Даунхилл, Эндуро, Форкросс и Памп-трек: как заново изобрести велосипед
Мы сидим в горном приюте и слышим, как шумит огонь в печи и завывает за окнами ветер. Сюда мы поднялись ночным скитуром, утром у нас фрирайд, потом спуск на парапланах и катание на фэтбайках – если вы хотите встретиться с Кунаевым, лучше всего искать его в горах итальянского Ливиньо. Здесь Иван зимой катается на сноуборде и фэтбайке, а летом тренируется в байк-парке Mottolino, где, помимо синих, красных и черных трасс, есть и спуски double black, сделанные для элитных спортсменов. Попаданию в эту касту Кунаев посвятил всю свою жизнь, но сегодня – уверен чемпион – путь в горы для велосипедистов стал куда короче.
«Раньше в горах катались только профессионалы, которые могли позволить себе очень дорогие велосипеды, но потом из-за растущей конкуренции рынок прогнул производителей, и этот спорт начал становиться все более доступным и массовым. Теперь в горах проходят кэмпы, где готовы обучать человека даже с минимальным опытом, а более продвинутым спортсменам предлагаются услуги гидов или персональных тренеров. В Европе практически все горнолыжные курорты стараются на лето перейти в велобизнес, закупают крепления для велосипедов на подъемники, вкладывают деньги в развитие трасс, привлекают новичков. Я в горы поехал только на пятый год тренировок, а теперь здесь, в Ливиньо, есть даже белая трасса, по которой и 5-летний ребенок съедет, при этом она ведет с высоты 2800 м и там можно безопасно спускаться хоть целый день. Сегодня появилось огромное количество людей на электробайках, они не спортсмены, но путешествуют по горным тропам, отдыхают на перевалах – по-новому открывают для себя горы».
Маунтинбайк развивается очень активно: эволюционирует техника, проводятся сотни соревнований, появляются новые разновидности. Всего Международная федерация велоспорта (UCI) выделяет четыре дисциплины: кросс-кантри, даунхилл, форкросс и эндуро. Кроме них существуют дертджампинг, слоуп-стайл, фрирайд и памп-трек. За них очков в зачет UCI не получишь, но каждая имеет свою аудиторию.
Вопрос аудитории неслучаен: в экстремальном спорте крайне важны те самые просмотры на YouTube, лайки в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и подписчики в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и VK. «Медийность – ключ ко всему. Первые два года я делал ставку только на спортивные результаты, но потом понял: ты можешь быть крутым спортсменом, но, если ты не умеешь себя преподнести, успеха не будет. Я сделал презентацию самого себя как некоего продукта и объехал с ней потенциальных спонсоров, рассказывая им в первую очередь не о том, насколько я хорош, а о том, что им даст партнерство со мной. Сегодня я вывожу с собой в горы фотографов, монтирую видео, делаю сюжеты про соревнования и уверен, что в современном мире это такая же часть работы спортсмена, как тренировки. В итоге за последний год число просмотров моих лучших видео на YouTube-канале приближается к полумиллиону».
Иван тренируется и участвует в гонках в четырех направлениях маунтинбайка: даунхилл, эндуро, форкросс и памп-трек. Все они примерно его ровесники.
Даунхилл
Скоростной спуск на велосипеде зародился в 1990-х годах, когда на рынке появились первые модели МТБ. Цель спортсмена – проехать горную трассу за минимальное время. Это значит 3–4 минуты лететь вниз по корням, камням, трамплинам и резким поворотам со скоростью до 70 км/ч и перегрузками до 4 g.
Гонщики спускаются только на специальных велосипедах с заниженным центром тяжести и углами рамы, позволяющих ехать вниз, не переворачиваясь и сохраняя контроль. Используется подвеска c большими ходами (спереди – 200 мм, сзади – 210 мм), а также мощные и устойчивые к перегреву дисковые гидравлические тормоза.
«Дорогая техника и привела к тому, что даунхилл в России после кризиса 2008 года пережил мощный спад: инфляция резко сократила число тех, кто мог себе позволить это удовольствие. К примеру, мой GT Fury стоит порядка 370 тыс. рублей. И все же ситуация потихоньку исправляется. В прошлом году в России состоялось около 15 гонок в горах и еще несколько десятков на небольших трассах – так называемый мини-даунхилл».
Эндуро
Эта дисциплина моложе и демократичнее. По сути, эндуро – смесь даунхилла и кросс-кантри. Здесь гонщики также большую часть времени едут вниз, но иногда им приходится двигаться и в гору. Получается, что надо иметь не только отличную реакцию, но и хорошую физподготовку.
Для этой дисциплины выбирают велосипеды с меньшим ходом подвески, более легкими компонентами и подседельным штырем изменяемой длины. Последнее время в даунхилле и эндуро спортсмены переходят на велосипеды с колесами большего диаметра: если вначале они использовали 24», а потом – 26», то теперь норма – 27» и 29».
«Велосипед с большими колесами и рамой быстрее и стабильнее, хотя отчасти проигрывает в маневренности. В гонках по эндуро я выступаю на GT Sanction. Он весит 14 кг и имеет 180 мм хода подвески спереди и 175 – сзади. Подседельный штырь с кнопки на руле может выдвинуться на 120 мм вверх – это нужно для более удобного движения в гору. В России проводится серия гонок РЭС (Российская Эндуро Серия), собирающая на каждом этапе несколько сотен участников. В этом году планируется три этапа. Мне эндуро нравится тем, что эта гонка ближе к катанию в горах в кругу друзей, наверное, поэтому сейчас эта дисциплина и набирает невероятную популярность в мире».
Форкросс (4Х)
Эта дисциплина появилась чуть позже скоростного спуска и многое от него взяла, но по аналогии с популярным в 1990-е BMX-рейсингом было решено делать одновременные старты для четырех человек. Трасса для 4Х представляет собой широкий трек с прыжками, дропами, крутыми поворотами. Массовый старт предполагает обгоны и контактную борьбу. Спортсмены используют максимально легкие велосипеды, чаще всего без задней подвески.
«Я считаю форкросс одним из самых зрелищных направлений. К сожалению, в России, да и в мире он теряет популярность, уступая более безопасным видам велоспорта».
Памп-трек
Самое молодое направление маунтинбайка – езда по трассе, состоящей из кочек, двигаясь по которым можно разгоняться, не крутя педали. Гонщики используют велосипеды без задней подвески: так проще передать импульс от тела к байку, минуя потери на прожатие заднего амортизатора. Велосипед максимально облегчают: снимают передний тормоз, трансмиссию, применяют легкие компоненты. Давление в шинах высокое (от 3 атм.), чтобы увеличить накат. «На первый взгляд это больше забава, нежели спорт, но на деле памп-трек – крайне энергозатратное занятие, которое прокачивает технику катания и позволяет понять поведение велосипеда».