж страшно. Чтобы научиться уверенно ходить и немного бегать, потребовалось несколько минут, а вот чтобы это выходило действительно эффектно, у меня как у человека с неважным чувством ритма времени ушло побольше. Сложность в том, что при беге надо поймать прыгучий шаг, а дальше тратить силы на удержание ритма и равновесия. С непривычки это непросто. Научиться высоко прыгать еще сложней: для этого потребуется забыть о том, как мы прыгаем на земле. Техника здесь другая, очень напоминающая ту, что используется при прыжках на батуте.
Quo vadis?
Бокинг — самый молодой из популярных видов спорта, поэтому конструкторы джамперов пока еще не сумели предложить на суд публики много оригинальных технических решений. Сегодня у большинства моделей практически идентичная конструкция. Аппарат представляет собой рессору из стекловолокна, прикрепленную к специальной раме, которая закрепляется на ноге, охватывая ее от ступни до колена. В землю устройство упирается резиновой подошвой, по форме и размеру напоминающей копыто.
На всех джамперах первого поколения имеется жесткое подколенное крепление в виде изогнутой трубки. После первых серьезных занятий с такими креплениями многие чувствовали болевые ощущения под коленом, поэтому пользователи тут же начали придумывать всевозможные варианты смягчения этого крепления. На помощь потребителям пришли производители. Так, в новой корейской модели вместо жесткого крепления появилась мягкая манжета. Китайцы тоже пошли по этому пути, разработав более совершенный вариант мягкого крепления. Но долгожданные модели второго поколения, которые вот-вот появятся, многими бокерами были встречены без энтузиазма. При всех плюсах такого крепления стали проявляться и недостатки. Выяснилось, что отсутствие жесткости повышает вероятность получения травм при сложных амплитудных прыжках. Так что, похоже, мир бокинга ждет разделение на стили — так же, как это в свое время произошло в лыжном спорте и в сноуборде. Мейнстримом, скорее всего, станут обычные прогулочные джамперы с мягкими креплениями, любители акробатики продолжат пользоваться жесткими моделями для прыжков, которые станут еще жестче, а возможно, появится и отдельная модель, специально разработанная для бега.
Вероятно, нас ожидают и новые решения в плане материалов. Если сегодня несущий каркас делают в основном из алюминия и пластмассы, то скоро на смену этим материалам могут прийти современные пластики и титан. С применяемой на большинстве джамперов стеклопластиковой рессорой, возможно, начнет сильно конкурировать рессора из углеволокна. Она дороже, но зато легче, мощнее и должна обеспечить большую высоту прыжка. Время вынесет решение. Пока же новый спорт набирает обороты, его первые почитатели воодушевлены тем, что они стоят у самого начала пути. Им досталось чудесное время — время поиска и новых технических открытий. Как изобрести новый вид спорта?
Каким образом Александру Бёку и его корейским и китайским подражателям так стремительно удалось поставить мир на «копыта»? Российский энтузиаст бокинга Максим Стефин объясняет это просто: «Правильный товар появился в нужное время в нужном месте». Правильный — потому что продукт оказался достаточно доступным и при этом не таким примитивным, как классический Pogo Stick (или «Кузнечик» в Советском Союзе), который так и остался игрушкой для детей. Нужное время — начало XXI века. Если бы джамперы появились раньше, скорее всего, их никто бы не заметил. А сегодня у аппарата есть отличная целевая аудитория — сноубордисты. Многим из них хотелось бы найти летнюю альтернативу сноуборду, и по уровню экстремальности джамперы как раз попадают в золотую середину. Нужным местом оказалось Европа. В Соединенных Штатах, например, джамперы до сих пор не так популярны, как в Европе, хотя именно там в будущем прогнозируется всплеск «бокомании».
Константин Мыльцев, который привез джамперы в Россию, став первым и единственным поставщиком JollyJumper в нашей стране, считает причиной успеха еще и то, что аппарат не только отличное развлечение, но и полезный тренажер. Например, в Китае сегодня можно на улице встретить человека в джамперах, совершающего утреннюю пробежку. Пробежав ту же дистанцию, что и при обычном беге, человек на джамперах получит больше удовольствия и при этом израсходует больше калорий за счет использования большего числа мелких мышц, а нагрузка на суставы, наоборот, снизится благодаря рессоре. Будет и более мощный антистрессовый эффект. А еще врачи рекомендуют использовать боки для коррекции осанки: говорят, что эффект такой же, как при занятиях конкуром. Правда, пока использовать джамперы для фитнеса непросто: слишком много общественного внимания. Если же вы хотите более лаконичное объяснение, почему мир собирается сменить подошвы на копыта, то в нашем запасе есть и оно. Джамперы, заявляют их поклонники, дают им ощущение окрыленности. А это, согласитесь, многого стоит...
Редакция благодарит компанию «Экспо-Скон» за предоставленный на тест JollyJumper.