Догма скорости. Как устроен лучший в мире шоссейный велосипед
Мы на велотреке в Крылатском; зимой шоссейники либо уезжают в теплые страны, либо тренируются здесь, под крышей. Покатая стенка трека выложена не паркетом: то, что кажется тонкими дощечками, на самом деле ребра целых досок; толщина покрытия трека – почти 10 см. Юрий Амельхин, четырехкратный чемпион России по велогонкам, нарезает круги. Чтобы центробежная сила подняла велосипед туда, куда хочет наш фотограф, нужно разогнаться до 30–40 км/ч. «В счет сегодняшней тренировки», – шутит Амельхин. Едет он на DOGMA F10. На нем же катается Крис Фрум, фигура в велоспорте такая же легендарная, как Майкл Фелпс в плавании или Уле-Эйнар Бьёрндален в биатлоне: четырежды чемпион «Тур де Франс», дважды призер Олимпиады в одном из самых изнурительных видов спорта. Карбоновая рама «догмы» несет Фрума через три тысячи километров гор, через ветер, дождь, крутые повороты, под жарким французским солнцем. У этого велосипеда одна цель – лететь вперед.
Разрезать воздух
Юрий называет очертания DOGMA F10 сексуальными. Линии рамы плавные, углы сглаженные; все это резко отличает итальянскую модель, например, от немецкого Canyon Aeroad CF SLX (его использует в гонках российская команда «Катюша»), одной из самых прогрессивных моделей прошлого года, на которой еще недавно брались призы международных гонок. Прогресс в конструировании спортивных велосипедов шагает очень быстро.
Плавные линии рамы у F10 – это проверенное сотнями компьютерных симуляций решение. Вот, например, место, где в вилку устанавливается переднее колесо: скругленные «ушки» здесь нужны для того, чтобы отводить от колеса встречный воздух, уменьшая сопротивление на целых 20%. Особенно это важно в поворотах: кронштейны вилки (дропауты) – самые выступающие части велосипеда, на крутых виражах они могут ощутимо замедлить движение.
Приплюснутая нижняя труба тоже нужна для улучшения аэродинамики: она позволяет спрятать бутылку с водой так, чтобы она не мешала воздуху обтекать раму. Форма подседельной трубы – это компромисс между регламентом и возможностями. Международный союз велосипедистов (UCI) запрещает делать трубы максимально обтекаемой формы с соотношением длины к ширине 8:1, ограничивая конструкторов параметром 3:1. При таком соотношении длин обходящие тело потоки неизбежно встречаются позади, создавая завихрения и увеличивая аэродинамическое сопротивление. Избежать этого конструкторам F10 удалось, сделав сечение трубы плоским с задней стороны.
Обуздать силу тяжести
Вся рама у F10 несимметричная: одна часть стоит от линии колес чуть дальше, чем другая. Это сделано для того, чтобы сбалансировать неравномерную нагрузку на педали с приводной и неприводной сторон.
Изогнутая форма перьев рамы и заднего треугольника тоже не каприз дизайнера, а дань необходимости. У велосипеда одна задача – ехать вперед. Только аэродинамики для этого недостаточно; нужно, чтобы конструкция позволяла превращать энергию ног велосипедиста в энергию движения вперед с минимальными потерями. Как раз для этого и нужны все замысловатые изгибы F10.
Рабочая лошадка
Шоссейный велосипед узнать легко: тонкие ободья колес, тонкие спицы, много передач, скрученный в бараньи рога руль. У трековых велосипедов колеса тоже тонкие, иногда дисковые, но передача всего одна, а тормозов вовсе нет, на треке они не нужны.
А вот шоссейникам, трассы которых проходят по холмам и серпантинам, нужны мощные тормоза. Только недавно профессионалы отказались от тормозных дисков: из-за маленькой площади соприкосновения с металлическими деталями колеса они слишком сильно грелись и быстро ломались. Вместо них на последних моделях шоссейных велосипедов стоит v-brake: два зажима у каждого колеса, раздельно управляемые с двух рук.
Прогресс vs безопасность
Велосипед изобрели больше двухсот лет назад, и улучшать его, казалось бы, некуда. Михаил Телегин, бывший гонщик, а ныне механик ветеранской команды «Катюша», вспоминает, как еще на алюминиевых советских велосипедах без аэродинамических ухищрений они с Юрием Амельхиным носились по алма-атинским холмам на скорости за 100 км/ч.
Лучшие из современных велосипедов делают из тех же материалов, которые идут на фюзеляжи Boeing, а чиновники от велоспорта вынуждены задавать предельные параметры, чтобы велосипед из спортивного снаряда не превратился в машину смерти. Вот пример: новые материалы позволяют сделать велосипед весом меньше 2,5 кг – такие модели можно встретить на выставках. Но слишком легкий велосипед в гонке по шоссе при непредсказуемой погоде, максимальной нагрузке, на горных дорогах – это верная авария и травма, а то и гибель спортсмена. Поэтому UCI установила минимальный вес велосипеда в боевой комплектации в 6,8 кг.
Другой пример – материал, из которого сделана рама DOGMA F10X: это карбон, но не простой, а с наночастицами металла. Сделано это совсем не ради скорости, а ради здоровья велосипедиста. Карбон – материал невероятно прочный, но и он ломается, причем обычно место повреждения топорщится острыми пластинами с рваными краями. Представьте себе, что гонщик не справляется с управлением, и рама разбивается от удара... Наношарики взрываются там, где рвется карбон, и останавливают разрушение рамы.
Шоссейные велосипеды премиум-класса не для простых смертных. И не только потому, что стоят, как четыре новых автомобиля «Жигули». Под резиной колес – десять атмосфер, в магазине можно выбрать свой размер – не только высоту седла, но и длину рамы с шагом в полсантиметра в зависимости от роста; отдельно выбирают седло и колеса... Для победы важны доли секунды, а они выигрываются за счет высоких технологий, гонка за которыми, в отличие от самих соревнований, не заканчивается никогда.