Проблемы Средневековья: как рыцарей побеждали в бою, если доспехи защищали все тело?
Даже если средневековый воин носит прочный сет брони, дающий «+30 к защите», его все равно могут поразить оружием. Рассказываем, как раньше пробивали доспехи рыцаря.
Основные элементы доспехов рыцаря
Рыцарские доспехи, окутанные ореолом романтики, всегда вызывали восхищение и олицетворяли благородство, смелость и честь. Однако главная задача этих доспехов заключалась в обеспечении безопасности воина во время ожесточенных сражений Средневековья. Эти продуманные защитные механизмы совершенствовались столетиями, отражая развитие военных стратегий и оружейных технологий.
Шлем
Голова, будучи самой важной частью тела, нуждалась в надежной защите во время средневековых сражений. Поэтому дизайн и эффективность шлема стали приоритетными в создании рыцарских доспехов. Шлем был не только элементом защитной экипировки, но и символом статуса рыцаря, его индивидуальности и иногда происхождения. На протяжении веков мастерство и функциональность шлемов развивались вместе с развитием боевых приёмов и оружия. Обеспечить оптимальную защиту, не мешая зрению и слуху рыцаря, было идеальным балансом, к которому стремились средневековые оружейники.
В средневековых войнах существовало множество видов шлемов, каждый из которых отвечал особым потребностям рыцаря и типу боя, в котором он участвовал. Например, ранненормандский носовой шлем с накладкой на носу был одним из самых ранних и распространенных видов. Однако по мере увеличения потребности в более комплексной защите стали преобладать шлемы, такие как грандхельм, закрывающий всю голову и оставляющий только прорези для зрения и дыхания. Последняя часть средневековой эпохи привела к появлению бацинета с улучшенной защитой шеи и армета, известного своими откидными накладками на щеки. Каждая из этих моделей была шагом вперед в постоянном стремлении улучшить доспехи рыцаря и обеспечить его безопасность на поле боя.
Шлем был больше, чем просто защитным щитом, он был символом личности владельца. Гербы, часто сделанные из дерева или вареной кожи, украшали вершины многих шлемов, демонстрируя рыцарскую геральдику или родословную. Эти гербы играли ключевую роль в идентификации рыцарей во время битв.
Кроме того, многие шлемы были украшены сложными гравировками, часто с религиозными символами или природными мотивами, отражающими личные убеждения или преданность владельца. Некоторые рыцари даже предпочитали, чтобы на их шлемах были выгравированы сцены из их личных достижений или библейских историй. Такие украшения превращали защитные головные уборы из простых элементов рыцарских доспехов в индивидуальные произведения искусства, безмолвно рассказывающие о жизни и убеждениях их владельцев.
Кольчуга
Тело, будучи более крупным и открытым, чем другие части тела во время боя, нуждалось в надежной защите от возможных угроз. В то время как голова была защищена одним лишь шлемом, тело имело многослойную систему защиты, каждый элемент которой выполнял свою функцию. Кольчуга, состоящая из сплетенных металлических колец, рассеивала силу ударов, пластинчатые доспехи отражали прямые удары, а мягкий гамбезон смягчал их. Все эти элементы были тщательно разработаны для максимальной защиты и подчеркивали статус и опыт воина на поле боя.
Кольчуга, также известная как хауберк, является, пожалуй, самым известным рыцарским доспехом. Изготовленная из сплетенных металлических колец, кольчуга обеспечивала гибкую защиту, которая была эффективна против рубящих ударов. Каждое кольцо, сплетенное с четырьмя другими, образовывало сетчатый барьер, способный распределять силу удара и снижать риск получения травм. Кольчужные рубашки, полностью сделанные из колец, стали основой рыцарского гардероба. Более дорогие версии также включали шапочки или капюшоны для защиты шеи и головы. Сложность изготовления кольчуги делала ее символом богатства и статуса, и более состоятельные рыцари носили более тонкие и плотно сплетенные кольчуги.
