Кружевные лыжи: По снегу аки по суху
Если обрезать ручки двух теннисных ракеток и привязать рамы к ногам за струны, получится средство для передвижения по глубокому снегу — снегоступы. Однако дикую идею — уродовать для зимнего удовольствия дорогие ракетки — не стоит воплощать в жизнь. Кто-то предпочитает делать снегоступы (кстати, называемые в некоторых странах «ракетками») своими руками, а кто-то полагается на спортивную индустрию, давно освоившую их промышленный выпуск. Этот древний вид спорта становится все более популярным и у любителей зимних прогулок, и у армейского командования: кросс на снегоступах входит, например, в систему подготовки американского элитного подразделения «Дельта». Сегодня многие турфирмы заманивают в Лапландию не только встречей с Дедом Морозом, но и возможностью побродить на снегоступах по заснеженным лесам. А в России в прошлом году прошел марафон BASK Adventure Race, одним из этапов которого стал бег на снегоступах.
Четыре тысячи лет спустя
Последняя революция в изготовлении снегоступов произошла примерно 10 лет назад. На смену гнутым в паровой печи деревянным рамам пришли алюминиевые, а натягиваемым на каркас веревочным и сыромятным струнам — синтетические. Нередки и цельнолитые пластиковые базы с современными креплениями Step-In, в которые нужно просто «вступить» специальными ботинками. Однако до этого снегоступы оставались неизменными почти шесть тысяч лет. С тех самых пор, как родились в заснеженных предгорьях Центральной Азии.
Древние летописи свидетельствуют, что снегоступы широко использовались аборигенами Сибири, Монголии, Маньчжурии, Тибета и Сахалина.
Например, в древнекитайских свитках «Таншу» говорится, что «по всему Востоку встречаешь людей, пользующихся "деревянными конями", надев этих деревянных коней, можно продвигаться быстро по насту».
Из Азии снегоступы распространились на Север Европы и к индейским племенам Северной Америки. Следы этого «великого переселения» остались в корнях соответствующих слов разных народов: ученые считают, что слова таких далеких языков, как японский и финский, имеют один источник. Но на большей части Европы снегоступы не прижились. Они не выдержали конкуренции с другим видом «деревянных коней» — лыжами, лучше подходящими для более коротких и менее снежных, по сравнению с северными, зим.
Тем не менее снегоступы были широко распространены. А поскольку древние охотники обитали в местностях с несхожим рельефом, различны-ми условиями жизни и видами растительности, разными были и размеры, и форма снегоступов, и материалы, из которых они изготавливались.
Снегоступы использовались в основном для движения с грузом, а потому были значительно бóльшими по размеру, чем сейчас. А все многообразие форм можно свести к двум основным: удобным для ходьбы по пересеченной местности и лесу «медвежьим лапам», отличающимся круглой формой, и — каплевидным «бобровым хвостам», оканчивающимся удлинениями, которые как бы волочатся по снежной поверхности, помогая сохранять прямолинейное направление на равнине. При одинаковой длине «медвежья лапа» обеспечивает большую площадь опоры.
На измене
Единственное неизменное качество снега — это непостоянство его качества. Он может смерзаться настом, налипать комками или лежать невесомой пудрой, расступающейся под ногой. Так что главное в выборе снегоступов — это ощущение того, как они держат своего хозяина на поверхности. Хорошо сконструированные «кони» должны ощущаться продолжением тела, а не «дополнительным оборудованием».
Большинство сегодняшних снегоступов значительно проще в использовании, чем их «предки», существовавшие еще десять-двадцать лет назад. Те были длинными и широкими. Современные материалы и новые конструкции сделали снегоступы меньшими по площади, но дающими лучшую опору и маневренность. Кроме того, по видам использования снегоступы делятся на три группы: для отдыха, для фитнеса и аэробики, а также для горных восхождений.
Однако у этого разнообразия есть и оборотная сторона. Выбрать нужный тип снегоступов среди обилия форм, размеров и цветов, рам из дерева, алюминия или синтетических материалов, разного материала базы, различных креплений, множества конструкций крепящихся снизу шипов-«кошек» стало сложнее.
