«Авиагонки — Формула-1»: как проходят состязания профессиональных пилотов

Скорость более 320 км/час, высота прохода самолета над водой всего 15 метров, пилоны высотой 25 метров и дюжина профессиональных пилотов: 25 июля 2020 года в подмосковном Серпухове состоялся III чемпионат России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки — Формула-1». TechInsider рассказывает об особенностях и технических характеристиках самолетов, которые участвуют в гонках, и какие фигуры сложного и высшего пилотажа на них можно выполнять.
«Авиагонки — Формула-1»: как проходят состязания профессиональных пилотов
Соцсети

В гонках приняли участие пять типов самолетов: Як-55, СП-55М, Су-26М, Су-29, Extra.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Отдельно хочется отметить, что благодаря нашим авиационным техникам, типовые самолеты получили индивидуальные доработки и стали адаптированы к условиям полетов на авиагонках. Все самолеты оснащены дым-системами, что делает полеты еще более зрелищными. Я пришел в авиацию в 2008 году после того, как увидел по телевизору реалити шоу, где наши звезды соревновались на самолетах в высшем пилотаже. Меня это очень заинтересовало. Тогда я нашел ближайший аэроклуб, и попробовал, и с того времени до сих пор занимаюсь авиационным спортом. "— рассказал Алексей Иванов, директор проекта "Русские авиационные гонки" и президент Федерации самолетного спорта Московской области.

Як-55

Одноместный пилотажный самолёт, разработанный в ОКБ имени А. С. Яковлева в 1979 году, и предназначен для тренировки лётчиков-спортсменов и выступлений на соревнованиях по высшему пилотажу. Строился Як-55 долго и первый полет летчик-испытатель Олег Булыгин смог выполнить лишь в мае 1981 года. Самолет Як-55 выполнен из металла. Среди особенностей: хорошая управляемость и высокая энерговооруженность, которые дают возможность выполнить сложные комплексы фигур высшего пилотажа без потери высоты. Размах крыла — 9 метров, максимальная скорость — 450 км/ч. Для получения лучших данных при выполнении фигур обратного пилотажа профиль крыла Як-55 был сделан симметричным. В корневой части крыла сделаны два герметичных отсека — бензобаки. Як-55 развивает максимальную скорость в горизонтальном полете до 315 км/ч. Шасси Як-55 неубирающееся, так как самолет выполнен простым и максимально легким, с рессорами из титанового сплава.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Силовая установка — двигатель М-14П с винтом изменяемого шага типа В-530ТА-Д35. Топливная система (с пятилитровым расходным бачком) позволяет находиться в перевернутом полете до трех минут. Самолет выпускался до 1991 года. Всего было выпущено более 100 самолетов. На чемпионате мира в 1984 году, выступая на самолете Як-55, Виктор Смолин и Николай Никитюк стали призерами в отдельных упражнениях. Наибольший успех выпал на долю Халидэ Макагоновой, ставшей абсолютной чемпионкой мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

СП-55М

Спортивно-пилотажный самолет, разработанный ООО «Техноавиа», является модификацией самолета Як-55М. Выпускался Арсеньевским заводом «Прогресс» в период с 2001 по 2009 год. Размах крыла составляет почти 8 метров, развивает максимальную скорость в горизонтальном полете до 360 км/ч. СП-55М — это модернизированный ЯК-55М, фюзеляж и крылья также изготовлены из металла. На самолете СП-55М установлен двигатель М-14Х (модификация М-14П) с трехлопастным винтом MTV-9 фирмы MTV Propeller. СП-55М отличается конструкцией шасси, установкой гидравлических тормозов, еще больше уменьшенными размахом и площадью крыла, а также наличием верхнего гаргрота. Всего было выпущено около 20 самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На шоу мы летаем в основном на самолетах ЯК-55, СП-55, СУ-26. Мы выбрали эти самолеты, потому что они пользуются заслуженно хорошей репутацией во всем мире, одни из лучших. Мой выбор пал на СП-55М. А моя любовь к небу началась в 16 лет, когда стал летать на планере. Потом мне захотелось попробовать пилотажные самолеты, моим первым освоенным типом стал Як-52. Сейчас мне очень нравятся реактивные самолеты, начал учиться летать на Л-29 "Дельфин" — реактивном чехословацком учебно-тренировочном самолёте» — рассказал Дмитрий Мотин, президент Национальной ассоциации авиагонок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Су-26М