Кираса
С развитием военного дела и повышением опасности оружия стали очевидны недостатки кольчуги. Она была уязвима для мощных ударов тупым предметом и колющих попаданий, например от копья или арбалета. В этот момент появились пластинчатые доспехи. Они состояли из крупных металлических пластин, повторяющих форму тела, и обеспечивали превосходную защиту. Кираса защищала грудь и спину, а подвижные соединения позволяли рыцарю сохранять определённую подвижность. Благодаря передовым кузнечным технологиям, пластинчатые доспехи стали одновременно прочными и легкими. Несмотря на распространенное мнение, рыцарь в полном доспехе мог передвигаться, бегать и даже садиться на лошадь без посторонней помощи.
Гамбезон
Это стеганая куртка, изготовленная из слоев стеганого льна или шерсти, обеспечивала необходимую амортизацию. Гамбезон поглощал силу ударов, гарантируя, что энергия не передавалась напрямую на тело рыцаря. Кроме того, он предотвращал трение металлических доспехов и сам по себе обеспечивал определенную степень защиты.
Рукавицы
Хотя защита корпуса рыцаря была важнейшей задачей, его руки играли не менее значимую роль. Именно с их помощью рыцари управляли оружием, направляли лошадей и отдавали приказы. Поэтому средневековые мастера особое внимание уделяли разработке защитных элементов для этих частей тела. Рукавицы, которые оберегали пальцы и запястья, а также наплечники, защищавшие плечи и предплечья, были ключевыми элементами рыцарских доспехов, обеспечивающими не только силу, но и ловкость в бою.
На ранних этапах средневековых сражений рукавицы обычно изготавливались из кожи или кольчуги, предоставляя базовую защиту от порезов. Однако впоследствии возникли стальные рукавицы, которые обеспечивали защиту даже от самых сильных ударов. Эти металлические перчатки часто оснащались шарнирными пальцами, что позволяло рыцарям крепко держать оружие. Они также имели удлиненные манжеты для защиты запястий и предплечий. Некоторые рукавицы украшались гербом или эмблемой рыцаря, подчеркивая важную роль, которую они играли в рыцарском снаряжении.
Наплечники и наручи
Наплечники, большие изогнутые металлические пластины, защищали плечи от ударов и отводили их от тела благодаря своей форме. Под наплечниками находились наручи, закрывающие предплечья. Они изготавливались из толстой кожи или металла и защищали от порезов и стрел. Наплечники и наручи вместе обеспечивали защиту рук рыцаря, что было жизненно важно в бою. Эти элементы доспехов демонстрировали высокое мастерство изготовления и часто украшались замысловатыми деталями, что свидетельствовало о том, что даже доспехи в средневековье могли быть произведениями искусства.
Кираса, наколенники и поножи
Когда мы представляем себе рыцаря в бою, легко сосредоточиться на впечатляющей броне верхней части тела с ее сверкающим шлемом и защитным нагрудником. Однако нижние конечности, которые несли на себе весь вес доспехов и самого рыцаря, маневрирующего в хаосе сражения, также нуждались в надежной защите. Защита ног средневекового рыцаря состояла из тщательно изготовленных компонентов, каждый из которых был предназначен для защиты определенной области. Кирасы, наколенники и поножи играли важную роль в обеспечении рыцарю возможности двигаться, атаковать и отступать без риска травм ног, сохраняя баланс между защитой и подвижностью.
Кирасы были специально разработаны для прикрытия и защиты верхней части голени или бедер. Обычно они изготавливались из толстой кожи с заклёпками или из фигурных стальных пластин, обеспечивая надёжную защиту от ударов по этой важной части тела. Доспехи крепились кожаными ремнями, а иногда под ними был слой набивки для дополнительного комфорта и амортизации ударов. Важно было, чтобы кирасы плотно прилегали, но при этом позволяли полный диапазон движений, особенно когда рыцарям нужно было быстро сесть на коня или спешиться.
Колено, как один из ключевых суставов для движения, было особенно уязвимо в ближнем бою. Наколенники, защитные пластины для коленей, представляли собой шарнирные металлические элементы, которые защищали колено, позволяя ему сгибаться. Они часто простирались как выше, так и ниже колена, плавно переходя в кирасы и поножи, обеспечивая всестороннюю защиту. Во многих конструкциях к наколеннику добавлялся выступающий центральный гребень или рондель (круглый элемент), который обеспечивал дополнительную защиту от прямых ударов и помогал отводить удары от сустава.
