Рожденные в рубашках: как экипировка помогает гонщикам выживать в экстремальных ситуациях
В чем опасность?
Первые электромобили появились более ста лет назад, но в XXI веке они, что называется, родились заново. Поэтому возникновение гоночной серии для болидов с электродвигателями было лишь вопросом времени.
Электрические моторы призваны снизить загрязнение окружающей среды. «Поскольку принципы устойчивого развития и уважение к природе являются основополагающими ценностями Geox, наша поддержка гонок на электромобилях была естественным и закономерным выбором. Я считаю этот класс автогонок самым технологичным и экологичным и верю в его большое будущее», — говорит Марио Моретти Полегато, президент компании Geox, выпускающей экипировку для гонщиков.
Хоть Формула Е – чемпионат молодой, сражаются там по-взрослому. Электрические болиды способны разгоняться до максимальной скорости 280 км/ч, причем первую сотню они набирают за каких-то 2,8 секунды. Теперь представьте, что со стартовой линии 22 электрокара стремглав уносятся вперед, и им предстоит пройти 21 поворот, прежде чем они сделают свой первый круг. Трасса, проложенная по улицам итальянской столицы, настолько узкая, что во многих местах едва помещаются два болида, идущих параллельно друг другу. Гонка длится 45 минут плюс один круг, а на прохождение трассы электрическому болиду требуется чуть больше минуты. Поэтому пилоты нередко попадают в аварии. На Е-при в Риме гонка остановилась, не успев начаться. Машины растаскивали почти час, прежде чем перезапустить заезд.
«Электрические болиды, конечно же, отличаются от обычных. Во-первых, они издают другой звук, но что более важно — они по-другому управляются, — рассказывает пилот команды Geox Dragon Хосе Мария Лопес, который участвует в электрических гонках уже третий сезон подряд. — До Формулы Е я ездил в кузовном Чемпионате WTCC, и между теми машинами и нынешними мало общего. Трасса в этой гонке очень узкая, а электрический мотор — безумно тяговитый. Максимальная скорость достигается молниеносно».
Естественно, опасность представляет не только сама скорость, но и условия, в которых едут пилоты. Внутри болида человек испытывает постоянные продольные и поперечные перегрузки. Они не такие, как у космонавтов, конечно, но зато длятся без четверти час, разогревают тело до высоких температур, и с этим тоже как-то нужно бороться.
Электромобиль
Болиды Формулы Е обязаны быть быстрыми, и никакие силы не должны этому мешать. Однако они мешают, и одна из таких — сопротивление воздуха. Дизайн гоночного электрокара оптимален с точки зрения аэродинамики, но многие его элементы выполняют и другую важную функцию — безопасность. Взять, к примеру, низкую носовую часть автомобиля. Конечно, она способствует оптимальному прохождению воздушного потока, обеспечивая низкий коэффициент аэродинамического сопротивления. А вот безопасность «нос» гарантирует за счет того, что в случае аварии с участием другого болида электрокар подныривает под него, смягчая удар. Слева и справа от пилота под внешними панелями спрятаны силовые пластины карбонового монокока, которые защищают гонщика при боковых ударах.
Как и в обычных дорожных автомобилях, здесь есть ремни безопасности. Но если в вашей машине они трехточечные, то в Формуле Е — шеститочечные. Они мертвой хваткой удерживают пилота в кресле, не давая ему выпасть ни при каких обстоятельствах. Само кресло идеально подогнано под тело гонщика, а еще его можно быстро вытащить вместе с самим водителем, что важно в том случае, если он получил травмы и не может двигаться. Ноги пилота защищает специальный материал: мягкий на ощупь, если трогать его руками, но в случае аварии способный поглотить энергию удара, сохранив в целости конечности.
Перед головой пилота в автомобилях второго поколения (Gen2) появился силовой элемент безопасности под названием Halo. Он выполнен из титана и прикрывает гонщика при опрокидывании, а также от сильных ударов и оторвавшихся частей впереди идущего болида. Толщина титанового слоя составляет четыре миллиметра: Halo может выдержать 12,5-тонное усилие, что эквивалентно 14 болидам (каждый из них весит по 900 кг), поставленным на эту прочную дугу.
Индикаторы жизни
Конструкторы и организаторы Формулы Е не забыли о зрителях и снабдили Halo светодиодными индикаторами для большей зрелищности. Во время гонки они горят красным, а если пилот активирует кратковременное увеличение мощности электродвигателя (дополнительные 25 кВт в режиме атаки или Fanboost), то Halo зажигает синие диоды. Помимо Halo голову гонщиков по бокам оберегают высокие боковые панели болида.
