Без границ и компромиссов: Фрирайдеры: гордые горцы
Счастливому обладателю Lamborghini достаточно просто не спеша проехать по центральной улице города — и всеобщее уважение ему обеспечено, даже если он только вчера сел за руль. А вот высококлассные велосипеды для фрирайда, своего рода суперкары в велосипедном мире, обязывают своего владельца быть спортсменом. Завидев фрирайдера, случайные зрители не только восхищенно рассматривают массивный байк, но и провожают скептическим взглядом его владельца. Перепрыгнет ли он двухметровый лестничный пролет? Проедет ли 50 метров на заднем колесе? Докажет ли еще как-нибудь, что он достоин своей машины?
Откуда колеса растут
Определение фрирайда (Freeride) как стиля катания и его история — предмет многочисленных споров. Согласно наиболее строгой версии, фрирайд зародился как продолжение даунхила (Downhill). Соревнования по даунхилу представляют собой скоростные внедорожные гонки по размеченной горной трассе. Это очень опасный вид спорта. При проезде неровностей трассы (корней, ям
Классические соревнования по фрирайду также проходят на местности с большим перепадом высот. Главное отличие фрирайда, оправдывающее его название, заключается в том, что трассы как таковой не существует, есть только старт (к примеру, на вершине горы) и финиш (у подножия). Каждый райдер волен сам выбирать маршрут движения. Ему решать, отправиться ли по сравнительно безопасному, но очень длинному пологому спуску, или рискнуть спуститься по кратчайшему пути, разгоняясь по почти отвесным скалам, преодолевая двухметровые обрывы, забираясь на высокие камни. Фрирайдеры способны на многое. Езда на предельных скоростях — это наследие даунхила, высокие прыжки на трамплинах — элементы дисциплины дерт (dirt). Наконец, иногда фрирайдеру приходится разместиться на крохотном пятачке 50х50 см или меньше и готовиться к дропу, или преодолеть завал из крупных камней, двигаясь на заднем колесе. Поэтому настоящий фрирайдер владеет навыками триала. Гонщику приходится быть универсальным велосипедистом, а фрирайдный байк — это универсальный внедорожник.
Гонки — это слишком скучно
Особая геометрия рамы сделала фрирайдный велосипед удивительно хорошо управляемым как на больших, так и на малых скоростях. Благодаря этому свойству байка, а также постоянному желанию райдеров найти для себя новые развлечения, испытать мастерство и просто повеселиться, фрирайд оброс многочисленными родственными дисциплинами, соревнованиями и спортивными шоу.
Название дисциплины North-Shore (англ. «северный берег»), по-видимому, связано с тем, что изобрели этот зрелищный вид спорта в Канаде. North-Shore — это езда на велосипеде по узким (иногда уже самого велосипеда) деревянным трассам, расположенным на высоте нескольких метров над землей. Трассы изобилуют сложными поворотами, подъемами и спусками, а также забавными инженерными сооружениями вроде качелей или огромных колес, в которых, как белка, крутится райдер. Сложность North-Shore заключается в преодолении боязни высоты и постоянном удержании равновесия, иногда на предельно малых скоростях. Каждая ошибка грозит крайне неприятным падением.
Компания Red Bull проводит соревнования фрирайдеров по старым улочкам европейских городов. Организаторы умудряются проложить такую трассу, что опытные велогонщики, оттачивавшие свое мастерство на узких тропинках высочайших гор планеты, падают, как осенние листья. Длинные узкие мостовые, на которых плотно зажатые между стенами соседних домов велосипедисты успевают разогнаться до даунхильных скоростей, сменяются поворотами на острый угол в ограниченном пространстве, высокими лестницами, разбитыми мостовыми. Видеозапись этих гонок напоминает комедийное шоу падений.
Именитый канадский производитель внедорожных велосипедов Norco проводит состязания Norco Ride. Трасса «Соревнований в стиле Norco» включает отрезки для даунхила, фрирайда, кросс-кантри и North-Shore. Каждый участник должен преодолеть их все.
