Бегом под парусом: как проходят гонки на суднах с подводными крыльями
Как рассказывают нам энциклопедии, Кубок «Америки» – это не только престижнейшая регата, но и старейшее в мире официальное международное соревнование. Еще не начались чемпионаты по футболу, еще почти полвека оставалось до старта современных олимпиад, а Кубок «Америки» уже поднял свои паруса. Случилось это в 1851 году.
Кстати, возможно, стоит пояснить, почему «Америка» в названии гонки в русском языке берется в кавычки. Просто речь идет не о континенте и не о государстве, а о яхте «Америка» Нью-Йоркского яхт-клуба, которая стала победительницей самого первого соревнования.
Со временем регата стала не просто яхтенной гонкой, но и выставкой новейших технологий в спортивном судостроении. Наличие богатых спонсоров позволяло вкладывать миллионы в разработку новых материалов и прорывных гидро- и аэродинамических решений. Потом эти решения воплощались в спортивных судах поскромнее, а затем и вовсе реализовывались в коммерческом яхтостроении. В 2012 году, накануне 34-го Кубка «Америки», по водам залива Хаураки, что неподалеку от новозеландской столицы Окленд, заскользил 72-футовый катамаран на подводных крыльях. Эта яхта не привела Королевский новозеландский яхтенный эскадрон к победе в состоявшемся в 2013 году Кубке «Америки». Приз взял тогда американский яхт-клуб «Золотые ворота», но зато новозеландцам удалось революционизировать «матчасть» знаменитых гонок. В 35-й гонке яхтсменам из страны киви удалось одержать победу над американцами, а это значит, что выбор типа яхты для Кубка 2021 года остался за ними. И вот он, выбор – то ли летающая, то ли бегущая высокотехнологичная яхта AC75.
Крыло как ноу-хау
Здесь стоит еще раз повторить: подводные крылья на парусных судах сегодня банальность, но в случае с AC75 мы имеем дело с чем-то совсем необычным. Это не катамаран, с которого начиналась новозеландская революция. Перед нами однокорпусная яхта, но у нее нет и намека на балластный киль. Строго говоря, AC75 (America’s Cup 75) – это не конструкция конкретной яхты, а спецификация на класс, которая была опубликована в 2018 году. С тех пор будущие участники Кубка «Америки» создавали собственные конструкции. Они схожи основными элементами, предусмотренными спецификацией, и отличаются в деталях, в которых и спрятано ноу-хау каждой команды – американской ли, новозеландской или итальянской Luna Rossa.
Итак, когда яхта разгоняется и переходит из водоизмещающего положения к полету, мы видим, что онасловно бежит по воде на трех тонких ножках. Задняя, расположенная по центру кормы, – это руль, имеющий вид перевернутой буквы «Т». Перекладина буквы – это на самом деле две консоли крыла, почти как у самолета. Две другие «ножки» находятся по обоим бортам яхты. Они имеют изогнутую форму и заканчиваются примерно таким же крылом, как и на руле, только побольше размером. Материал – карбон. В спецификации конструкция крыла не детализируется, и именно здесь открывается простор для гидродинамической мысли и особого командного ноу-хау. Стойки подводного крыла подвижны. Более того, в крейсерском режиме в воду опущено лишь одно крыло – с подветренной стороны. Другая стойка – с наветренной – высоко поднята. Она создает рычаг для компенсации опрокидывающего момента, плюс таким образом несколько снижается лобовое сопротивление. Если же нужно стабильное положение, например во время совершения маневра, в воде оказываются оба крыла. И наконец, в стояночном положении крылья уводятся под днище, яхта как будто «поджимает лапки», уменьшая собственные габариты, что необходимо для швартовки у причала.
Стойки перемещаются и в продольном направлении, что дает возможность менять угол атаки крыла.
Кто считает секунды
Особое положение стоек с крыльями существует для выпрямления яхты при опрокидывании. Точнее говоря, положение стоек в этот момент задается автоматически. Кое-где даже можно встретить утверждения, что AC75, дескать, застрахована от опрокидывания, но это, скорее, в теории. В момент сдачи номера в печать шли соревнования Кубка PRADA. Это квалификационный турнир, победитель которого сойдется в поединке с действующими обладателями Кубка – новозеландцами – уже в Кубке «Америки». В третий день гонок яхте AC75, принадлежащей команде American Magic (она представляет США), после неудачного маневра все-таки «удалось» залечь на бок, и было полное ощущение, что яхта начала тонуть. Своими силами выпрямить судно не получилось, понадобилась помощь спасателей и даже надувные поплавки. Но все в конце концов обошлось.
Кубок PRADA – зрелище не менее захватывающее, чем Кубок «Америки». И кстати, если приглядеться, на парусах участвующих в регате яхт можно заметить логотип Panerai. Это не что иное, как название компании – официального хронометриста Кубка PRADA. На суше, в футболе или баскетболе, есть свои специалисты по отсчитыванию десятых и сотых долей секунды. А на море другие имена. Связи Panerai c миром моря восходят к первому десятилетию прошлого века, когда компания была поставщиком инновационных и сложных элементов технического оснащения кораблей ВМС Италии. В те годы Италия была известна подготовкой боевых пловцов-диверсантов. Специальные часы были сделаны и для них. Грозные времена давно в прошлом, но любовь итальянских часовщиков к морю не угасла. И вот теперь Panerai не только производит наручные часы (частично на базе предприятия в швейцарском Невшателе), но и непосредственно участвует в оснащении напичканных электроникой AC75.
Почти рекорд
Действительно, инновационная система управления подводными крыльями далеко не единственная интересная черта AC75.
Основной парус на судне – парус-крыло. Но он представляет собой не жесткую конструкцию, а композицию из двух гибких оболочек. Благодаря этому можно в процессе управления яхтой менять не только угол атаки, но и поперечный профиль паруса (крыла) от двояковыпуклого до выпукло-вогнутого. Тем самым меняется режим обтекания паруса воздухом и, следовательно, аэродинамические параметры. Кроме основного паруса яхта располагает парусом Code Zero для слабых ветров.
И наконец, последний, но самый важный вопрос: а на что, собственно, способна эта суперъяхта, на которой сплошной карбон, хай-тек и топовая гидро- и аэродинамика? 23 января в ходе гонки за Кубок PRADA яхта класса AC75 Britannia, принадлежащая команде из Соединенного Королевства Ineos Team UK, показала скорость 50,25 узла. Много это или мало? Абсолютный рекорд скорости для парусных судов принадлежит датчанину Полу Ларсену и его яхте Vestas Sailrocket: одноместное суденышко на подводных крыльях, построенное специально для этого, удалось разогнать до 65 узлов. Если же речь идет о спортивной яхте на 11 человек экипажа, то показатели Britannia стоит признать близкими к рекордным.