Догма скорости. Как устроен лучший в мире шоссейный велосипед

Итальянский PINARELLO DOGMA F10, возможно, лучший шоссейный велосипед на сегодняшний день: на нем в этом году были выиграны гонки «Тур де Франс», «Вуэльта Испании», на нем выступают российские профессионалы и любители велоспорта и триатлона. DOGMA – товар штучный: компания в основном производит велосипеды, собранные вручную. Ждать заказа приходится 3–6 месяцев. За год итальянская компания выпускает порядка 30 тыс. велосипедов, поэтому хватает не всем желающим. Чтобы почувствовать разницу между просто хорошим велосипедом и этим, мало сесть в седло. Нужно разогнаться до 35–40 км/ч. Тогда он проявит себя: мягко войдет в повороты, не подведет на самой длинной дистанции, выдержит самый крутой подъем и выиграет драгоценные секунды. О том, чем F10 так хорош, «ПМ» рассказал четырехкратный чемпион России по велогонкам Юрий Амельхин.
Догма скорости. Как устроен лучший в мире шоссейный велосипед

Мы на велотреке в Крылатском; зимой шоссейники либо уезжают в теплые страны, либо тренируются здесь, под крышей. Покатая стенка трека выложена не паркетом: то, что кажется тонкими дощечками, на самом деле ребра целых досок; толщина покрытия трека – почти 10 см. Юрий Амельхин, четырехкратный чемпион России по велогонкам, нарезает круги. Чтобы центробежная сила подняла велосипед туда, куда хочет наш фотограф, нужно разогнаться до 30–40 км/ч. «В счет сегодняшней тренировки», – шутит Амельхин. Едет он на DOGMA F10. На нем же катается Крис Фрум, фигура в велоспорте такая же легендарная, как Майкл Фелпс в плавании или Уле-Эйнар Бьёрндален в биатлоне: четырежды чемпион «Тур де Франс», дважды призер Олимпиады в одном из самых изнурительных видов спорта. Карбоновая рама «догмы» несет Фрума через три тысячи километров гор, через ветер, дождь, крутые повороты, под жарким французским солнцем. У этого велосипеда одна цель – лететь вперед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разрезать воздух

Юрий называет очертания DOGMA F10 сексуальными. Линии рамы плавные, углы сглаженные; все это резко отличает итальянскую модель, например, от немецкого Canyon Aeroad CF SLX (его использует в гонках российская команда «Катюша»), одной из самых прогрессивных моделей прошлого года, на которой еще недавно брались призы международных гонок. Прогресс в конструировании спортивных велосипедов шагает очень быстро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плавные линии рамы у F10 – это проверенное сотнями компьютерных симуляций решение. Вот, например, место, где в вилку устанавливается переднее колесо: скругленные «ушки» здесь нужны для того, чтобы отводить от колеса встречный воздух, уменьшая сопротивление на целых 20%. Особенно это важно в поворотах: кронштейны вилки (дропауты) – самые выступающие части велосипеда, на крутых виражах они могут ощутимо замедлить движение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приплюснутая нижняя труба тоже нужна для улучшения аэродинамики: она позволяет спрятать бутылку с водой так, чтобы она не мешала воздуху обтекать раму. Форма подседельной трубы – это компромисс между регламентом и возможностями. Международный союз велосипедистов (UCI) запрещает делать трубы максимально обтекаемой формы с соотношением длины к ширине 8:1, ограничивая конструкторов параметром 3:1. При таком соотношении длин обходящие тело потоки неизбежно встречаются позади, создавая завихрения и увеличивая аэродинамическое  сопротивление.  Избежать этого конструкторам F10 удалось, сделав сечение трубы плоским с задней стороны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обуздать силу тяжести

Вся рама у F10 несимметричная: одна часть стоит от линии колес чуть дальше, чем другая. Это сделано для того, чтобы сбалансировать неравномерную нагрузку на педали с приводной и неприводной сторон.

Изогнутая форма перьев рамы и заднего треугольника тоже не каприз дизайнера, а дань необходимости. У велосипеда одна задача – ехать вперед. Только аэродинамики для этого недостаточно; нужно, чтобы конструкция позволяла превращать энергию ног велосипедиста в энергию движения вперед с минимальными потерями. Как раз для этого и нужны все замысловатые изгибы F10.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рабочая лошадка

Шоссейный велосипед узнать легко: тонкие ободья колес, тонкие спицы, много передач, скрученный в бараньи рога руль. У трековых велосипедов колеса тоже тонкие, иногда дисковые, но передача всего одна, а тормозов вовсе нет, на треке они не нужны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот шоссейникам, трассы которых проходят по холмам и серпантинам, нужны мощные тормоза. Только недавно профессионалы отказались от тормозных дисков: из-за маленькой площади соприкосновения с металлическими деталями колеса они слишком сильно грелись и быстро ломались. Вместо них на последних моделях шоссейных велосипедов стоит v-brake: два зажима у каждого колеса, раздельно управляемые с двух рук.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прогресс vs безопасность

Велосипед изобрели больше двухсот лет назад, и улучшать его, казалось бы, некуда. Михаил Телегин, бывший гонщик, а ныне механик ветеранской команды «Катюша», вспоминает, как еще на алюминиевых советских велосипедах без аэродинамических ухищрений они с Юрием Амельхиным носились по алма-атинским холмам на скорости за 100 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лучшие из современных велосипедов делают из тех же материалов, которые идут на фюзеляжи Boeing, а чиновники от велоспорта вынуждены задавать предельные параметры, чтобы велосипед из спортивного снаряда не превратился в машину смерти. Вот пример: новые материалы позволяют сделать велосипед весом меньше 2,5 кг – такие модели можно встретить на выставках. Но слишком легкий велосипед в гонке по шоссе при непредсказуемой погоде, максимальной нагрузке, на горных дорогах – это верная авария и травма, а то и гибель спортсмена. Поэтому UCI установила минимальный вес велосипеда в боевой комплектации в 6,8 кг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой пример – материал, из которого сделана рама DOGMA F10X: это карбон, но не простой, а с наночастицами металла. Сделано это совсем не ради скорости, а ради здоровья велосипедиста. Карбон – материал невероятно прочный, но и он ломается, причем обычно место повреждения топорщится острыми пластинами с рваными краями. Представьте себе, что гонщик не справляется с управлением, и рама разбивается от удара... Наношарики взрываются там, где рвется карбон, и останавливают разрушение рамы.

Шоссейные велосипеды премиум-класса не для простых смертных. И не только потому, что стоят, как четыре новых автомобиля «Жигули». Под резиной колес – десять атмосфер, в магазине можно выбрать свой размер – не только высоту седла, но и длину рамы с шагом в полсантиметра в зависимости от роста; отдельно выбирают седло и колеса... Для победы важны доли секунды, а они выигрываются за счет высоких технологий, гонка за которыми, в отличие от самих соревнований, не заканчивается никогда.