Как делают настоящие боевые шлемы Средневековья: загляните в мастерскую реконструктора
«ПМ» посетила мастерскую Сергея Журавлева – известного реконструктора и по совместительству кузнеца, создающего современные реплики исторических доспехов. Мы решили поговорить о рыцарских шлемах. Об их истории в европейском Средневековье и о технологии их воссоздания в наши дни.
Горшок для псов-рыцарей
На гобелене из Байе, знаменитом памятнике средневекового искусства, мы видим нормандских воинов, завоевавших Англию в XI веке. Там нет ничего, что бы ассоциировалось с рыцарями в блестящих латах и шлемах с забралами. На воинах кольчуги и простые шлемы с остроконечной тульей и наносниками. «Рассматривая гобелен из Байе, – говорит Сергей Журавлев, – мы можем прийти к заключению, что в те времена еще не была разработана техника таранного удара копьем, зажатым под мышкой. Воины носили копья в руках и били ими с размаху. Однако в более поздние времена, когда таранная техника все же появилась, доспех, а вместе с ним и шлемы стали утяжеляться».
Чтобы защитить всадника от таранного удара копьем, острие которого могло соскользнуть с треугольного щита в лицо, в конце XII века европейские мастера стали изготавливать так называемые топфхельмы. «Топфхельм» в переводе с немецкого означает «шлем-горшок», и действительно, он походил на кастрюлю со смотровыми щелями и отверстиями для вентиляции. Нечто подобное можно увидеть на головах псов-рыцарей в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». «Вряд ли режиссера заботила точность реконструкции внешнего вида тевтонских рыцарей, – говорит Сергей, – скорее, в его задачу входило создание эффектного устрашающего образа. Да и самих настоящих топфхельмов сохранилось совсем немного. Однако распространенность в XIII веке кастрюлеобразных шлемов является несомненным историческим фактом».
Бросить шлем на поле боя
В XII веке также получил распространение цервельер, или черепник. Это легкий шлем, защищавший лишь верхнюю часть головы. Иногда под него поддевался кольчужный капюшон. Против таранного удара копьем цервельер был бесполезен, но у него оказалось важное преимущество перед топфхельмом: в легком шлеме было проще ориентироваться на поле боя. Поэтому рыцари надевали сначала черепник, а поверх него – топфхельм и так отправлялись на сражение. После того как войско противника рассеивалось и нужно было кого-то преследовать или сражаться с пехотой, рыцарь сбрасывал топфхельм и продолжал биться в одном цервельере. «На некоторых современных изображениях мы можем увидеть топфхельм за спиной рыцаря, прикованный цепями к латам, – рассказывает Сергей, – но такая картина вряд ли существовала в реальности. Эксперименты, проведенные реконструкторами, показывают, что сражаться с болтающимся сзади на цепях тяжелым шлемом-горшком было бы чрезвычайно затруднительно. Скорее всего рыцарь просто сбрасывал с себя верхний шлем, оставляя его на поле боя, а подбирали его и возвращали владельцу, как можно предположить, оруженосцы».
Топфхельмы были кавалерийскими шлемами и исчезли в XIV–XV веках. Им пришли на смену бацинеты и салады. Впрочем, прямым потомком «горшка» можно считать так называемую жабью голову – это прямой перевод французского термина tête de crapaud. Немцы называли его Stechhelm, что говорит больше не о внешнем виде, а о назначении этого элемента доспеха. Stechen по-немецки – это «колоть», а словом gestech обозначались турнирные конные сшибки, в которых участникам требовалась мощная и тяжелая защита лица от таранного удара копьем. Сходство с жабьей головой этому тяжелому шлему, который наглухо крепился к кирасе, придавала форма купола, слегка вытянутого вперед, чтобы при попадании копья в лоб острие соскальзывало бы со шлема.
