Самый быстрый электробайк
Поводом для написания этого материала послужило событие, произошедшее в конце августа 2014 года на знаменитом озере в Бонневилле. Пилотесса Эва Хаканссон на электрическом мотоцикле KillaJoule поставила сразу три мировых рекорда скорости: абсолютный рекорд для электробайков, абсолютный рекорд для мотоциклов с коляской и абсолютный рекорд для женщин-мотоциклисток. Официальный средний результат по итогам двух заездов составил 387,328 км/ч. Чуть позже, в сентябре, мотоцикл достиг максимальной скорости 434,9 км/ч — правда, результат был показан в ходе тренировочных заездов. Но возможности байка он полностью отражает. Более того, даже с 387 км/ч KillaJoule — на вершине рекордной пирамиды.
До абсолютного рекорда скорости на мотоцикле — 605,697 км/ч, — установленного в 2010 году, электробайку Хаканссон пока далеко. Но ее рекорд удивителен еще и тем, что впервые электрическое транспортное средство бросило вызов бензиновому — имеется в виду класс «мотоциклы с коляской» — и вышло вперед. Прогресс неумолим.
Женщина у станка
Рекордные автомобили и мотоциклы часто разрабатывают не инженеры из высокотехнологичных корпораций — за рекордами стоят фанатичные энтузиасты, вкладывающие в дорогостоящее хобби все свободные деньги. Удивительный мотоцикл KillaJoule построили два человека, обычная семейная пара, зарабатывающая на жизнь вовсе не гонками.
Эва Хаканссон родилась в Швеции в 1981 году — ее отец, Свен, был некогда мотогонщиком и инженером-конструктором спортивных мотоциклов. Дочь пошла в отца — он подарил ей первый автомобиль, подержанный Saab, на 15-летие, и уже через месяц ей пришлось самостоятельно заменить на нем сломанную в одной из поездок коробку передач. Со временем интересы Эвы обратились в сторону электрической и гибридной техники: в 2008 году вышла ее первая научно-популярная книга «Гибридный автомобиль — будущее уже здесь!» на шведском языке.
Годом ранее они с отцом купили гоночный мотоцикл Cagiva Freccia C12R-90 и на его базе построили электробайк ElectroCat, причем легко сертифицировали его для езды по обычным улицам. В 2010 году ElectroCat стал первым электрическим мотоциклом, официально допущенным к знаменитому подъему на холм в Пайкс-Пик, — но к тому времени жизнь Эвы серьезно изменилась.
Самая быстрая пара
Вторым составляющим успеха Killa-Joule стал американец Билл Дьюб. Он работал инженером в NOAA — Национальном управлении океанических и атмосферных исследований США, где занимался разработкой научных приборов. А все свободное время Билл посвящал самому быстрому в мире электробайку для дрэг-рейсинга KillaCycle, который он построил собственными руками в конце 1990-х и постоянно дорабатывал. Первый скоростной рекорд для электробайков — да и в целом для электрических средств передвижения — его детище установило на ¼-мильной дистанции еще в 2000 году, а к 2007-му Билл довел его до 270,369 км/ч. Электрорекорды Билла имели лишь один недостаток: KillaCycle — дрэг-байк, и все его достижения установлены на дрэг-трассах по правилам, не признающимся международными федерациями.
Впрочем, до 2007 года Дьюб и не стремился к интернациональному признанию — пока не познакомился с Эвой, приехавшей в Америку с проектом ElectroCat. Два человека, объединенные идеей скоростного электрического мотоцикла, нашли друг друга и поженились два года спустя. Тут-то и зародилась идея построить, используя общие знания и умения, электробайк, который поставит рекорд скорости. Причем не просто в своем классе, а официально признанный всемирной и американской федерациями международный мировой рекорд для мотоциклов.
Стремление к KillaJoule
KillaJoule, самый быстрый электромотоцикл в мире, вместе с пилотом весит довольно прилично — 700 кг. Его двигатель, EVO Electric AFM-240, развивает мощность в 500 л.с., а энергию получает от четырех литий-нанофосфатных батарей компании A123 Systems. Здесь создателям пришлось пойти на хитрость. По правилам для фиксации рекорда нужно совершить два заезда в одну и другую сторону по одной и той же трассе в течение двух часов — учитывается средний результат. Но за два часа батареи просто невозможно зарядить до должного уровня, поэтому их между заездами заменяли — электромобилям и байкам дана такая поблажка. На бензиновом рекордном автомобиле менять элементы между заездами нельзя.
