Не спеша: Позитивные веловибрации
Как-то раз во время велопрогулки по центру Москвы погожим летним днем мне представилась удивительная картина. Неподалеку от фонтана на Театральной площади расположился колоритный персонаж с густой копной дрэдов до пояса и смолящим окурком в руке. Он гордо восседал на необычном велосипеде: очень длинная рама была сварена из причудливо перекрещивающихся изогнутых труб, огромная вилка со сложной рычажной подвеской сверкала хромом на солнце, рукоятки высокого рогатого руля находились на уровне головы райдера. Хозяин чуда техники расслабленно сидел на низком мягком седле, упираясь ногами в мостовую, он определенно был целиком погружен в свой внутренний мир. Ослепленные хромом прохожие останавливались чуть поодаль, привлеченные зрелищем, столь необычным для вечно суетящегося мегаполиса, а беспечный ездок демонстративно не реагировал на восторженные взгляды зевак.
Таким было мое первое знакомство с кастом-байком (американское custom означает сделанный по индивидуальному заказу). Побывав в мастерской клуба «Растабайк» и побеседовав с его основателем и бессменным лидером Александром Кучерявым (друзья называют его просто Шурэ), мы узнали, для чего и как создаются эти удивительные машины.
Позитив
Название Rastabike, которое Шурэ придумал в спешке, отправляясь на Всемирную велосипедную выставку в Германии, в России прочно закрепилось за кастомами. Однако во всем остальном мире между rasta и bike нет ничего общего. Или все-таки есть?
На самом деле с термином Александр попал в точку. Все владельцы педальных чопперов и круизеров знают толк в расслаблении. Эти дорожные крейсеры предназначены для неспешной езды с максимальным комфортом, созерцания окрестных пейзажей и демонстрации великолепных машин благодарным зрителям. Как говорят сами байкеры, кастомы — это позитив: они приносят радость и владельцам, и их друзьям, и случайным прохожим, побуждая их лучше относиться друг к другу. Хозяевами кастомов становятся самые разные люди, желающие подчеркнуть свою индивидуальность. Пожилых бюргеров с пивным брюшком, молодых людей с длинными дрэдами, темнокожих рэпперов, увешанных бриллиантами, и татуированных с ног до головы рокеров объединяет одно — любовь к своим двухколесным машинам. Почетные члены клуба «Растабайк» — исполнители музыки рэггей «Джа Дивижн» и участники рок-группы «Ленинград».
Не стоит забывать, что велосипед — это здоровье. Чтобы не вводить в заблуждение юные умы, уточняем, что слово «Растабайк» расшифровывается как Российская Ассоциация Самодельных Транспортных Аппаратов Байков.
Велочопперы
Считается, что велосипедная кастом-культура зародилась в Мексике в 1950-е годы. Гарри Сильва, основатель одноименной мастерской, изобрел первый чоппер. Большой велосипед с крестообразной рамой и высоким рулем оказался не только красивым, но и очень комфортабельным. Внешне он, как, впрочем, и все последующие кастом-байки, напоминал мотоцикл. От «старших братьев» велосипеды получили названия, эстетическую концепцию и направления тюнинга, а некоторые — даже фальшивый бензобак. Велосипеды-чопперы, по аналогии с мотоциклами, имеют низкое седло, вынесенные вперед педали, рогатый руль, а главное — массивную длинную вилку с колоссальным наклоном и переднее колесо, уменьшенное в диаметре. Благодаря сильно смещенному назад центру тяжести чоппером легко управлять. Для круизеров характерна более длинная рама, вилка с меньшим вылетом, менее высокий, но очень широкий руль, прямая посадка без наклона назад. Среди кастомов встречаются столь неожиданные и причудливые конструкции, что границу между круизерами, чопперами или какими-либо другими стилями провести очень сложно, да и вряд ли это необходимо. Главное, чтобы райдер, вальяжно управляя большим велосипедом, чувствовал себя королем дороги.
Среди многочисленных кастом-байков особняком стоят low-riders (ездящие низко). Оправдывая свое название, лоу-райдеры могут быть сколь угодно низкими, ибо для езды они в большинстве случаев не предназначены. Лоу-райдер — это жанр современного дизайнерского искусства. На их изготовление уходят долгие месяцы кропотливой работы. Порой можно встретить настоящие чудеса аэрографии и филигранную гравировку мельчайших деталей, каждый крохотный винтик может иметь художественный смысл. Лоу-райдер должен быть безупречен с точки зрения качества изготовления и стиля. Дизайн велосипеда часто разрабатывается по определенной тематике, в его деталях можно даже рассмотреть сюжет. Каждый байк обязательно имеет звучное имя. В «конкурсах красоты» лоу-райдеров, для которых они, собственно, и создаются, можно встретить такие номинации, как «Самый хромированный» или даже «Самый позолоченный байк». Понятное дело, что немногие решаются дефилировать на такой красоте по пыльным улицам.