Нужно сразу обратить внимание на тип крепления, которое бывалые владельцы снегоступов называют важнейшей частью. Крепления — от самых простых, вроде резинок с застежками, до автоматических, приспособленных под специальные ботинки, должны быть удобны в применении, прочно держать ногу и не допускать проскальзывания или бокового «люфта».
Обязательные составляющие крепления горных снегоступов — шарнирный узел и подставка под пятку, от которых зависит, какие способы движения удастся использовать в экстремальных условиях. Геометрия рамы или цельнолитой базы определяет, насколько равномерна будет опора стопы на снег и удастся ли двигаться по ровной местности и в гору, не запинаясь ногой за ногу. Немаловажны также длина, форма и место шипов на «подошве» базы: они удерживают снегоступы от соскальзывания.
Выбрав несколько приглянувшихся снегоступов, следует надеть на одну ногу «коня» одной формы, а на вторую — другой. Почувствовав, какая форма и размер подходит лучше, опробовать выбранную модель уже обеими ногами.
Hi-tech идет на смену
Даже самые доступные сегодняшние способы изготовления снегоступов с применением высоких технологий отнюдь не выглядят проще, чем древнее искусство создания гнутых рам и натяжки сыромятных ремней. Однако основные сложности производства связаны сейчас не с кропотливыми операциями изготовления каждой пары, а со сложным процессом разработки и изготовления прессформ.
В некоторых разработках конструкторы переходят от гнутых рам из авиационного алюминия к литью под давлением из термопластиков (например, из лексана). Такие платформы способны выдерживать значительно большие нагрузки, чем традиционные материалы. Кроме того, они лучше поддаются цветовой обработке, позволяя выпускать продукцию различных оттенков, а также «вплавлять» в процессе литья декоративные элементы, выполненную из нержавеющей стали укрепляющую арматуру и «кошки».
Некоторые модели креплений также изготавливаются способом литья под давлением из полиуретана — того же материала, который идет на подошвы некоторых кроссовок. Крепления отливают в два приема из цветного пластика, имеющего разную степень жесткости. Внешний каркас — из плотного уретана, позволяющего держать форму, а внутренний компонент — из более мягкого, обхватывающего ботинок. Вся система крепится к платформе снегоступа при помощи шарнира, позволяющего ступне двигаться, имитируя обычную работу ноги при ходьбе, и одновременно вдавливать зубцы «кошек» в снег.
Конструируя эти снегоступы, их создатели старались свести к минимуму количество деталей, из которых они состоят. Рекордное сокращение составило три детали, в то время как некоторые снегоступы можно разобрать на 40 частей.
«Деревянные кони» против пластика
Одна из самых интересных особенностей «снегоступного» спорта состоит в том, что даже после того, как в нем произошла революция hi-tech, среди спортсменов осталось немало приверженцев традиций. Тысячи людей предпочитают современным материалам и формам все тех же «деревянных коней». К примеру, американская компания Wilcox & Williams с успехом выпускает снегоступы такими, какими их делали тысячи лет назад обитатели Аляски, индейцы племен Оджибва или Гурон. А некоторые энтузиасты, в том числе российские, и вовсе предпочитают делать снегоступы своими руками, выбирая подходящие, на их взгляд, материалы, технологии обработки и сборки.
Есть «экстремалы», предлагающие по-быстрому мастерить снегоступы из днищ круглых корзин и даже... сидений и спинок венских стульев. Однако настоящие любители предпочитают более сложный, но и более благодарный путь. Чаще всего они выбирают зимой, когда движение соков уже закончилось, стволы прямослойного ясеня толщиной 25−30 см и хранят их, не ошкуривая, в сухом помещении. Затем раскалывают ствол на бруски и обстругивают до толщины примерно 30 мм. Полутораметровые заготовки выдерживают около часа в самодельной пропарочной камере, гнут по шаблону и оставляют сохнуть закрепленными. Разделанные «на ус» концы заготовок склеивают эпоксидной смолой и обматывают стеклотканью, получая обруч каркаса, в который сразу же вставляют на шип поперечные перекладины.
Затем через просверленные отверстия натягивают нейлоновый шнур — примерно так же, как струны в теннисную ракетку, а в средней части, под стопой, формируют платформу из полиуретановой ленты, укрепляя стальным тросиком. Для крепления ботинка используют обычное ременное крепление охотничьих лыж.