Поскольку основная цель создателей этой машины — борьба за рекорд с обычными мотоциклами на жидком топливе, KillaJoule имеет целый ряд конструкционных решений, отличающих его от классического электробайка. В частности, кокпит покрыт пятью слоями негорючего номекса (у нас известного как фенилон) — это обязательное требование к рекордным машинам с ДВС, обусловленное необходимостью изолировать водителя от топлива, которое может выплеснуться и загореться при аварии. На борту KillaJoule нет ни грамма горючего, но международные правила для рекордных транспортных средств — общие для всех.
Рама, на которую установлен композитный обтекаемый кузов, сделана из хром-молибденовой стали. При этом, надо сказать, создавая именно sidecar, то есть спортивный мотоцикл с коляской, ребята из KillaCycle Racing несколько схитрили. Боковая опора придает мотоциклу стабильность, сравнимую с автомобильной, но при этом рекорд скорости, который он призван побить, значительно ниже, чем у четырехколесных собратьев. Впрочем, корректно обхитрить правила — тоже искусство. Учитывая «фактор коляски», рекордный мотоцикл в плане аэродинамики и технического оснащения очень похож на автомобиль, разве что цепной привод — на одно колесо, а не на мост.
Есть куда стремиться
KillaJoule проектировали втроем — Билл, Эва и ее отец Свен. В начале 2011 года мотоцикл впервые проехал какое-то расстояние собственным ходом, а уже 30 августа Эва установила на нем первый официально зафиксированный FIM (Международной федерацией мотоспорта) рекорд в своем классе — 222,178 км/ч. Тут надо заметить, что система классов в FIM довольно сложная; например, KillaJoule классифицируется как I. B1.C VII + 300kg (категория I — мотоциклы с приводом на одно колесо, группа B1 — с несъемной коляской, дивизион С — с полным аэродинамическим обвесом, закрывающим пилота, тип VII — солнечные или электрические, + 300kg — снаряженной массой свыше 300 кг). Еще дважды — оба раза в 2013 году — Эва била рекорд в классе, доведя его до 341,458 км/ч. Но целью был абсолют.
Этой цели команда достигла в августе 2014 года, когда KillaJoule разогнался до сумасшедших 387,328 км/ч, побив абсолютный рекорд для мотоциклов с коляской независимо от типа двигателя. На данный момент этот рекорд проходит омологацию американской мотоциклетной федерации АМА, то есть он пока не утвержден, но сомнений в его легитимности нет.
Обратите внимание — за три года, постоянно совершенствуя машину, команда «накрутила» более 150 дополнительных километров в час! Следующей целью являются два рекорда — самая высокая скорость, когда-либо развитая электрическим транспортным средством (автомобиль Buckeye Bullet 2.5 — 495,141 км/ч), и самая высокая скорость, когда-либо развитая мотоциклом (TOP 1 Ack Attack — 605,697 км/ч).
Интересно, что в момент, когда KillaJoule превзошел предыдущее достижение для мотоцикла с коляской, он стал первым электрическим транспортным средством, побившим жидкотопливное в рекордной гонке с 1899 года!
Немного о конкуренции
Уже восемь лет борьбу за рекорд скорости на мотоцикле ведут две команды, два пилота, Крис Карр и Рокки Робинсон. Мотоциклы у них совершенно разные. Ack Attack Робинсона оснащен двумя двигателями Suzuki, а BUB Seven Карра — одной V-образной «четверкой» собственной разработки. На данный момент рекорд принадлежит Робинсону — в течение уже четырех лет, и, кажется, команда BUB Seven все-таки сдалась.
Но в то же время появились новые участники рекордной гонки — Castrol Rocket Мэта Маркстэллера на базе мотоцикла Triumph и EZ-Hook Streamliner американца Сэма Уилера. Из-за проблем с погодой в Бонневилле в 2014 году заезды на скорость были отменены — но первая команда планирует вернуться на соляные озера уже в октябре. Обе группы заявляют, что их мотоциклы способны разогнаться до 640 км/ч — что ж, посмотрим.
Но думают ли они, что в их соревнование может вмешаться электрический мотоцикл? Вряд ли. Пока он значительно отстает от поршневых конкурентов. Другое дело, что команда KillaJoule настроена более чем серьезно — и не за горами тот день, когда электричество бросит вызов горючему. Побьет или не побьет — уже другой вопрос.