Классные гонки: Человек и машина против моря

Когда океанские катера Offshore Class 1 проносятся мимо, в памяти встают кадры гонок из фильма «Звездные войны. Эпизод 1». Звук от двух восьмисотсильных двигателей удивительно напоминает гул гоночных гравилетов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первыми океанскими соревнованиями моторных катеров считаются ежегодные гонки за Международный Британский приз, учрежденный в 1903 году. Начало XX века вообще богато на призовые гонки, достаточно вспомнить легендарные состязания скоростных самолетов-гидропланов на кубок Шнайдера. Такие гонки были скорее соревнованиями государств, чем частных компаний, и служили своеобразными демонстраторами уровня технического развития стран. Например, для участия в гонке Британского приза существовало обязательное условие — чтобы катер и двигатель непременно были построены в стране, под флагом которой выступал гонщик. Собственно, основная интрига в этих соревнованиях развернулась между британскими и американскими катерами. Первые четыре года англичане довольно убедительно отстаивали статус первой морской державы, но уже в 1907 году приз на три года прописался в Америке. В Британии это было расценено как пощечина — на возвращение приза были потрачены огромные средства, и не зря. К гонке 1912 года Британия подошла с совершенно революционным катером Maple Leaf IV («Кленовый лист-4») с пятью поперечными реданами, на котором английский гонщик Моккей Эдгард не только вернул приз, но и впервые в мире развил скорость более 100 км/ч. По иронии судьбы революционные обводы корпуса были разработаны и запатентованы американцем Уильямом Фобером. Именно Maple Leaf IV и принято считать вехой в переходе от водоизмещающих к глиссирующим катерам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гонки начала века оказали огромное влияние на все судостроение — корпуса современных гоночных катеров, словно сошедших с экранов фантастических фильмов, — ничто иное, как вариации разработок 1930-х годов. С той лишь разницей, что сверхлегкие и прочные материалы конца XX века позволили наконец воплотить все разработки конструкторов начала века.

Два мира

После Второй мировой войны Европе было не до гонок — до 1960-х американцы считали этот вид спорта своим внутренним делом, ведь тогда существовало только три основных морских гонки: «Марафон вокруг Лонг-Айленда», «Майами-Ки-Уэст» и, конечно, легендарная «Майами-Нассау», самая суровая из океанских гонок, положившая начало современным океанским моторным гонкам. Авторами этого 296-километрового маршрута были знаменитый промоутер автогонок Шерман «Рэд» Крис и конструктор катеров Дик Бертрам. В первой гонке «Майами-Нассау», состоявшейся 6 мая 1956 года, до финиша добрались восемь из одиннадцати отважных экипажей. С результатом 9 часов 20 минут при средней скорости 31,7 км/ч первым закончил гонку экипаж Гриффит-Бертрам на 34-футовом деревянном катере Doodles II с двумя двигателями Cadillac Crusader мощностью по 215 л.с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сэм Гриффит до своей смерти в 1963 году успел четыре раза победить в гонке «Майами-Нассау», побить рекорд гонки «Майами-Нью-Йорк», который 41 год принадлежал гонщику Гару Вуду, и победить в марафонской гонке вокруг острова Лонг-Айленд. Поэтому, когда под эгидой World Drivers' Championship появился Class 1, именем Гриффита был назван приз, который считается самым престижным в мотогонках по воде.

В начале 1960-х в борьбу с Америкой за кубок вступила и Европа. Под впечатлением от «Майами-Нассау» британский издатель Макс Айткен организовал 19 августа 1961 года 288-километровую гонку «Каус-Торки» (Cowes-Torquay), в которой одержал победу Томми Сопвиш на катере Thunderbolt. Спустя год к британской гонке итальянцы добавили свою «Виареджио-Бастия-Виареджио» (Viareggio-Bastia-Viareggio) протяженностью 319 км. Эти три страны и определили интригу гонок на последующие 30 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращение Европы

До начала 1980-х несомненными лидерами в области технических разработок были американцы — если европейцы и побеждали, то только за счет мастерства пилотов. Например, в первые 20 лет кубок Гриффита американцы выигрывали 13 раз, а итальянцы — только шесть. Бразилец Валли Франц, победивший в 1975 году, выступал на американской лодке с американским двигателем и американской трансмиссией, даже троттлмен был американец, так что назвать эту победу чисто бразильской можно было с большой натяжкой. Лучшими конструкторами корпусов были Джим Вайн, Дик Бертрам и легендарный Дон Ароноу, а рекордные двигатели поставляли Daytona, Mercruiser и Aeromarine.