В отличие от любой другой гоночной серии FIA, автомобили в Формуле Е полностью электрические. Все помнят, как взрываются литий-ионные батареи в мобильных телефонах, ноутбуках и электронных сигаретах? Зрелище впечатляющее, несмотря на малые размеры их аккумуляторных блоков. А теперь представьте, что за спиной пилота находятся литий-ионные аккумуляторы емкостью 54 кВт·ч массой 385 килограммов: взрывоопасная и убийственная смесь.
На носовой части каждого болида размещены световые индикаторы напряжения — уникальная фишка Формулы Е. Когда они горят зеленым, все в порядке, но если красным — ни в коем случае нельзя касаться машины и земли одновременно: электрический ток напряжением до 900 вольт может мгновенно убить пилота. В болиде также есть сенсоры перегрузок, которые измеряют силы ускорения и торможения. В случае серьезной аварии и, соответственно, высоких нагрузок датчик загорается синим, тем самым призывая пилота посетить доктора, который поставит диагноз: годен ли спортсмен к дальнейшим гонкам.
Пилот
Экипировка пилота — это сплав высочайших технологий, которые помогают гонщикам чувствовать себя комфортно во время заездов и выживать во время аварии. Причем здесь важна каждая деталь униформы: от шлема до ботинок.
Средневековые рыцари носили железные шлемы, поддевая под них подшлемник из кожи, но первые автомобильные гонщики посчитали, что им хватит обычной мягкой ткани, которая защищает от грязи и пыли. С середины прошлого века шлемы фирмы Bell стали похожи на современные, а сейчас их корпус делается из карбона и кевлара. Композитный материал позволяет выдерживать огромные нагрузки – он не расколется, даже если на него будет давить 55-тонная плита. При этом весит шлем чуть более килограмма, что снижает нагрузку на шею.
Специальный визор шлема выполнен из высокопрочных материалов и защищает глаза от вылетающих из-под колес камней и оторвавшихся запчастей впередиидущего автомобиля, с которыми пилот может столкнуться на скорости до 280 км/ч (максимальная скорость в Формуле Е). Один такой случай произошел в 2009 году во время квалификации Формулы-1: в голову Фелипе Масса прилетела килограммовая пружина от болида Рубенса Баррикелло. От удара шлем Массы треснул, и он потерял сознание, зажав одновременно две педали газа и тормоза и оказавшись в результате в отбойнике. В итоге с 2011 года Международная автомобильная федерация (FIA) обязала всех гонщиков использовать шлемы с 50-миллиметровой полоской из особого прочного материала зилон в верхней части визора.
Комбинезон пилота также экстремально легкий — он весит меньше килограмма. Но главное в нем не масса, а жаропрочность. Костюм выполнен из специального материала, который выдерживает температуру до 850 градусов по Цельсию в течение 35 секунд. Этого времени должно хватить, чтобы к гонщику подоспели пожарные расчеты. Из номекса сделан подшлемник, перчатки и даже носки, в которых ходят пилоты.
«За рулем болида тело быстро нагревается, доступ свежего воздуха жизненно необходим, — рассказывает пилот Geox Dragon Хосе Мария Лопес. — Кроме того, гонщику важно чувствовать каждый элемент управления болидом, и один из самых главных — педали, поэтому не только туловище, но и ноги должны постоянно дышать».
Для предотвращения перегрева вся одежда пилота должна быть воздухопроницаемой. Комбинезон обеспечивает теплообмен тела с окружающим воздухом, нижнее белье также впитывает влагу и не дает ей «выпасть» обратно на тело. Обувь тоже ‘дышит’: ботинки Geox, которые использует Хосе Мария, оснащены перфорированной подошвой со встроенной водонепроницаемой мембраной. Она позволяет поту выходить наружу, а внутрь поступает только воздух. Причем эту технологию не изобретали специально для гонщиков: она есть в обычной обуви Geox, и получилось так, что она идеально подошла для нужд пилотов Формулы Е.
Механики Geox Dragon тоже носят особые ботинки — с технологией Aerantis, которая обеспечивает циркуляцию воздуха вокруг ступни во время ходьбы. Исследования и опросы показали, что механики меньше устают, а к концу гонки их уровень стресса оказывается значительно ниже. Это хороший пример удачной коллаборации экстремального спорта и мира «гражданской» одежды: технологии, используемые в экипировке пилотов и механиков Формулы Е, доступны и для нас с вами, и теперь мы тоже можем почувствовать себя немножечко гонщиками. Тем более, дизайнеры Geox создали лимитированную коллекцию одежды и для фанатов Формулы Е. Она продается преимущественно в магазинах, расположенных в городах, где проходят гонки, и на родине бренда, например, в Лондоне, Париже, Брюсселе, Мадриде, Барселоне, Лиссабоне, Гамбурге, Вене, Берлине, Риме, Милане, Венеции, Монреале Нью-Йорке и Гонконге.