Технологии хоккея: как играют в XXI веке
Пользуясь случаем, мы решили рассказать о том, насколько высокотехнологичным стал современный хоккей. На шлемах многих профессиональных клубов и сборных разных стран мы нередко видим логотип CCM. Это название существующей уже более столетия канадской компании, которая является одним из ведущих производителей экипировки для профессионального хоккея. Как, впрочем, и для любительского тоже. ССМ – технический партнер Федерации хоккея России. Илья Прохоров, руководитель направления хоккея компании «Спортконцепт», представляющей в России продукцию CCM, рассказал «ПМ» о чудесах современных хоккейных технологий.
Карбон, отменивший подошву
Конек – это ботинок, связанный с лезвием с помощью так называемого стакана. Ботинок, как и любая обувь, состоит из набора сшитых или склеенных друг с другом деталей, к которым снизу прикрепляется подошва. Все это совершенно справедливо и для многих современных моделей коньков. Однако несколько лет назад в CCМ придумали кардинальное новшество – monoframe. Модель коньков, адресованная хоккеистам топовых профессиональных лиг, имеет ботинок с монолитной структурой. Это отливка из карбона без швов и сочленений, своего рода углепластиковый носок. Понятно, что карбон – дорогой и очень популярный ныне конструктивный материал – дает ботинку легкость и прочность, но для чего потребовалась монолитная структура? «Любое движение ногами на льду, – говорит Илья Прохоров, – должно мгновенно передаваться лезвию конька. И пусть в ботинке традиционной конструкции подошва достаточно крепко присоединена к боковинам, она все-таки становится неким элементом, создающим не до конца жесткую связку. В любительском хоккее на это можно не обращать внимания, но в спорте высоких достижений при бешеных скоростях какие-то доли секунды теряются и они могут иметь значение».
Печем коньки
Возникает вопрос: так ли важны микродвижения подошвы конька по сравнению с неизбежным люфтом, с которым нога движется внутри ботинка? С люфтом современные производители коньков тоже научились бороться. Внутри карбонового ботинка мягкие вкладки, наполненные специальными пенами и гелями. Здесь же, разумеется, присутствуют мембранные материалы, которые не намокают от пота, а пропускают его вовне, оставаясь сухими. Если говорить о полностью карбоновом ботинке, то сам по себе он, конечно, не «дышит», и для отвода пара в подошве предусмотрено специальное вентиляционное отверстие в виде прямоугольника со скругленными углами. Чтобы ботинок, включая его внешнюю оболочку из твердого материала, плотно сидел на ноге, его можно «кастомизировать» с помощью технологии термоформовки. Коньки ставят в специальную печь. При нагреве все материалы размягчаются. Коньки вынимают из печи, хоккеист надевает их, плотно зашнуровывает и так сидит 10 минут. После остывания внутренняя часть ботинка идеально облегает стопу игрока: это позволяет учесть индивидуальные анатомические особенности. В таких коньках игрок чувствует себя комфортно, при том что сидят они на ногах очень плотно.
Черное лезвие
Только самые недорогие любительские коньки продаются предварительно заточенными – купил и пошел кататься. Профессиональные коньки на фабрике не точат, ибо заточка для игрока серьезного уровня – дело сугубо индивидуальное. Индивидуален радиус желоба: чем он меньше – тем лучше сцепление конька со льдом, однако если хоккеист тяжелый, для него предпочтительней более пологий желоб, а иначе коньки станут вязнуть во льду. Кто-то любит, чтобы площадь соприкосновения со льдом была максимальной для сильного толчка. Другие игроки, наоборот, предпочитают стачивать углы спереди или сзади для большей маневренности: так проще сделать вираж. Конечно, профессиональные хоккеисты не точат коньки сами – этим занимаются сервисмены команд, специалисты по обслуживанию экипировки.
«Производители очень много экспериментировали с лезвиями коньков, пытаясь обеспечить легкость и прочность одновременно, – рассказывает Илья Прохоров. – При их изготовлении уже давно отказались от обычных сталей и перешли на нержавейку. Пытались проделывать в лезвиях отверстия, чтобы убрать лишний вес, однако такая конструкция не выдерживала мощных попаданий шайбы. Одна из наших профессиональных моделей хоккейных коньков имеет черные лезвия. Это та же нержавейка, но покрытая очень твердым углеродным напылением, что значительно повышает износостойкость и долговечность. Правда, такие коньки доставляют дополнительные хлопоты сервисменам: сточить в нужных местах это покрытие довольно тяжело».
Прощай, дерево!
Деревянные клюшки, как и деревянные лыжи, в наши дни стали архаикой. На рынке еще есть дешевые модели, в которых деревянная сердцевина заключена в пластик, но выбор настоящих профи – карбон. Углепластик принес с собой не только облегчение всей конструкции при высоких прочностных характеристиках – он позволил делать клюшки, адаптированные к определенному стилю игры.
