Почему нужно смотреть гонки: статья для чайников
Насчёт «вжух... вжух...» вы, как ни странно, правы. Нет ничего скучнее, чем смотреть гонку, сидя на трибуне. Самые дорогие места – над стартовой прямой – приносят пятисекундное развлечение в самом начале, когда болиды срываются с места. Но остальные полтора, шесть или все двадцать четыре часа гонки –равномерный, однообразный рёв моторов и проносящиеся машины. Причём с такой скоростью, что, не разбираясь досконально в расцветках и рекламных схемах, вы даже не поймёте, кто пронёсся.
Здесь, конечно, есть лайфхак: на любом автодроме значительная часть территории, не оборудованная трибунами, свободна для посещения. Поэтому гонку не стоит смотреть с одного места. Стоит гулять и находить разные точки обзора. Или выбрать несколько наиболее крутых в первые дни уик-энда, когда идут тренировки пилотов, и курсировать между ними.
Но всё равно: все гонки плохи по-своему. Где-то раздражает однообразность, где-то затянутость, где-то толпы народу и плохо организованное питание, где-то бешеная стоимость билетов и сложности с логистикой. Поэтому мы вас понимаем: футбол с его стадионами в центрах городов и белым мячом – простым и понятным объектом наблюдения – намного зрелищнее.
И потому именно сейчас, в разгар чемпионата мира по футболу, мы попытаемся вас сагитировать. И рассказать, почему именно сейчас, летом 2018 года, надо начать смотреть гонки. Причём не банальную «Формулу-1» (это по желанию), а что-то более требовательное к людям и машинам. Например, 24-часовые марафоны на выживание.
Первая причина: Россия вперёд!
Лет десять назад кто-то сфотографировал изготовленный в Китае значок с надписью «Роисся, вперед!» В интернете тут же его «дошлифовали», исправив в «Фотошопе» на «Роисся, вперде!» Этот ироничный слоган то и дело всплывает по отношению к достижениям наших спортсменов – стоит им хотя бы чуть-чуть оступиться. По отношению к футбольной сборной он вообще не стихает – хотя на старте Чемпионата 2018 года она болельщиков приятно поразила (с Уругваем шансов не было: это мы все должны понимать).
Но знаете, сложно сражаться, когда над тобой смеются. Поэтому именно здесь и сейчас российским пилотам на международной арене очень нужна поддержка. Потому что они – в топ-дивизионе и сражаются наверху. Мы – не аутсайдер, а, скорее, аналог футбольной Аргентины – сильной команды с яркими игроками, которой иногда не везёт.
И речь же не только о гонке «24 часа Ле-Мана». Она – лишь часть WEC, Чемпионата мира по автогонкам на выносливость, в календаре которого есть гонки длительностью 24 часа, 6 часов и (внезапно) 1000 миль. Давайте посмотрим историю выступлений России в этой серии:
2012 год: от России в чемпионате не выступает ни одной команды и лишь один пилот – Роман Русинов во французской Signatech-Nissan; ни одной победы или подиума.
2013 год: первая российская команда в младшем классе LMP2 («прототипы Ле-Мана, дивизион 2») – G-Drive Racing, экипаж Русинова выигрывает 4 гонки в LMP2 и завоёвывает бронзу в своём классе;
2014 год: две российских команды в LMP2 – G-Drive Racing и SMP Racing, пять (!) российских пилотов – Роман Русинов, Сергей Злобин, Антон Ладыгин, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар. На их счету – 5 побед, а Сергей Злобин, выступающий за SMP Racing, становится чемпионом мира в своём классе.
2015 год: G-Drive Racing выступает в классе LMP2, а SMP Racing – в классе LMGTE Am (это не спортпрототипы, а машины класса GT, конкретно SMP Racing использует Ferrari 458). И Россия завоёвывает два титула – экипаж Русинова выигрывает свой класс LMP2, экипаж Виктора Шайтара и Алексея Басова – свой, LMGTE Am! Суммарно – 7 побед в обоих классах;
2016 год: обе команды в LMP2. Кажется, что выступление бледнее, чем два года до того – 3 победы на счету Русинова из G-Drive Racing. Но это заблуждение: перерыв SMP Racing в 2015 году и средние выступления 2016-го связаны с тем, что впервые в истории российская команда выпустила на трассу машину собственной – пусть и совместной с Dallara – разработки, прототип BR01. Это огромный прорыв.
2017 год: SMP Racing снова берёт «отгул»: освоим технологии на BR01, спортпрототипе младшего класса, команда строит BR1, прототип LMP1 – класса, в котором Россия не выступала никогда и куда трудно попасть с клиентской (купленной у стороннего производителя) машиной.
Прогресс налицо. Мы научились выигрывать в младших классах – и теперь пытаемся покорить Эверест. Поэтому именно сейчас, в 2018-2019 годах нашим ребятам больше всего на свете нужна поддержка зрителей. Нужны флаги на трибунах, статьи в прессе, знание того, что в России о них знают и болеют не только за футбольную сборную (которая не так часто нас радует – хотя, конечно, случается), но и за тех, кто несёт триколор на международной автоспортивной арене.
Подытоживая этот раздел: если вы болеете за Россию, вам есть за кого болеть в автоспорте.
Вторая причина: нет ничего интереснее для технарей
Мы не умаляем технических достижений футбола или хоккея – изготовление инвентаря, компьютерные системы фиксации нарушений и так далее – это очень круто. Но всё-таки автогонки – это самый технический вид спорта. Потому что инструмент пилота – это автомобиль, который сам по себе является чудом инженерной мысли. То же самое можно сказать о заправочном оборудовании, о системах телеметрии и даже о гоночных комбинезонах – технологии их изготовления в разы сложнее и интереснее, чем пошив формы для командных видов спорта.