Людей на фрирайдных велосипедах все чаще можно встретить в крупных городах — им не обязательно снижать скорость перед препятствиями. Многие опытные фрирайдеры предпочитают не сражаться друг с другом на спортивных трассах, а просто кататься в свое удовольствие, смешивая все доступные стили. В захватывающих экстремальных видео можно увидеть, как полем для их спортивного творчества становятся крыши домов, скейт-парки, детские площадки, сложные архитектурные сооружения и даже промышленные стройки.
Мы воздержимся от попытки дать фрирайду точное определение. Фрирайд — это стиль жизни и стиль катания без границ и компромиссов.
Рама с секретом
От велосипеда фрирайдеру нужно все, на что он способен. Байк должен быть прочным, чтобы выдержать многочисленные приземления и падения. Все компоненты должны быть максимально облегчены, иначе вес большой машины с толстыми трубами рамы, длинноходной вилкой и почти мотоциклетными шинами превысит разумные пределы. Наконец, от всех устройств требуется максимальная надежность, в том числе при сильном загрязнении.
Главный секрет фрирайдного байка заключается в геометрии. Благодаря короткой раме и минимальному выносу руля (руль практически расположен на оси рулевой колонки) седло и рукоятки руля оказываются достаточно близко друг другу, чем достигаются две цели. С одной стороны, райдер может сидеть на седле достаточно высоко, чтобы комфортно педалировать, практически как на обычном кросс-кантрийном велосипеде. С другой стороны, при столь близком расположении руля длины рук райдера хватает для того, чтобы он мог свободно перемещать вес тела далеко назад и даже опускаться ниже седла над задним колесом.
Такой геометрией фрирайдный байк обязан даунхильным предкам. Смещение центра тяжести назад позволяет лучше контролировать велосипед на крутом спуске, избежать «кувырка» через руль, разгрузить переднее колесо, позволив ему более свободно преодолевать сложный рельеф трассы. Если же, съезжая с горы, остаться в седле — переворот обеспечен.
В то же время свобода передвижений райдера на велосипеде — залог успешного контроля положения в воздухе, при прыжках с трамплинов или на дропах. Возможность легко перенести вес тела за заднюю ось помогает «входить в серф» (на ходу встать на заднее колесо для прыжка в высоту), а низкий центр тяжести способствует контролю при езде на заднем колесе. В общем, практически любой экстрим такому байку по плечу.
Маятник не для часов
Велосипед для фрирайда может быть как двухподвесом, так и хардтейлом. Двухподвес необходим райдерам, катающимся по горным трассам, где подвеска должна точно отрабатывать сложный рельеф на высочайшей скорости. Также велосипеды с полной подвеской хороши для высоких трамплинов и дропов — задняя подвеска дополнительно гасит удар, снимая нагрузку с рамы велосипеда и, главное, конечностей райдера. Хардтейлы хороши на равнинной местности, где для поддержания скорости необходимо педалировать. Велосипеды без задней подвески легче двухподвесов, позволяют лучше прыгать в высоту с места, набирать и поддерживать скорость. Кроме того, рычажный механизм подвески на велосипеде для фрирайда должен быть абсолютно надежен. Поэтому рамы для двухподвесов гораздо дороже хардтейловых.
Инженеры разных компаний соревнуются в конструировании наиболее эффективной задней подвески велосипеда. Ее врожденный недостаток состоит в том, что при проезде неровностей изменяется расстояние между седлом и педалями, мешая райдеру педалировать, «проглатывая» драгоценные толчки. Если расположить каретку на самой раме, а не на маятнике (задней «вилке»), то при срабатывании подвески будет провисать цепь. С этой проблемой отчасти справляются цепегасители — специальные устройства, подтягивающие цепь.
Наиболее смелыми конструкциями задней подвески славится фирма GT. Ее визитная карточка, система I-Drive, полностью устраняет указанные негативные эффекты задней подвески. Каретка I-Drive располагается не в раме и не в маятнике, а в эксцентрике. При срабатывании подвески эксцентрик поворачивается в маятнике, поднимая или опуская каретку, поддерживая одинаковое расстояние до педалей. На смену системе I-Drive GT готовит новую схему, согласно которой внутри корпуса каретки будет располагаться коробка передач. Таким образом фирма собирается повысить надежность узла, защитив сложный механизм переключения скоростей от грязи.