Но всему рано или поздно приходит конец. В 1978 году итальянец Франческо Косентино победил на лодке, разработанной Доном Шидом и построенной на берегу Средиземного моря в городке Виареджио, на родине итальянских гоночных морских катеров. Он стал первым чемпионом мира гонок Class 1, который выступал на лодке, построенной не в США и обслуживавшейся не американскими инженерами. А в 1980-х европейцы и вовсе взяли верх. Тон стали задавать алюминиевые однокорпусные лодки Дона Шида, сделанные фирмой Enfield, лодки итальянских компаний Picchiotti и CUV, а также катамараны James Beard-Clive Curtis Cougar. Европейское превосходство окончательно утвердил Фабио Буцци, который осуществил огромный прорыв благодаря внедрению корпусов из полимерного пластика, усиленного стекловолокном, двигателей с турбонаддувом и новых винтов полупогружного типа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо сердца

Наверное, настало время разбавить этот поток мало что говорящих нашим читателям названий чем-то более известным. Например, маркой Lamborghini. Проиграв вчистую своему конкуренту Ferrari в сухопутных гонках, она решила взять реванш на море, в морском аналоге «Формулы-1» — Class 1. С 1985 года моторы Lamborghini начали устанавливать на океанских болидах, и в скором времени компания стала моторной командой номер один в океанских гонках катеров королевского класса. Гоночные крейсеры, оснащенные моторами Lamborghini, одержали более сотни побед в чемпионатах мира, чемпионатах Европы и других соревнованиях. В 1994 году Лука Феррари (!) стал чемпионом мира на катере Ferretti с двигателем Lamborghini, покончив с господством на этих соревнованиях известной команды Victory, поддерживаемой дубайским правительством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lamborghini держит марку — на четырех из 11 катеров этого сезона, в том числе и на морском болиде прошлогоднего чемпиона Spirit of Norway, установлены 12-цилиндровые 8,2-литровые двигатели этой компании. Еще на двух стоят двигатели Victory V12, на трех — Mercury Class 1 9,1 litre V8 и по одному от Sterling и Skema.

Немного статистики

Обычной практикой было участие двух лодок от команды, которые стартовали в 18 гонках за сезон в Америке, Австралии, Южной Африке, Швеции, Франции, Италии и Англии. Несмотря на то, что финансовые трудности 1980-х годов заставили организовывать по три гонки в одном месте, количество стран-участников продолжало расти. К списку добавились Аргентина, Бразилия, Финляндия, Япония, Иордания, Кувейт, Малайзия, Монако, Новая Зеландия и Норвегия. Победителями 14 раз становились американцы, 12 — итальянцы, 7 — британцы, 6 — гонщики из Саудовской Аравии, 5 — норвежцы и по одному разу представители Бразилии, Монако и Саудовской Аравии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

23 чемпиона выступали на однокорпусных лодках и 18 — на катамаранах. 29 лодок были сделаны из стеклопластика, восемь — из алюминия и четыре — из дерева. Бензиновыми двигателями пользовались 34 победителя, а остальные семь предпочли дизельные установки. Три самых первых чемпиона пользовались традиционными гребными винтами, регулируемые винты фирмы Mercruiser «загребли» 20 побед, а недавно появившимся винтам полупогружного типа (surface drives) досталось все остальное.

Показателен рост скоростей: если в начале 1960-х победители развивали среднюю скорость около 48 км/ч, то в 1980-е благодаря катамаранам преодолели порог в 100 миль в час (160 км/ч). А в наши дни средние скорости превышают 200 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два мира