Давайте сразу перейдём к примеру. Перед нами – болид BR1, разработанный совместными усилиями российской компании BR Engineering и знаменитой итальянской фирмы Dallara. Автомобиль представили совсем недавно, в ноябре 2017 года, в Бахрейне – именно там проходил последний этап сезона WEC.
Сложность создания спортпрототипа любой категории заключается в том, что машина должна быть быстрее конкурентов и при этом вписываться в очень строгие технические рамки. Для класса LMP1 с негибридным двигателем это 73 страницы сплошных ограничений.
Жёстче всего определены размеры машины. Общие, например, выглядят так: колёсная база не длиннее 4650 мм, при этом передний свес не больше 1000 мм, а задний – 750 мм; ширина – в рамках между 1800 и 1900 мм, а высота – не более 1050 мм. При этом оговорена толщина каждого элемента обвеса, его площадь и метод крепления. Например, высота верхней кромки «плавника» (в прямом смысле – это специальный аэродинамический элемент, напоминающий акулий плавник) должна быть между 1040 и 1050 мм от земли, то есть реально ограничена одним (!) сантиметром. Столь же жёсткие требования предъявляются к двигателю и топливной системе, ходовой части, кокпиту – вообще ко всему. Иначе говоря – внутри правил WEC не разгуляешься (полные правила можете посмотреть здесь, очень страшное чтиво).
Так что инженерная задача тут покруче, чем разработать новую модель для «АвтоВАЗа». Никакой свободы мысли у инженеров нет – и при этом они должны как-то оказаться лучшими. Напоминает бег в мешках.
И вот внутри этих ограничений инженеры Dallara и BR строят совершенно новую машину, сражаясь с сотнями специалистов и десятками миллионов долларов заводской Toyota. Конечно, спортпрототип – это автомобиль, который сочетает в себе множество различных систем – двигатель Advanced Engine Research (Великобритания), сцепление Tilton (США), тормоза Brembo (Италия) – но это не только нормально, но и правильно. Любой спорткар – это огромный конструктор, детали которого производятся десятками различных компаний по всему миру. А задача инженеров – это конструктор собрать воедино.
Подытоживая этот раздел: если вы или ваши дети тянутся к технике, нет лучшего самоучителя, чем гоночная индустрия. Те, кто увлекается гонками с детства, поступают в Бауманку без экзаменов. Шучу. Но в каждой шутки есть доля шутки.
Третья причина: этнография и международная дружба
Почти всем (за редкими и странными исключениями) нравится, что во время ЧМ мира по футболу в российских городах – много иностранцев. Они позитивные и радостные – все эти бразильцы, французы, испанцы, марокканцы и сенегальцы.
Гонки всегда собирают огромную интернациональную толпу. На «24 часах Ле-Мана» можно услышать десятки языков и наречий, познакомиться с множеством интересных людей, выпить в баре с шотландцем и станцевать танго с девушкой из Буэнос-Айреса. Не шутка, было дело.
Кто-то скажет: это же очень дорого! Да, с одной стороны – дорого. Но, во-первых, поездки на любые гонки можно совмещать с обычным отдыхом. То есть поехать не просто во Францию, Германию или Польшу – а в то время, когда в некоем их регионе происходит праздник скорости. Тот же Ле-Ман – это старинный город, там потрясающий кафедральный собор, руины римских стен и шикарно сохранившаяся средневековая часть города.
Собственно, можно и не выезжать из страны – поехать в Сочи на Гран-При России Формулы-1, отдохнуть, послушать музыку (на гонках часто выступают известные музыканты), поесть мороженого и послушать рёв моторов. Насчёт последнего: несколько раз мы встречали в продаже диски с записями различных двигателей, в частности, Ferrari выпустила несколько подобных «альбомов».
Посмотрите на футбольных фанатов: они приехали в Россию не просто на матчи, но посмотреть страну, в которой прежде никогда не были, увидеть Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград. Берите с них пример! В отличие от чемпионатов мира по командным видам спорта, этапы автогоночных чемпионатов проходят на протяжении всего года в самых разных странах. Не нужно ждать четыре года и ехать туда, куда предложит спорткомитет. Можно выбрать любое время и страну.
Подытоживая этот раздел: если вы любите путешествовать, попытайтесь совместить приятное с приятным. Ничего не потеряете, только выиграете!
Россыпь причин
Почему ещё стоит смотреть гонки?
Это азартно – можно болеть за команду, болеть за пилота, спорить с друзьями и беспокоиться, когда у вашего кумира возникают проблемы на трассе. На этот счёт 24-часовые гонки – самые интересные и напряжённые, потому что проблемы по их ходу возникают почти у всех. На минувшей гонке финишировавшим вторым экипаж Toyota почти остановился за час до финиша, и все думали, что он сойдёт – но нет, всё-таки доехал.
Их можно смотреть по-разному – по телевизору или онлайн на планшете, вживую с трибун или прямо из технических зон (на американских гонках туда продаются отдельные билеты, в Европе это не так распространено – хотя именно это интереснее всего), просто узнавать результаты или болеть со старта до финиша.
Можно интересоваться разными их сторонами – самой гонкой или технической составляющей, девушками на старте или шоу вокруг гонки, парадом пилотов на ретро-автомобилях или просто архитектурой мест, где гонки проходят. А можно коллекционировать магнитики с разными гонками.
Подытоживая весь материал: попробуйте. Даже если вам кажется, что это совсем не ваше. Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях. Даже если не знаете ни одного имени пилота. Просто спланируйте очередной отпуск не в Египет, а в тот же Ле-Ман (не сильно дороже, кстати). Не понравится – ну что ж, зато какой опыт. А понравится – добро пожаловать в клуб.