Суперхулиган: Колесная мечта
В мотоспорте всегда сосуществовали два противоположных полюса: шоссейно-кольцевые мотогонки и мотокросс. Между этими специфическими дисциплинами нет почти ничего общего. Различаются и внешний вид, и конструкция мотоциклов и двигателей, и техника управления машинами, и даже требования к физическим данным пилотов (в идеале кольцевик должен обладать небольшим ростом и весом, а кроссмен — богатырской физической силой). Кроссовый мотоцикл не может быстро проехать по асфальтовому кольцу, тогда как шоссейник абсолютно беспомощен на гаревой трассе.
В то же время и спортсменов, и зрителей всегда интересовал вопрос: кто все-таки самый лучший мотогонщик, кто лучше владеет двухколесной машиной, независимо от ее специфики? В конце 1970-х — начале 1980-х в Америке шла телепередача Superbiker. В ней впервые показали невероятные гонки на мотоциклах по трассе, состоящей из асфальтовых и гаревых участков с мотокроссовыми трамплинами. Так начинали набирать популярность соревнования AMA Supermoto — гонки супермотардов.
В те времена соревнования Supermoto были очередным экстремальным шоу компании Red Bull, известной своим пристрастием к необычным спортивным состязаниям. Позже, когда выяснилось, что супермотард — это практически идеальный мотоцикл для города, серийные модели супермотардов появились в гаммах крупных мотопроизводителей. Тем не менее Supermoto по сей день присущ особый хулиганский антураж, дух безграничной свободы в городе.
Городской хулиган
Идея супермотарда проста. За основу универсального байка взят кроссовый мотоцикл. Только вместо традиционных колес (19 дюймов заднее и 21 дюйм переднее) с внедорожной резиной и развитым протектором на супермотард установлены 17-дюймовые колеса со сликами или полусликами (резиной с минимально выраженным протектором) от шоссейника.
Кроссовая основа Supermoto связана с отличной управляемостью внедорожников. Длиннобазный, низкий и широкий шоссейник с максимально опущенным центром тяжести позволяет сохранить стабильность в скоростных, но достаточно пологих поворотах. Высокий и узкий «кроссач» не стесняет свободы гонщика и дает возможность мгновенно изменять направление движения, а также контролировать положение байка в глубоком заносе. Шоссейные колеса с гладкими шинами позволяют супермотарду выиграть время на асфальте — на сликах он быстрее разгоняется, может проходить повороты «вкатыванием», без скольжений, не теряя скорости.
Супермотард сохранил кроссовую длинноходную подвеску — только лишь она способна мягко «приземлить» мотоцикл после трамплина, не допустив повреждения колес, вилки или рамы. Мотоцикл делается лишь чуть-чуть ниже, чтобы снизить центр тяжести и улучшить управляемость в скоростных асфальтовых поворотах.
Тормоза супермотарда ближе к шоссейным, нежели к кроссовым. Мощные вентилируемые диски с четырех- или шестипоршневыми суппортами — реальная необходимость для Supermoto, так как на асфальтовых участках трассы мотоциклы достигают настоящих асфальтовых скоростей (до 150 км/ч). С асфальтовыми скоростями связано и повышенное внимание к аэродинамическим качествам супермотардов: для них разрабатываются специальные обвесы.
Наконец, в гонках Supermoto чрезвычайно важна характеристика двигателя мотоцикла. В мотокроссе ключевым моментом является эластичность мотора. Мощность должна плавно нарастать с ростом оборотов двигателя, так как при ее скачкообразном увеличении гонщик потеряет контроль над мотоциклом в скольжении. Чед Уотс, механик команды Red Bull, считает, что популярные некогда двухтактные двигатели уступили место четырехтактным не из соображений экологии и маркетинга, как думают многие, а из-за своего взрывного характера. Эластичность не менее важна и для супермотарда, так как гаревые участки трассы очень скользкие. Однако для улучшения скорости на асфальте стандартные моторы форсируют, делая их чуть более резкими и выигрывая в максимальной мощности на высоких оборотах.