Рама для фрирайда должна быть прочной. Отчасти благодаря усиленным рамам из толстых труб переменного сечения, дополнительным вставкам («косынкам»), повышающим прочность и жесткость, мощным сварным швам фрирайдные машины смотрятся так внушительно. Конечно, фрирайдерам тоже хочется снизить вес своих снарядов, однако их прочность всегда стоит на первом месте.
За ценой не постоим
На одной раме далеко не уедешь. Яркий признак фрирайдного байка — длинная и массивная передняя вилка. Подвеска такого велосипеда должна по-настоящему работать, не просто амортизируя удары и защищая райдера, но и точно отрабатывая каждую неровность дороги. Подпрыгивание велосипеда на большой скорости при спуске с горы, вызванное недостаточной энергоемкостью или скоростью работы подвески, может лишить райдера возможности повернуть или даже просто снизить скорость — торможение в полете приведет к приземлению на заблокированное колесо и перевороту.
Вилки для фрирайда и даунхила имеют чудовищный ход — до 200 мм. Зачастую у них есть несколько регулировок хода, сжатия и отбоя при различных скоростях штока. Лучшие вилки имеют усиленные проушины под более толстую ось колеса — для нее нужна специальная втулка. Такую ось практически невозможно сломать. Наконец, некоторые фрирайдеры используют двухкоронные вилки — как на мотоциклах. Вилка — это второй по стоимости компонент фрирайдного велосипеда после рамы. Все, сказанное о вилках, в полной мере относится и к задним амортизаторам при наличии таковых.
Очередное наследие даунхильных аппаратов — мощные тормоза. Крайне желательны гидравлические дисковые механизмы на обоих колесах. Ценность гидравлики заключается не только в силе, но и в точности управления тормозным усилием: в отличие от растягивающихся металлических тросиков жидкость, заполняющая гидрошланги, позволяет райдеру буквально кончиками пальцев ощущать, как колодки сжимают диск. Это чрезвычайно важно на больших скоростях на бездорожье, когда перетормозить не менее страшно, чем недотормозить.
На велосипеды для фрирайда устанавливается одна или две передних звездочки: одна (средних размеров) для езды с гор и две (средняя и маленькая) — для трасс с более разнообразным рельефом. Большая звездочка такому байку не нужна: передача 2−9 (вторая звезда спереди и самая маленькая сзади) позволяет ехать достаточно быстро, а до шоссейных скоростей тяжелый байк разогнать одним педалированием все равно не удастся. На фрирайдных системах всегда ставится рокринг — прочный диск, защищающий звездочки и цепь. Сзади комплект звезд такой же, как на обычных велосипедах для кросс-кантри.
Все остальное — как у любого байка для экстрима: как можно более прочные обода и втулки колес, усиленные шатуны, любимые всеми экстремалами педали от BMX, широченные зубастые шины, цепляющиеся за любой рельеф. При этом, скорее всего, вес получившегося чуда окажется в районе 15 кг, а стоимость в долларах будет обозначаться четырьмя цифрами.
Путь совершенства
Если вы стали счастливым обладателем велосипеда для фрирайда — считайте, что вы бросили вызов обществу и ступили на путь постоянного самосовершенствования. Вы научитесь не обращать внимания на скептические взгляды прохожих, ожидающих от вас экстремального поведения, и великодушным кивком отвечать на восторги публики, если сумасшедший трюк вам удался. Вы разовьете мышцы ног, рук, плеч, спины, живота (и другие). Вы сможете с легкостью переносить боль от синяков и ссадин, философски относиться к вывихам и переломам. Вам станут доступны чудеса концентрации — мысль об очередном безумном трюке не будет покидать вас ни днем, ни ночью, ни даже на работе, если вы не уйдете с нее, чтобы посвятить все свое время катанию. Внезапно развившиеся математические способности помогут вам мгновенно рассчитывать сложнейшие траектории движения велосипеда в скоростном повороте.
И конечно, нужно помнить, что фрирайдный байк — это не транспорт для поездок до ближайшего фаст-фуда, а серьезный спортивный снаряд. Проехать на нем можно везде! Даже там, где нельзя пройти пешком.