Ратоборцы: что нас ждёт на «Турнире Святого Георгия»
Через пару дней нас ждет в Москве фестиваль «Турнир святого Георгия», на котором реконструкторы воссоздадут пеший бой на рыцарском турнире. Это будет не спортивное состязание на старинном оружии, а полная реконструкция поединков той эпохи. Подготовить такое событие было нелегко, потому что от тех времен нам остались лишь разрозненные тексты: пособия, рыцарские романы, которые в те времена были невероятно популярны, – и без анализа, сопоставления, серьезной исследовательской работы было никак не обойтись.
Обязательно стоит отметить, что пеший поединок на турнире не был в полном смысле чистым состязанием. Зачастую рыцари выходили биться, чтобы разрешить таким образом некий спор, уладить проблему, касающуюся отношений с дамами. В XV веке благородные господа, прежде чем сойтись в поединке, клялись друг другу в вечной дружбе и возобновляли клятвы, когда турнирный бой был закончен.
Обычно поединок проводился с использованием нескольких видов оружия: копий, топоров, двуручных мечей, булав со щитами. В таких единоборствах не было задачи убить или покалечить соперника: после того как судья (маршал турнира) засчитывал эффектный удар, даже если он и не наносил серьезного вреда сопернику, бой останавливался и сражающиеся переходили к другому виду оружия.
Запрещались «грязные приемы» – пинки ногами, бросание землей, удары в пах, уколы в голову. Все прекрасно понимали, что поединок не война, где допустимо все. На грядущем фестивале пеший рыцарский турнир будет воссоздан со всеми особенностями представлений и нравов тех давних лет. Четыре раунда с разным оружием допускают вероятность ничейного исхода. Если счет 2:2, что делать тогда? Как и в XV веке, победителя назовет особый суд, состоящий из 10–12 благородных дам. Они могут не разбираться в особенностях фехтования, их может привлечь артистичность бойца, эффектность доспеха да и просто красота рыцаря, но их вердикт будет окончательным.
Главный принцип реконструкции пеших боев на турнирах – аутентичность. В идеале и оружие, и доспех следовало бы изготавливать по металлургическим технологиям 500-летней давности (добытая киркой руда, ковка из губкообразной крицы), но в реальности реконструкторам приходится идти на компромисс и из экономических и организационных соображений использовать промышленный прокат. Но даже при применении металла, произведенного индустриальным способом, соблюдается максимальная аутентичность конструкции. Например, лист, из которого изготавливается кираса, расковывается таким образом, чтобы боковая толщина не превышала 0,5 мм, а участок, прикрывающий ребра, имел бы толщину до 3 мм. Понятно, что удар в центральную часть доспеха выдержать важнее, чем боковой удар. Важно заметить, что конец XV века – это пик развития доспеха, полностью закрывавшего тело бойца с применением двойного бронирования: латы плюс кольчуга.
Доспех для пешего боя имел определенные отличия от лат, в которых бились конники. Не использовался тяжелый шлем, который обычно монтировался на кирасу с помощью болтов (или ремней]. В сражении всадников, где основную опасность представлял удар копьем, необходимо было разгрузить шею, чтобы снизить воздействие удара на позвонки. В пешем бою важнее хороший обзор, возможность для бойца вращать головой. Поэтому применяется более легкий шлем. Также уменьшается масса наплечника или надевается кольчужный рукав. В целом доспех для пешего боя больше напоминает военный доспех, чем турнирный для конных поединков.
Поддевка под доспех тоже должна быть аутентичной. Велик соблазн использовать современное спортивное белье с отводом влаги и «дышащими» тканями, но приоритет подлинности заставляет использовать аналоги одежды XV века, благо с тех времен сохранилось достаточно много рисунков и детальных описаний. Для современных турнирных состязаний применяются поддевки из домотканого шерстяного [или льняного] сукна – оно в наше время производится в России и вполне доступно. Подошвы обуви делаются исключительно кожаными, ведь резины в XV столетии в Европе еще не знали. Отсюда проистекают определенные ограничения: не всякий эффектный фехтовальный выпад можно сделать на скользких кожаных подошвах.
Особое внимание уделяется ристалищу – месту, где проходит бой. Во-первых, важно исключить неровности, на которых боец может споткнуться. Еще средневековыми наставлениями рекомендовалось создать для боя «добро сколоченный» деревянный помост. Также площадка для поединка должна быть просторной, чтобы участники боя не наталкивались на ограждения.
Воспроизведение приема из учебника Flos Duellatorum, написанного в начале XV века мастером фехтования Фиоре де Либери для Маркиза д’Эсте. Прием из главы, описывающей бой в доспехах: «Когда противник делает свой укол, мастер или его ученик, который ожидает в одной из этих позиций, держит тело низко и уходит с линии атаки, перекрывая меч соперника своим, одновременно направляя острие противнику в лицо или грудь, держа рукоятку меча низко».
Что касается оружия, то реконструкторы стараются использовать мечи, топоры, булавы, максимально схожие с оригиналами. Для этого берут музейный экспонат, обмеривают и по снятым размерам создают реплику. Если же образец оружия до нашей эпохи не дожил, на помощь приходит описание из литературы того времени, посвященной фехтованию и технике боя. Тогдашние мечи фактически утратили функцию рубящего инструмента, поскольку перерубить латные пластины было сложно: мечи делались длинными и узкими, и их главным назначением стало проникновение в щели доспеха или визор шлема. Чтобы избежать тяжелых травм, фехтовальное оружие в реконструкторских боях не только не затачивают, но и оставляют на остриях страховочную площадку, достаточно большую для того, чтобы, например, предотвратить проникновение клинка в шлем сквозь щель визора.
Какие бы меры предосторожности ни предпринимались, нельзя исключить вероятность травм, и медицинские вопросы – это, пожалуй, единственная сфера, где реконструкторы отходят от строгой аутентичности. На месте состязаний дежурит бригада современной скорой помощи, а не средневековый доктор с деревянной пилой и набором архаичных снадобий. Впрочем, вмешательство медиков может потребоваться лишь в крайнем случае: современные рыцари сражаются не ради демонстрации доблести и превосходства, но ради воссоздания блистательного прошлого, ушедшего от нас безвозвратно.