В 1992 году в королевских гонках произошли принципиальные изменения: были введены более жесткие правила и регламенты, чем-то напоминающие правила «Формулы-1», а сам чемпионат мира Class 1 приобрел официальное название U.I.M. Offshore Class 1 Championship. Соревнования были поделены на десять этапов, проходящих с мая по декабрь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последствия не заставили ждать — мир разделился на Америку и остальные страны. Например, малоизвестная в России Американская ассоциация гоночных катеров (American Power Boat Association — APBA) проводит гонки в 15 (!) различных категориях. Настоящая королева гонок — безусловно, серия Offshore (не путать с мировым Offshore Class 1) — состязания океанских катеров. Разобраться с правилами этих гонок может лишь американец: только в прошлом году я насчитал 15 различных этапов в 12 категориях! Причем какого-то окончательного финала нет, каждый этап сам по себе. Разнообразие классов объясняется тем, что гоняются в Америке частные команды, причем многие на серийных катерах. Поэтому в одной гонке могут принимать участие как сравнительно маломощные однокорпусные глиссеры с одним 500-сильным двигателем Mercury, так и сверхмощные океанские катамараны с двумя турбинными двигателями по 1600 л.с. каждый!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в Европе есть клон, правда очень хилый, этих самых заокеанских гонок — мировой чемпионат по гонкам на выносливость Powerboat Р1. Cлово «мировой» не должно вводить в заблуждение — это чисто европейская забава, где гоняются в основном англичане и итальянцы плюс единственная китайская команда Ocean Dragon Racing. В этом году гонки пройдут в двух категориях, Evolution и Supersport.

Королева гонок

Уже запутались? Тогда резюмируем: настоящие королевские океанские гонки — это U.I.M. Offshore Class 1 Championship и ничто другое.

Несмотря на то, что для увеличения зрелищности современные гонки проводятся хоть и на открытых акваториях, но вблизи берега по кольцевой трассе, участвуют в них самые настоящие катера открытого моря, спроектированные для гонок на полной скорости на волнах высотой более трех метров! Устройство таких катеров — тема отдельной статьи, которую мы собираемся подготовить в ближайшее время. А сейчас немного о самих гонках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году чемпионат включает восемь этапов: по одному в Греции, Румынии, Египте и Катаре и по два в Норвегии и Объединенных Арабских Эмиратах. Дуплеты в Эмиратах и Норвегии неслучайны: последние годы именно между норвежской командой Spirit of Norway Racing и эмиратской Victory Team идут главные баталии за первые места.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый этап длится три дня: первый — тесты, второй — квалификационные заезды на скорость (Pole position), третий — собственно гонка. Квалификационная гонка Pole position — отдельное соревнование чемпионата, но проходит по трассе Гран При, чтобы экипажи получили представление об условиях огибания поворотных знаков и особенностях дистанции. Победа в Pole position не играет такой важной роли, как в «Формуле-1». Просто первые пять катеров, которые в Pole position показали лучшее время, стартуют с ходу за стартовым катером в первом ряду, остальные следуют в произвольном порядке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гонка длится приблизительно час, за который команды должны проделать 20 кругов, общая дистанция составляет примерно 200 км. Победитель получает 20 очков, 2-е место — 15, 3-е — 12 (далее 9, 7, 5, 4, 3, 2, 1 очко за 10-е место). В конце сезона по сумме очков определяется победитель, который и получает кубок Гриффита.

Человек-дроссель

Живая легенда гонок Offshore Class 1 — англичанин Стив Кертис, единственный восьмикратный обладатель звания чемпиона мира (примерно как Михаэль Шумахер в «Формуле-1»). Только в «Формуле» пилоты гоняются в одиночку, а в Class 1 — парами: собственно пилот и троттлмен (throttlеmаn — человек на дросселе). Стив водит нас вокруг своего катера 10 Spirit of Norway стоимостью $5 млн. и рассказывает об особенностях управления океанскими болидами. От умения троттлмена управлять двумя двигателями по 850 л.с. каждый зависит скорость на трассе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гонщики прошлого были любителями-энтузиастами. При минимальной защите они сами занимались навигацией, управляли двигателями и рулями, одновременно сражаясь с природой.

Современные гонщики надежно закреплены в анатомических креслах в капсулах безопасности, расположенных под лексановыми фонарями, позаимствованными из авиационной промышленности. Благодаря системе глобального позиционирования GPS они наблюдают за своими перемещениями на экранах компьютеров. Лодки касаются воды только в дни испытаний и соревнований, а их подготовкой занимается команда специальных инженеров и техников.

Но море за последние 40 лет никак не изменилось. Ни достижения технического прогресса, ни высокий уровень профессионализма спортсменов не отменяют главного принципа гонок Class 1 — «человек и машина против моря».

Поездка на гонки Class 1 организована при поддержке компании Edox — производителя официального хронометра чемпионата мира по скоростным лодкам Wppa Ckass 1 World Powerboat Championship и спонсора команды Spirit Of Norway Racing.