Супермотард способен обставить любой другой мотоцикл не только на специальной смешанной трассе, но и в естественных городских условиях. Он отлично чувствует себя на асфальте, быстр и устойчив на шоссейном покрытии. Супермотарду не придется стоять в пробках — отличная управляемость позволяет ему легко лавировать между автомобилями, а длинноходная подвеска — забираться на тротуары. При желании на мотоцикле можно носиться даже по лестницам и подземным переходам (заметьте, сотрудники органов правопорядка на BMW на такое не способны).
Считается, что настоящий супермотард обязательно нужно строить самостоятельно из кроссового мотоцикла. Тем не менее неплохого уличного хулигана вполне можно приобрести и в магазине. Модели Husqvarna Nox и KTM Duke II уже стали легендарными.
Трасса с сюрпризом
Трасса для гонок Supermoto строится на стадионе или же на любой открытой площадке. Ее основное достоинство состоит в том, что зрители могут видеть всю трассу целиком, а не отдельный ее участок. Соотношения асфальта и гари, конфигурация поворотов и разнообразных препятствий уникальны для каждой трассы. Например, трек Laguna SECA Raceway состоит на 70% из асфальта и на 30% из гари, к тому же содержит трамплины в стиле Supercross. Трасса непривычна как для гонщиков-кольцевиков, так и для кроссменов. Она готовит массу сюрпризов и для зрителей, и для пилотов.
Прежде всего, асфальтовая часть трассы не обеспечивает такого сцепления колес с дорогой, как на шоссейно-кольцевых гонках. Проезжая по гаревому участку, гонщики привозят на асфальт грязь, прилипшую к разогретым шинам. В результате асфальт становится довольно скользким. Проходить ли асфальтовые повороты в заносе или «вкатыванием» — каждый гонщик решает самостоятельно.
По словам семикратного чемпиона в суперкроссе, участника AMA Supermoto Джереми Макграта, самым сложным моментом в гонке является выезд с гари на асфальтовое покрытие. Гладкий асфальт, обильно присыпанный грязью, — это еще более скользкая поверхность, чем сама гарь. Не потерять контроль над мотоциклом и попросту не упасть в этой ситуации — задача, уже требующая солидного опыта и высокого мастерства.
Мало того, трасса изменяется по ходу гонки. Гонщики выносят все больше и больше гари на асфальт, делая его все более скользким. Умение адаптироваться к изменяющимся условиям трассы — необходимый навык для гонщика Supermoto.
Джереми Макграт говорит, что гонки супермотардов дают невероятное ощущение жесткой борьбы с соперниками. В суперкроссе трасса настолько широка, что гонщик фактически борется только с самим собой, а побеждает тот, кто в принципе способен проехать трассу быстрее. На узком треке Supermoto каждый обгон — это значительное событие. Обогнать соперника можно лишь в том случае, если он совершит ошибку или если ты способен пройти поворот намного быстрее. Контактная борьба тоже не такая уж и редкость для этих соревнований.
Чистый спорт
Гонки супермотардов проходили и в Москве, на картодроме «Пилот» в Медведково. Гаревого участка на медведковской трассе не было. Зато супермотарды имели возможность блеснуть своей фантастической управляемостью, проходя крутые повороты картодрома. Гонка прошла с огромным успехом, а главное, начало было положено. В настоящее время множество российских мотоциклистов строят свои Supermoto, делясь опытом в специальных журналах и на форумах с другими энтузиастами этого перспективного вида спорта. Серийные машины встречаются и в мотосалонах, и на дорогах.
Особенно важно и то обстоятельство, что гонки супермотардов еще не успели превратиться в арену борьбы промышленных производителей-рекламодателей за долю на рынке, не стали соревнованиями для избранных, закрытым клубом. Они обходятся организаторам сравнительно недорого и не обладают грандиозностью и пафосом, характерным для элитных шоссейно-кольцевых мотогонок и суперкросса. Соревнования Supermoto всегда проходят в непринужденной дружеской атмосфере, пилоты с радостью демонстрируют свои хулиганские машины, а зрители получают огромное удовольствие от захватывающей честной борьбы.