«У CCM есть три линейки клюшек: Super Tacks, RibCor и JetSpeed, – говорит Илья Прохоров, – и в каждой из этих линеек есть модели для профессионалов. Зачем три вида клюшек? Все дело в том, что карбоновые технологии позволяют делать клюшки с переменной жесткостью и создавать в них так называемые зоны прогиба. Нужны эти зоны для того, чтобы в момент нанесения удара шафт клюшки немного сгибался в определенном месте, как бы запасая энергию, а затем распрямлялся, сообщая шайбе дополнительный импульс. Однако удары бывают разные. "Щелчки" и мощные броски с полной амплитудой – это один вид броска (лучший пример – Александр Овечкин). Кистевые резкие броски – это другой вид (лучший пример – Владимир Тарасенко и Павел Дацюк). Для мощных бросков важно, чтобы шафт сгибался где-то посередине, в зоне нижнего хвата, и именно так сконструированы клюшки линейки Super Tacks. Для бросков с малой амплитудой зона прогиба должна размещаться в тейпере, в области соединения шафта с крюком. Это вариант клюшек RibСor. И наконец, JetSpeed – это модели для игроков универсального плана, которые предпочитают чередовать разные стили бросков».
Производители клюшек также много экспериментируют и с конструкцией крюка, которая весьма непроста. Крюк может иметь зоны переменной жесткости, углепластиковый корпус заполняется то пеной, то гелем, а иногда заключает в себе деревянную вставку. Цель в том, чтобы, сохраняя определенную гибкость, крюк выдерживал огромные игровые нагрузки.
Однако правда жизни в том, что любые клюшки – даже самые дорогие и технологичные – однажды ломаются. Это хоккей...
Пенный доспех
В двух прошлых номерах мы подробно писали о средневековых рыцарских доспехах, теперь скажем о доспехах хоккейных. Возможно, защита хоккеиста смотрится не так впечатляюще, как сияющие на солнце латы, зато по части технологичности она, безусловно, впереди. Перед тем как облачиться в форму своей команды, игрок надевает на себя четыре элемента: защиту груди, или панцирь, хоккейные шорты (трусы), наколенники (щитки) и налокотники. Каждый из этих элементов имеет сложную структуру, включающую в себя мягкие пластины с пенным наполнением, жесткие защитные вставки, ремни и застежки.
Интересно, что у CCM и здесь нет единообразия: комплекты защиты, в том числе и для профессионального хоккея, выпускаются в двух линейках. Super Tacks – это максимальная защита, JetSpeed – компромисс между защищенностью и мобильностью. «Всегда задают вопрос о том, – говорит Илья Прохоров, – как можно жертвовать защищенностью в условиях профессионального хоккея, где идет жесткая силовая борьба, а шайба летит с невероятной скоростью. Однако многие хоккеисты все-таки готовы немного поступиться безопасностью (это выносливые парни) в пользу большей свободы действий. Их выбор – JetSpeed. Комплект Super Tacks зато по максимуму насыщен самыми интересными технологиями. В элементах защиты присутствуют вставки с находящейся внутри "умной" пеной D3O. Когда пена не испытывает сильной механической нагрузки, она пребывает в подвижном мягком состоянии. Но как только по ней производится удар (например, прилетает шайба), пена мгновенно превращается в твердый пластик. Вставки с D3O используются для защиты плечевого сустава, солнечного сплетения, колен, локтей, бедра и таза.
Другая технология – JDP Construction – направлена на приоритетную защиту суставов – плечевого, локтевого, коленного. Конструктивно это пластиковая чашка, укрывающая сустав. При точечном ударе, например клюшкой или шайбой, при падении на лед, ударе о борт или при контакте с соперником нагрузка равномерно распределяется по всей поверхности защитного элемента, и игрок избегает серьезной травмы.
Сотрясение шлема
Венчает нашу историю о современных технологиях в хоккейной экипировке, конечно же, шлем. «Шлем – это, возможно, наиважнейшая часть хоккейной экипировки, – говорит Илья Прохоров, – и легко понять почему. Нет ничего важнее головы. НХЛ пришлось выплатить большие деньги бывшим хоккеистам, которые страдают от последствий сотрясения мозга. Игроки заявили, что их не предупредили об опасности таких повреждений. Наивно это звучит или нет, но суд встал на их сторону. И сегодня защита головы – безусловный приоритет. В Канаде есть целый научно-исследовательский институт, который разрабатывает для CCM высокотехнологичные шлемы».
Специфика хоккея такова, что шлем должен защищать прежде всего от ударов лбом и затылком о лед, а также от ударов (шайбой, клюшкой) – прямых и по касательной. Отсюда особая форма шлема, внешняя оболочка которого выполнена из высокопрочного пластика. Подобно турнирному рыцарскому шлему, защищавшему от таранных ударов копьем, хоккейный шлем имеет специальную обтекаемую форму, чтобы потенциальный прямой удар переходил в удар по касательной. Для упрочнения конструкции здесь предусмотрены и ребра жесткости. Чтобы шлем плотно сидел на голове, его можно отрегулировать по ширине и длине за счет подвижных частей.
В топовых моделях для профессионалов линейки Tacks мы видим вставки, заполненные уже знакомой нам пеной D3О. Это защита от прямого удара: мягкий материал, не мешающий комфортной посадке шлема, моментально твердеет при ударе.
Смысл защиты от удара по касательной в том, чтобы в момент сильной механической нагрузки внешняя часть шлема немного сдвигалась относительно мягкой внутренней, тем самым гася удар. С этой целью используется так называемая технология R.E.D.: в шлем встраиваются вставки, представляющие собой небольшие наполненные воздухом камеры – они играют роль своеобразных амортизаторов, на которых подвешена верхняя часть шлема.