Как устроена работа команды Формулы-1?
Гонка со временем
Включите на своих часах секундомер и засеките продолжительность вашего вдоха и выдоха. Человек в среднем совершает 14 дыхательных движений в минуту. Это означает, что каждый вдох-выдох длится 4,28 секунды. Считаные мгновения. Но в автомобильном спорте 4,28 секунды — длительный период времени, за который можно успеть сделать множество вещей.
4,28 секунды вполне достаточно, чтобы механики команды Формулы-1 поменяли все четыре колеса на обеих (!) гоночных машинах команды. А сам болид за это время успевает разогнаться до 200 км/ч. Для торможения 4,28 секунды — это даже слишком долго. С 320 до 80 км/ч (скорость в самых медленных поворотах на большинстве трасс) машины Формулы-1 замедляются за 3 секунды.
Время — главный соперник, с которым сражается каждый, кто имеет отношение к королеве автоспорта. Гонщики стараются как можно быстрее пройти круг, инженеры на трассе — подобрать настройки, которые помогут им это сделать, механики — обслужить машину, а инженеры на базе команды — оперативно доработать болид, сделав его быстрее. Борьба идет за десятые доли секунды, но каждая «десятка», снятая с времени круга, — это часы работы на трассе, на базе команды, в аэродинамической трубе и на суперкомпьютерах.
Работа коллектива в буквальном смысле расписана по минутам, а точное следование намеченному графику — одна из основ успеха. Поэтому часы — такой же неотъемлемый рабочий инструмент, как гайковерт или заправочная машина. Неудивительно, что абсолютно у всех команд Формулы-1 есть партнер из числа часовых брендов. У итальянской команды AlphaTauri — это японская компания Casio. Пилоты и члены команды пользуются часами бренда EDIFICE. Подобно болиду Формулы-1, новая модель EQB-1100D отличается тонким и легким, но прочным корпусом из нержавеющей стали и сапфировым стеклом, которое защищает циферблат, прямо как защитная дуга «гало» — голову пилота. Благодаря высокоэффективному солнечному аккумулятору, циферблат часов долго светится в темноте после кратковременного воздействия света. Bluetooth-синхронизация в часах не только обеспечивает идеальную точность хода, но и позволяет настраивать часы, а при необходимости можно найти свой телефон. А будильник в часах можно настроить так, что он будет ежедневно издавать звуковой сигнал в установленное время, а также информировать о завершении каждого часа.
В 1960-70-е годы многие пилоты выступали прямо с часами на запястье. Они могли следить за продолжительностью гонки, а некоторые умудрялись даже засекать время круга. С появлением продвинутых систем хронометража и дисплея на руле гоночного болида необходимость в этом отпала. Но, отдавая дань традиции, изображение часов часто наносят на запястье гоночных перчаток пилота.
Земля моторов
В Формуле-1 работают лучшие из лучших во всём автоспорте, и речь не только о гонщиках. Лучшие механики, лучшие инженеры, лучшие управленцы — этому уровню соответствует несколько тысяч человек на всей планете. Тот случай, когда кадры решают всё. Со временем это привело к тому, что, за исключением команды Sauber (ныне Alfa Romeo), расположенной в Швейцарии, все остальные коллективы сосредоточены в двух кластерах: в Великобритании и Италии.
Одна из двух итальянских команд — Ferrari, другая — Alpha Tauri. Обе расположены в итальянском регионе Эмилия-Романья, которую сами итальянцы называют terra di motori — «земля моторов». Вдоль древнеримской Эмилиевой дороги расположены заводы Ducati, Pagani, Maserati, Lamborghini, Ferrari, старый завод Bugatti, трасса Формулы-1 в Имоле и Scuderia AlphaTauri. Новые кадры регулярно поставляет Болонский университет, а за перспективных специалистов разворачивается настоящая борьба, ведь их нужно действительно много.
Даже в самых скромных командах работает более 300 человек, а коллективы-лидеры — это более 600 сотрудников. В AlphaTauri трудится около 500 человек. Только гоночная бригада, которая выезжает на трассы, насчитывает 130 человек. Из них 70-80 человек работают непосредственно с машиной. Остальные обеспечивают бесперебойное функционирование всего коллектива. Не сидят без дела и специалисты на базе команды. Инженеры в Фаэнце, где базируется Alpha Tauri, всегда готовы опробовать на симуляторе несколько вариантов настроек машины, провести симуляцию гонки или придумать решение для возникшей на трассе проблемы.
Гоночная деревня
Непосредственно на трассе работа команды разбита на четыре зоны: командный мостик, боксы, моторхоум, трейлеры. Центральное место занимают боксы. В кадр телетрансляции попадает только передняя часть боксов, в которой идет работа непосредственно с машинами. За каждым болидом закреплена своя бригада механиков из 13-15 человек. У каждого механика своя зона ответственности: передняя подвеска, задняя подвеска, гидравлическая система, тормозная система, шины, аэродинамические элементы, двигатель и трансмиссия.
Механики закреплены за машиной на весь сезон, поэтому внутри команды есть место здоровой конкуренции между разными сторонами гаража. В задней части боксов расположено все необходимое оборудование, заправочные машины, стеллажи с инструментами, комплекты шин и запас топлива.
Отдельная бригада механиков из 22 человек отвечает за проведение пит-стопов. Эти парни работают с обоими автомобилями. В экстренных случаях (например, когда резко начинается дождь) они должны обслужить обе машины подряд. В такие моменты главное — не перепутать колеса (за каждым пилотом закреплены свои комплекты) и не совершить критических ошибок.
Все решения по тактике во время гонки и ее изменениям принимаются на командном мостике, который расположен на пит-уолле — стене, которая отделяет стартовую прямую трассы от пит-лейна. Места на командном мостике закреплены за руководящим составом команды: тим-менеджером, главным конструктором и главными инженерами. Они поддерживают связь с пилотами, передают от них информацию о состоянии трассы дирекции гонки, а жалобы на соперников и протесты — судейским комиссарам.
В случае проблем с радиосвязью или ее отказа на командном мостике есть пит-борд — доска, с помощью которой можно передать пилоту короткие информационные сообщения. Например, об изменении отрыва от соперников.
Моторхоум — дом команды на время Гран-при. Это сборная двухэтажная конструкция, в которой на первом этаже организован кейтеринг, а на втором расположены гостевые зоны для встреч со спонсорами и VIP-гостями. За моторхоумом стоят трейлеры команды. В них оборудование приезжает на трассу, а во время гонки расположены личные комнаты пилотов, боссов команды, массажные кабинеты, комнаты для проведения брифингов.
Каждая из этих зон — святая святых команды, куда не пускают посторонних. Попасть в боксы могут только родственники пилотов и самые важные из VIP-гостей. В моторхоум пускают аккредитованных журналистов, но даже им закрыт проход на второй этаж. Ну а доступ к трейлерам команд зачастую ограничен даже для некоторых сотрудников. Ведь каждая команда Формулы-1 — это маленькая армия, которая тщательно оберегает свои секреты.