Верхом на танкере: зачем матерые лоцманы играют в кораблики
У французской компании Revel Ports неподалеку от города Гренобль есть пруд площадью 5 гектаров. Можно предположить без особого риска ошибиться, что это один из самых технологически насыщенных искусственных водоемов на Земле. Пруд имитирует зону навигации размером примерно 5 на 2 морские мили для больших океанских судов. Только в уменьшенном масштабе 1:25. Пруд вырыт в тихом месте, защищенном лесом, и здесь не бывает сильного природного ветра. А он здесь и не нужен, потому что ветер на пруду создается искусственно в соответствии с заданными параметрами, так что вмешательство природных факторов нежелательно.
Помимо ветрогенератора здесь есть два генератора течений – один из них создает на части пруда площадью 1,6 га круговое течение в направлении по часовой стрелке, другой против часовой на площади 1,9 га. Наконец пруд оборудован генератором, который способен создавать волны высотой до 24 см, что в полном масштабе соответствовало бы волнам шестиметровой высоты. Помимо всего этого здесь построены разные типы причалов, макеты буровых платформ и даже точная копия новых шлюзов Панамского канала. По дну пруда проложены глубоководные и мелководные фарватеры, также вдоль берега вырыт канал для моделирования движения крупных морских судов в стесненных условиях. Уровень воды в пруду регулируется, а при необходимости вода может быть спущена полностью (например, для очистки или проведения дноуглубительных работ.
Все это отнюдь не детский аттракцион, а тренировочный полигон для капитанов и лоцманов, которые учатся маневрировать на крупногабаритных судах. У компании Revel Ports на этот случай есть целый флот: 11 судов, представляющих самые разные типы – танкеры, сухогрузы, контейнеровозы и даже круизные лайнеры – а также пять буксиров. Все это точные модели кораблей соответствующих классов, а некоторые даже воспроизводят параметры и внешний вид реально существующих судов. И все в масштабе 1:25. Самое же интересное заключается в том, что если буксиры управляются дистанционно по радио, то в моделях больших кораблей оборудована кабина для двоих человек и в ней воссозданы реальные органы управления, подобные тем, что есть на капитанском мостике. Выглядит это довольно комично – почти как ребенок, сидящий в несообразно маленьком педальном автомобильчике – но тут никаких шуток. Взрослые моряки проходят курсы и получают оценки от преподавателей, имеющих большой стаж плавания на соответствующем типе судна.
Возьмем для примера круизное судно Voyager. В реальности оно имеет длину 311 м, ширину 48м и осадку при полной загрузке 8, 6 м. Его пилотируемая модель длиной 12,44 м и шириной 1,92 м погружается в воду на 34 см. И вот такое судно, размерами больше напоминающее небольшой катер, отлично подходит для отработки захода в шлюз или маневрирования в экстремальной ситуации. На пруду все устроено так, что выполнять упражнения могут до пяти моделей одновременно, не мешая друг другу. При этом происходит обучение 8-10 курсантов. За происходящим на воде удобно наблюдать с расставленных по берегу смотровых вышек.
Корнями своими Port Revel уходит в эксперименты начала 1950-х, когда материнская компания Sogreah (позже Artelia Group) изучала воздействие прохождения крупногабаритных судов на берега Суэцкого канала. Тогда и были построены первые модели, пока еще не пилотируемые и пока еще плававшие в специальных лабораторных бассейнах. Пруд был вырыт только к 1967 году, и тогда же при нем был создан ныне существующий центр подготовки капитанов и лоцманов. Теперь компания регулярно добавляет к флоту своих моделей новые актуальные суда, будь то круизные лайнеры или танкеры для LNG.
Стоит заметить, что обучение на пилотируемых моделях сегодня официально рекомендовано Международной морской организацией для подготовки капитанов и лоцманов, и даже продвинутые компьютерные симуляторы пока не могут заменить подобный метод тренировки. Разумеется, кроме Port Revel существуют и другие аналогичные центры, например, в польском городе Илава или на озере Тимсбери в Гэмпшире, Великобритания.