Стиль Италии и каски вермахта
Для войны же были придуманы более легкие и подвижные форматы защиты. Тот самый клепаный остроконечный шлем, который мы видели на гобелене из Байе, трансформировался к XIV веку в малый бацинет – легкий шлем с кольчужной бармицей. Он сохранил остроконечную форму, правда, острие оказалось заметно сдвинутым к затылку. Поначалу бацинеты оснащались только наносниками и зачастую выполняли ту же роль, что и цервельеры, то есть надевались под более тяжелый топфхельм. Но со временем конструкция бацинетов усложнилась, и они превратились в самостоятельное средство защиты головы рыцаря. Важной инновацией стало появление подвижного забрала, позволяющего открыть максимальный обзор на поле боя. В ранних вариантах забрало крепилось одним шарниром к наголовью, то есть фактически было подвешено ко лбу рыцаря. Впоследствии оно стало монтироваться к височным областям с помощью двух шарниров. В XV веке появляется гранд-бацинет, в конструкцию которого добавлена подбородная пластина.
«На позднем этапе развития средневекового доспеха мы видим разделение направлений по географическому принципу, своего рода следование моде, – объясняет Сергей Журавлев. – В XV–XVI веках с появлением полного латного доспеха главными центрами его производства стали южнонемецкие и североитальянские земли (в основном Милан). В том, что касается шлемов, итальянские мастера отдавали предпочтение конструкции армэ (иногда встречается термин "армет"). Армэ явно ведет свое происхождение от гранд-бацинета, но его строение более сложное. В отличие от бацинета, он имеет сферическую форму и еще плотнее прилегает к голове. Кроме того, подбородная пластина разъемной конструкции может раскрываться как застежки капюшона.
К более позднему времени относится вариант с двумя забралами, одно из которых откидывается на затылок. Фактически армэ стал самым конструктивно и технологически продвинутым шлемом за всю историю европейского рыцарства. То же можно сказать и о полном латном миланском доспехе, элементом которого он являлся.
В немецких землях популярность приобрели шлемы-салады с характерными длинными назатыльниками. Салады существовали как в рыцарских, так и в пехотных вариантах, как с подвижными забралами, так и с открытым лицом. В отличие от армэ, салад больше походил на каску – для улучшения обзора воин мог сдвинуть его на затылок. Исторически салад происходил из Италии, но именно в немецких землях Священной Римской империи шлем этого типа стал неотъемлемой частью так называемого готического доспеха. Мотивы немецкого салада легко угадываются даже в форме каски, которую носили гитлеровские солдаты во времена Второй мировой.
«Как это ни парадоксально звучит, – говорит Сергей Журавлев, – но рыцари в простых шлемах и кольчужном доспехе оказались более действенной военной силой, чем закованные в латы с ног до головы конники XV–XVI веков. Упадок рыцарства был связан в основном с двумя факторами: появлением хорошо организованных регулярных подразделений типа ландскнехтов или швейцарской пехоты и началом широкого применения на поле боя огнестрельного оружия. В 1474 году в сражении при Эрикуре тяжеловооруженные рыцари бургундского герцога Карла Смелого не смогли ничего противопоставить швейцарским пехотинцам. Полвека спустя, в 1525 году, в битве при Павии облаченные в железо французские жандармы из рот ордонанса были избиты подразделениями пеших немецких ландскнехтов. Время тяжелых шлемов, которые могли защитить от копья, но не от пули, ушло в прошлое вместе с эпохой феодального войска».
Огнем и ударом
Для реконструкторских боев аутентичное воспроизведение является важным фактором приближения к реальности. Однако соблюдение технологий Средних веков с расковкой крицы и применением кузнечных горнов сделала бы элементы средневекового доспеха невероятно дорогими. Компромиссом является выколотка (дифовка) металлических деталей из плоского стального листа. Трудно себе даже представить, сколько ударов специального молотка требуется для формирования из листа металла, например, салада, да так, чтобы тот походил не на мятый котелок, а приобрел историческую форму.
На изготовление уходит много дней. Сергей показал нам только небольшую часть процесса: в его руках заготовка, уже имеющая форму шлема, но все еще требующая долгого кузнечного труда. С помощью пропано-кислородной горелки он раскаляет докрасна небольшие участки заготовки и тут же обрабатывает их молотком, разглаживая складки. «При изготовлении доспеха из листа, свернутого в полусферу, отдельные участки имеют разную толщину, – объясняет Сергей Журавлев. – Разглаживая складку, я выгоняю в стороны частицы металла. Изделие приходится обрабатывать снова и снова». Зато результат стоит затраченных усилий. В мастерской висят доспехи разных стилей и эпох, уже доведенные до идеальных форм и сияющие гладкими поверхностями.
Фото: Максим Балакин