Одноместный спортивно-пилотажный самолёт разработки ОКБ имени П.О. Сухого. Это первый в России самолет, у которого доля композитов (из которых выполнены полностью крыло и хвостовое оперение, а также обшивка фюзеляжа) превысила половину массы конструкции. Это самолет с трёхлопастным винтом, и двигателем М-14П. Шасси неубирающееся рессорного типа, выполнено из титанового сплава. Важными особенностями самолета являются высокая скороподъемность, отличная управляемость, допустимые эксплуатационные перегрузки +12/-10g, что позволяет летчику максимально использовать отличные тактико-технические характеристики самолета. Размах крыла составляет почти 8 метров, он развивает максимальную скорость в горизонтальном полете до 450 км/ч. Су-26 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж имеет ферму, сваренную из стальных труб, и трехслойную стеклопластиковую обшивку с пенопластовым заполнителем. Все панели обшивки съемные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Лайкачев

Уже осенью 1984 года два Су-26 приняли участие в чемпионате мира в Венгрии. В 1985-1987 годах советские спортсмены завоевали на Су-26 в общей сложности 156 медалей, 59 из них — золотых. Кроме наших спортсменов самолёт использовали пилоты США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Испании, ЮАР и др.
В наше время на этом самолете выступает Кастор Фантоба, один из самых известных в мире пилотов спортивных самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Су-29

Двухместный спортивно-пилотажный низкоплан с поршневым двигателем и неубирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом разработки ОКБ Сухого. Две кабины расположены друг за другом. Первый спортивный опыт самолет получил в 1992 году на чемпионате мира во Франции, где он был отмечен специалистами как очень хорошая и перспективная модель для обучения, тренировок и участия в соревнованиях по акробатическому пилотажу с выполнением фигур в прямом и перевернутом полете. Силовая установка — поршневой двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. Основные отличия: 2 кабины пилота (обе могут быть оснащены катапультами), размах крыльев до 8 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолет оснащен дымообразующей системой для визуализации полета. Композиционные материалы составляет 60% всей конструкции самолета. Су-29 стал тяжелее Су-26 на 60 кг. Управление самолетом возможно и одним пилотом, при этом машина соответствует летным характеристикам Су-26. Самолет развивает максимальную скорость до 450 км/ч. Всего было выпущено более 60 самолётов. Они эксплуатируются в России, в Австралии, Великобритании, США, ЮАР и других странах как учебно-тренировочные пилотажные самолёты.

Extra 330 SC

Спортивный самолёт, моноплан, обладает большими возможностями в аэробатике. Разработан Вальтером Экстра, немецким спортивным пилотом в 1987 году под брендом основанной им компании Extra Flugzeugbau. Рассчитан на 1 или 2-х членов экипажа, в зависимости от модификации. Размах крыла — около 8 метров, максимальная скорость пилотирования составляет 317 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолеты Extra отличаются тем, что на сегодняшний день они являются единственными летательными аппаратами в мире, которые сертифицированы на перегрузки +/-10 G и которые выпускаются серийно, широко известны во всем мире за свои прекрасные технические и летные характеристики, простоту и экономичность обслуживания и содержания. Силовая установка — инжекторный двигатель Lycoming AEIO-540 мощностью 300 л.с. Этой мощности вполне достаточно, чтобы обеспечивать оптимальные скоростные режимы самолета для выполнения высшего пилотажа.

Кстати, у нас есть канал в Telegram, где можно почитать о самых свежих и интересных новостях из мира науки и техники.

Подписаться