Как кататься на вейкборде по... айсбергам: ледяной экстрим
Перито-Морено — один из редких неотступающих ледников аргентинских Анд. Ледяное плато площадью 250 м2 и высотой более 70 м постоянно наращивает массу, спускаясь с вершин и продвигаясь более чем на полкилометра в год. На пути его лежит озеро Лаго-Архентино, ледниковый язык разделяет его надвое: сток остается в нижней северной части, а в южной, отделенной стеной Перито-Морено, накапливается вода. Перепад ее уровня может достигать 30 м — пока огромная масса воды не подточит лед и огромные глыбы не разлетятся в сторону, как от мощного взрыва. Аргентинцы называют это явление la ruptura, раскатывая испанский «р» на языке.
Айсберги в озере Лаго-Архентино образуются, не только когда la ruptura сотрясает землю на многие километры вокруг, но и в более спокойные времена. Куски голубовато-белого льда откалываются, не выдерживая давления ледяных масс с вершин Анд, и падают в озеро, где могут таять годами. Именно здесь четверо мастеров вейкборда — американцы Паркс Бонифай и Адам Эррингтон и аргентинцы Кутун Мартин и Томас Карагозьян — решили покататься на доске по ледяным громадам.
Прежде чем отправляться в Патагонию, им пришлось приобщиться к науке гляциологии. «Я много читал о геометрии и поведении айсбергов. Они очень коварны: скрываются под водой, да к тому же могут треснуть, качнуться или перевернуться в любой момент», — рассказывал Паркс Бонифай. Ребята поняли, что ледяные великаны непредсказуемы — а значит, придется довериться собственным глазам и попытаться совладать с холодной стихией, забыв про страх.
Летом теплая вода лижет гладкие бока айсбергов, создавая причудливые формы — склоны, пещеры и гроты. Они так и манили вейкбордистов. Ребята начинали со скольжения по воде и самых простых разворотов, но быстро освоились и начали отрабатывать сложные трюки.
Катер вместо волны
Однажды австралийские серферы решили, что неплохо было бы в отсутствие больших волн прокатиться на любимой доске, пристроившись к катеру. Так появился вейкбординг — экстремальный гибрид водных лыж, сноуборда, виндсерфинга и водного слалома. Начинающие спортсмены цепляются фалом к неподвижной лебедке с электрическим приводом, а более опытные гоняют на доске за катерами. Скорость буксир дает относительно небольшую — всего 29−38 км/ч, но для человека на доске этого более чем достаточно.
Буксировщики выпускают разные — от шестиметровых лодок, способных развернуться на небольшой реке, до морских катеров. Главная характеристика катера для вейка — плавность хода и форма волны за кормой. Первые энтузиасты нового вида экстрима катались на длинных, больше человеческого роста, досках для серфинга, но постепенно вейкборд обрел свои современные размеры. Длинная доска нужна серферам, чтобы набирать скорость, но в вейке разгон дает катер-буксировщик, поэтому доски стали короткими, зато разрослись вширь для большей устойчивости.
Любой прыжок заканчивается неслабым ударом о воду, поэтому вейкбордисты все время в синяках. Чтобы смягчить столкновение, в дне доски делают небольшое углубление по центру. Для «продвинутых» выпускают насадки-кили, которые упрощают скольжение и придают скорости на поворотах.
Нужно больше препятствий
Первые мастера «моторного серфинга» делали прыжки и сальто, отталкиваясь от прибоя или от кильватерной волны катера, но скоро им захотелось прыгать быстрее, выше и дальше. А может быть, вейкбордисты почувствовали родство с уличными хулиганами-скейтерами, для которых сооружают целые города из спортивных снарядов. Так или иначе, вейкбордисты начали строить трамплины, горки, тоннели и другие препятствия, чтобы лихо отталкиваться от них, выполняя самые сложные фигуры вейк-пилотажа. Строили из чего придется: из железа и пластика, из картона, иногда прыгали и со скейтерских аттракционов, установленных в воде. А одна команда вейкбордистов бензопилами вырезала из замерзшего озера ледяные кубы и собрала из них трамплин, через который экстремалы летали на своих досках. Прыжки с трамплина (вместе с вейк-слаломом и фигурным катанием) вошли в обязательную программу профессионального вейкбординга, которую нужно выполнить, чтобы получить разряд вплоть до мастера спорта международного класса. Поэтому айсберги Патагонии оказались так привлекательны для наших героев: ведь им даже не пришлось ничего строить — все снаряды создала для них сама природа.
Пилотаж
Самым простым трюкам можно научить даже в бассейне с помощью лебедки. Почти каждая фигура начинается с зарезки — маневра, при котором человек переносит вес на один край доски, резко изменяя направление движения. Освоив зарезки, не так уж сложно сделать, например, рейли — фигуру, при выполнении которой доска рисует на воде букву S. Прыжки даются тяжелее. В Патагонии спортсмены отталкивались от плавных склонов айсбергов, чтобы провести доли секунды в свободном полете над холодной гладью озера. Пока вейкбордисты находятся в воздухе, они успевают сделать сальто, развернуться или превратиться в летающий штопор. Особый шик — умение коснуться рукой собственной доски. Технически это несложно, все дело в зрелищности. Для эффектного завершения программы профессионалы ставят доску «на дыбы», проезжая последние метры в фонтане брызг.
Чтобы заниматься вейкбордом, не обязательно жить на берегу океана, поэтому со временем любители вейка отошли от расслабленного серферского стиля, рожденного на гавайских и австралийских пляжах. Вейк стал чуть более дорогим и экстремальным аналогом скейтборда, переняв урбанизм последнего. Вейкбордисты часто катаются на реках больших городов (например, на стрелке Васильевского острова).
Но на ледниковом Лаго-Архентино не до стиля — быть бы живу. На 50-й широте не бывает жарко. Даже в январе, в середине южного лета, температура в районе озера не поднимается выше -10°C. Вейкбордисты надевают плотные гидрокостюмы, но и в них никто не жалуется на перегрев: ледяная крошка и брызги попадают на открытое лицо. Дрожащих спортсменов отпаивали горячим аргентинским кофе.
Русский холод
В России кататься по льду кажется даже более естественным решением, чем в теплой воде. Ледовый и просто зимний вейк постепенно набирает популярность: катаются по замерзшему Амуру под Хабаровском, рубят длинные проруби и прыгают в них с трамплина, рассыпают холодные брызги перед закрытием навигации на Москва-реке и в Финском заливе.