Голень, с ее обнаженной костной структурой, также требовала надежной защиты. Поножи представляли собой предпочтительную броню для этой области. Эти металлические или кожаные пластины охватывали голень от чуть ниже колена до лодыжки, защищая ее от порезов, стрел и ударов тупыми предметами. Надежно закрепленные пряжками или ремнями, поножи часто имели внутреннюю подкладку для смягчения ноги и предотвращения натирания. Их конструкция демонстрировала мастерство оружейника, сочетая потребность в надёжной защите с требованиями рыцаря к ловкости и скорости на поле боя.
Чем отличались доспехи в разных странах и в разные эпохи
Дометаллические доспехи. На заре истории человечества солдаты и миротворческие силы использовали разнообразное защитное снаряжение, предназначенное как для пехоты, так и для кавалеристов, которым требовалась высокая подвижность и свобода движений. Эти доспехи в основном изготавливались из дерева, шкур животных и, в редких случаях, из простых пластин из легких металлов. Одним из самых известных древних неметаллических доспехов был панцирь Linothorax, использовавшийся македонскими и греческими солдатами между 1000 и 31 годами до н.э.
Первые металлические бронежилеты. Существенные изменения в истории доспехов произошли с появлением бронзовых доспехов для всего тела (кираса, наплечники, нагрудные пластины и поножи) около 3500 лет назад в Древней Греции. Историки утверждают, что одними из первых кольчужных доспехов были те, что изготавливались из переплетающихся железных колец кельтами в 500 году до н.э. в Восточной Европе. Этот дизайн распространился по Европе благодаря миграции кельтов на запад. Другим популярным дизайном были доспехи, в которых кольца крепились поверх кожаной рубашки, что обеспечивало защиту от лёгких ран от ударов мечом или ножом.
Римские доспехи. С приходом Римской империи история доспехов достигла поворотного момента. Организованная военная мощь Рима зависела от хорошо обученных войск и использования металлических доспехов. Двумя наиболее популярными типами доспехов были «лорика хамата», кольчужная броня, состоящая из до 30 тысяч колец, и «лорика сегментата», состоящая из сегментированных металлических полос, скрепленных внутренними кожаными ремнями. К 3-4 векам н.э. лорика сегментата вышла из употребления, и лорика хамата стала стандартной бронёй римской армии.
Азиатские доспехи. Азиатские доспехи обычно изготавливались из более легких металлов, иногда смешанных с кусками дерева. В Китае и Японии наиболее популярным был пластинчатый дизайн (небольшие броневые пластины, расположенные горизонтальными рядами), кожаное покрытие с пластинами, металлическая или деревянная бригандина и сложные самурайские доспехи, такие как «Ō-ерой», состоящие из шести частей.
Доспехи Средних веков и эпохи Возрождения. После падения Римской империи европейские солдаты, особенно дворяне, стали использовать модифицированные конструкции римских доспехов. Достижения в металлургии позволили создать множество новых конструкций, таких как кольчуга, полнотелые стальные пластинчатые доспехи для рыцарей и различные типы пластинчатых доспехов, обеспечивающие защиту и подвижность.
Эра пороха. Появление пороха и тяжелых арбалетов привело к упадку полных пластинчатых доспехов и бронированных всадников. Доспехи вернулись к более легкому состоянию, с маленькими металлическими пластинами, защищающими критические области тела от пулевых ранений (грудь, живот, голова и шея). Первая мировая война и Гражданская война в США были последними крупными конфликтами, где солдаты использовали бронепластины, однако эта практика была не широко распространена и считалась непрактичной.
Современная эпоха. Во второй половине 20 века появились новые передовые материалы, обеспечивающие защиту от огнестрельных и клинковых ранений. Сегодня наиболее часто используются керамические пластины, упрочнённые пластики, современные металлические сплавы и кевларовое волокно.
Сколько весили доспехи рыцаря
Доспехи действительно весили немало. Однако полный комплект доспехов весил в среднем от 20 до 25 килограммов (45-55 фунтов), что меньше, чем современное снаряжение пехотинца. Вес доспехов равномерно распределялся по телу, позволяя рыцарю двигаться с относительной свободой. Однако главной угрозой оставалось тепловое истощение, особенно в жаркую погоду, из-за плохой вентиляции доспехов.