Верный друг автоген
Красивый чоппер можно легко купить в магазине, стандартные модели вполне доступны. Однако настоящий кастом должен быть воплощением таланта и умения своего хозяина. Неотъемлемой частью кастом-культуры является постоянное совершенствование дизайна своего велосипеда — установка более стильных запчастей и аксессуаров, покраска, любые виды оформления вплоть до вышивания крестиком на седле. Выше всех ценятся оригинальные велосипеды, построенные владельцем с нуля. Если же райдер хочет воплотить в жизнь свои идеи, но не имеет специальных навыков или инструмента, он может заказать байк в мастерской.
Любимые инструменты мастеров чоппер-дома «Растабайк» — трубогиб, болгарка и сварочный аппарат, любимый метод — импровизация. С опытом они отказались от использования чертежей. При подготовке компонентов рамы седло, колеса, вилка, руль и звезды просто выкладываются на полу. На «живой» чертеж накладываются «живые» стальные трубы, пока перед глазами мастеров не будет лежать практически готовый велосипед. Затем останется просто сварить трубы и покрасить раму порошковыми красками. При желании раму можно целиком хромировать или нанести на нее художественный рисунок аэрографом.
Рама кастом-байка — это своего рода технический шедевр. Мастера готовы воплотить в жизнь практически любые идеи заказчика, будь то простой треугольник или причудливое хитросплетение изогнутых труб. При этом рама должна остаться жесткой, чтобы велосипед был устойчив на скорости и в повороте, имел хороший накат. Проектируя раму, необходимо соблюдать канонические принципы комфортной посадки райдера, иначе ослепительно-красивым велосипедом будет невозможно управлять.
Имея в распоряжении красивую раму, райдер может бесконечно экспериментировать с разнообразными рулями и вилками, колесами, прочими частями и аксессуарами для велосипеда, в том числе кардинально меняя его образ. В кастомайзинге особым шиком считаются хромированные колеса с большим количеством спиц (к примеру, 144), многорычажные амортизационные вилки, длина которых поражает воображение, широченные (вплоть до тракторных) задние покрышки. А для менее радикальных, но более частых улучшений подходят всевозможные гравированные ручки руля, витые и резные подножки, фигурные зеркала заднего вида, фары, клаксоны и прочие приятные мелочи. В ход могут идти не только специальные кастом-аксессуары, но и запчасти от старых байков и мотоциклов, домашняя утварь или даже металлолом — все зависит от фантазии и остроумия кастомайзера.
Самые эффектные велосипеды выполняются с нуля по определенной тематической задумке. Примерами таких байков могут служить «Агент Скалли» (Agent Scully) — острый черный «похититель душ», увешанный черепами, или «Чоппер ассенизатора», оснащенный вантузом, туалетной бумагой и крышкой от унитаза.
Шагающий байк
Когда мастера клуба «Растабайк» дают вволю разгуляться своей фантазии, на свет появляются фрик-байки. Этих монстриков делают целиком из подручных материалов, в основном из обломков старых велосипедов.
В фотоальбоме на сайте клуба можно обнаружить велосипед высотой три метра, велосипед с ботинками вместо колес, тандем, на котором ездоки сидят спиной друг к другу. Велосипед с втулками, расположенными не по центру колес, при езде создает ощущение морской качки, а на байке с обратной передачей руля могут проехать от силы два человека из ста (при повороте руля в одну сторону колесо поворачивается в другую).
Фрик-байки участвуют в цирковых представлениях. На них члены клуба разыгрывают драматические постановки, устраивают рыцарские поединки с доспехами и копьями. Шоу растабайкеров можно встретить на фестивалях каскадеров и городских праздниках.
Кастом-байк — это не продукт высоких технологий и не скоростное транспортное средство. Зато каждый человек, причастный к созданию дизайнерского шедевра, вложил в него частичку своей души — и тот, кто согнул трубы и сварил раму, и тот, кто вырезал на ручке руля тигриную морду, и тот, кто собрал колесо со 144 спицами. Владельцы растабайков искренне верят, что у их велосипедов есть душа, источающая положительную энергию. Они снисходительно смотрят на суетливые и безликие спортивные байки, все как один треугольные. А свои кастомы называют исключительно по имени.