В средние века и эпоху Возрождения производство доспехов было прибыльной и широко распространенной отраслью. Полный комплект пластинчатых доспехов, изготовленных из хорошо закаленной стали, весил около 15-25 кг (33-55 фунтов). Одни из самых тяжелых известных полевых доспехов весили более 86 фунтов. Стандартный комплект полевых доспехов мог весить от 50 до 60 фунтов, однако он всё равно позволял владельцу быть довольно ловким.
В том числе солдат мог кувыркаться, прыгать и бегать. Правда не так далеко, как без доспехов. При этом важно понимать, что солдаты никогда не носили тяжелые доспехи во время марша — их надевали непосредственно перед битвой. Иначе через километр вполне можно было сдаваться — бойцы больше были бы не способны ни на что. Ножные боевые доспехи Генриха VIII весили более 42,68 кг и покрывали большую часть тела. Это больше, чем современный бронекостюм, который весит около 36 кг или более.
В Азии одни из самых тяжелых доспехов носили кавалеристы Железной пагоды династии Цзинь, которые использовали два слоя пластинчатых доспехов. Самурайские доспехи изготавливались на заказ для идеальной посадки, что позволяло владельцу совершать быстрые движения. Они также были легкими, чтобы не обременять лошадей. Полный комплект доспехов мог весить от 5 до 25 кг. Средний вес самурайских доспехов составлял около 40 фунтов.
Толщина средневековых пластинчатых доспехов варьировалась от 1 до 3 миллиметров, в зависимости от периода и мастерства оружейника. В раннем средневековье преимущественно использовались кольчужные доспехи. Полный комплект рыцарских доспехов в конце 13 — начале 14 века весил от 30 до 35 килограммов. Хотя нам они могут показаться тяжелыми, рыцари часто привыкали носить своё снаряжение уже с самого раннего детства.
Полный комплект средневековых доспехов весил около 50 фунтов. Это меньше, чем вес снаряжения современного пожарного, включая кислородное оборудование. Большая часть веса приходилась на туловище, поэтому руки рыцаря едва замечали дополнительный вес во время боя.
Как рыцари ходили в своих доспехах
Некоторые считают, что надевать рыцарские доспехи трудно и долго. Однако это заблуждение: настоящие боевые латы можно надеть за 5–7 минут с помощью оруженосца. Рыцари и их солдаты не имели необходимости или возможности постоянно находиться в броне, ведь это не скафандр. Если посмотреть на средневековые гобелены, то можно увидеть, что в свободное от сражений время воины носили обычную одежду.
Доспехи надевали непосредственно перед битвой или парадом и снимали, когда они становились ненужными. На марше рыцари использовали стеганые гамбезоны, которые выполняли функции одежды и поддоспешника, обеспечивая хорошую защиту от оружия, особенно от режущих ударов. В гамбезоне было гораздо удобнее сражаться, чем постоянно носить на себе 25 килограммов тяжёлых лат.
Средневековые доспехи часто ассоциируются с ограниченной подвижностью, из-за чего рыцари в полной броне кажутся неуклюжими и медлительными. Однако средневековые ученые давно установили, что доспехи той эпохи обеспечивали гораздо большую мобильность, чем принято считать. В подтверждение этому, Музей Метрополитен в Нью-Йорке в 1924 году создал учебный фильм, чтобы развеять это распространенное заблуждение.
Несмотря на высокую защиту и впечатляющую подвижность, распределение веса доспехов увеличивало расход энергии, особенно для мышц рук, ступней и голеней. Например, ноги рыцаря несли дополнительные 15-18 фунтов, что заставляло мышцы работать усерднее для преодоления инерции. Узкие прорези в лицевой маске и плотная нагрудная пластина также ограничивали приток кислорода.
Даниэль Жаке из Женевского университета вместе с коллегами провел исследование, опровергающее многие заблуждения о доспехах. Они выяснили, что доспехи позволяли почти полный диапазон движений, включая ходьбу, сидение, стояние и боевые действия. Даниэль даже взбирался по отвесной скале, рубил дрова и скакал на лошади в доспехах.
Хотя ношение доспехов увеличивало потребление энергии для выполнения различных задач, исследователи отмечают, что рыцари тренировались, чтобы привыкнуть к такой нагрузке. Их работа подтверждает выводы более ранних исследований и помогает развеять мифы о неуклюжести средневековых воинов в доспехах.
Уязвимые места доспехов рыцаря
Так как победить рыцаря в доспехах? Ведь выглядит это невозможным. Но на самом деле даже самая дорогая и плотная броня имела щели на стыках и слабые места (особенно в суставах). Тонкое острое оружие, такое как мизерикордия (кинжал милосердия), могло легко «проскользнуть» в эти щели и нанести значительный урон. При должном усилии оно могло пробить и железо.
В начале 16 века в Италии появился стилет – тонкий кинжал, который использовался специально для поражения защищенных противников. Его лезвие могло пройти между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, а также в отверстия для глаз. Острое и тонкое лезвие также использовалось для поражения незащищенных участков в подмышках и паху.
Тяжелую броню хоть и тяжело было разрубить скользящим ударом меча, от тупых ударов и сотрясений она почти не защищала. Всего несколько сильных ударов булавой или молотом приводили к серьезным травмам, таким как ушибы и переломы. Поваленный на землю рыцарь, какие бы хорошие доспехи на нем ни были, становился беззащитным.
Конечно, образ рыцаря в блестящих доспехах далек от настоящих солдат того времени. Нередко в фильмах и сериалах можно увидеть, как воин сильным ударом пронзает доспехи противника или разрубает их сильным ударом. В реальности латы, все же, выполняли свою главную функцию — защищать от ударов противника. Так, например, некоторые шлема были устроены таким образом, что внутрь шлема не мог попасть даже наконечник стрелы.
На самом деле, способов победить противника, закованного в железную броню было много. Во-первых, позволить себе полноценные доспехи мог далеко не каждый человек. Так, одна деревня могла несколько лет собирать деньги и средства, чтобы предоставить государю полностью «одетого» рыцаря. Поэтому, например, викинги чаще всего использовали топоры: они были гораздо дешевле мечей. Что уж говорить о металлической «одежде».
По некоторым данным, 40 % ранений приходилось на ноги. Любой, кто в наше время решился бы посетить секцию современного мечевого боя, быстро бы увидел, что спортсмены и сегодня в основном метят в ноги. Попасть туда было гораздо легче, а защита далеко не всегда опоясывала всю конечность. При этом попадание в ногу могло быть не смертельным, но уж точно выводила бойца из строя. Ведь находясь на земле в окружении толпящихся и бьющихся воинов не то что сесть или отползти, даже руку поднять было бы невозможно.
Мобильность рыцарей в схватке: видео
Как можно судить по видео выше, часто драка двух воинов переходила в лежачее положение. Ведь если одолеть противника в честном бою не получается, остается только повалить его и пытаться заколоть или избить рукоятью или латной перчаткой. Что уж говорить про, например, горячую смолу или большие камни, которые можно запускать со стены в случае осады. В общем, на каждый изощренный доспех всегда находилось средство по преодолению защиты.
Не стоит забывать и про антисанитарию, которая царила во времена Средневековья. Так, смазать кинжал или стрелу в грязи, крови или чем-то хуже и оставить на коже хотя бы порез, было весьма эффективно. Конечно, такой способ не убьет рыцаря мгновенно, но через несколько дней обученный воин вполне вероятно уже не сможет держать меч. Обучать нового рыцаря далеко не так просто, как кажется, а отдать доспехи первому попавшемуся крестьянину весьма опрометчиво. Более того, чаще всего в лучших доспехах ходили именно благородные или обеспеченные люди и опытные бойцы.
Рыцари имели очень существенные преимущества перед бойцами, которые не были профессиональными. Рыцарей, носивших тяжелые доспехи, действительно убивали реже. Правда, происходило это не только из-за лучшей защиты. Считалось, что воины в хорошей броне богаты. Поэтому таких «ценных» рыцарей старались взять живьем, чтобы использовать их для обмена или потребовать выкуп.