Балет на снегоходе: трюки, прыжки и хитрости
Зажми газ до упора и ни в коем случае не отпускай, — в голосе инструктора появляются угрожающие нотки. — Если отпустишь — опрокинешься и покатишься вниз. Если потеряешь равновесие — опрокинешься и покатишься вниз». Передо мной стена высотой в добрый километр. Снизу она кажется вертикальной, как черная трасса для горных лыж. «Лучше отдай снегоход мне, — с надеждой добавляет Вадим, — а наверх заедешь пассажиром на более мощной технике».
Нет уж, дудки! В заснеженную Горную Шорию я отправился только для того, чтобы испытать две дефицитные эмоции. У подножия склона — чувство, что ты чего-то не умеешь. А на вершине горы — ощущение, что чему-то научился. В суровых таежных условиях водителю снегохода приходится ежесекундно исполнять такие экзерсисы, которые городской байкер отнесет к разряду каскадерских трюков.
Па-де-крен
Любой сноубордист подтвердит: глубокий рыхлый снег на скорости больше похож на воду, чем на земную твердь. В таких условиях снегоход и сотни метров не проедет, не завалившись на бок. Крен может быть вызван минимальным поперечным уклоном дороги, порывом ветра, ерзаньем райдера, — хоть чихом кощея на Северном полюсе. Его нужно компенсировать весом. То есть всем своим весом. Если мотоцикл опирается на два узеньких пятнышка, в которых шины касаются асфальта, то снегоход прочно стоит на широком траке, и чтобы наклонить его, нужно встать обеими ногами на одну подножку.
Ехать стоя, постоянно прыгая через сиденье на скорости 60−80 км/ч, не так страшно, как кажется. К этому быстро привыкаешь. Особенно приятно гулять по просторным подножкам нового Ski-Doo Summit X 850 E-Tec: инженеры по-новому упаковали агрегатную часть снегохода, сделав трансмиссионный тоннель более узким. Кроме того, центр тяжести стал ближе к поперечной оси машины, тем самым оправдывая свое название: прежнему «Саммиту» левые повороты давались чуть легче, чем правые.
Па-де-пятак
Если пора ехать, а впереди обрыв или дерево, нужно стартовать и сразу же поворачивать. Можно положиться на лыжи — тогда придется маневрировать с черепашьей скоростью: на пухляке снегоход практически не слушается руля. А можно наклонить аппарат заранее и с эффектной пробуксовкой развернуться буквально на месте. Как наклонить машину, которая весит вчетверо больше тебя и опирается на выставленную вбок лыжу? Поможет балетное па.
Чтобы опрокинуть снегоход на левый бок, нужно встать на левую подножку правой ногой, придвинувшись как можно ближе к рулю. Левую ногу нужно вытянуть в сторону параллельно земле. Изображая «ласточку», райдер выносит вес ноги как можно дальше от точки опоры снегохода, используя эффект рычага. Находясь в этой непривычной позе, нужно согнуть правую ногу в колене и подпрыгнуть на ней, при этом потянув руль к себе. В ответ на ритуальный танец снегоход станет лениво заваливаться на бок. В этот момент нужно опустить левую ногу на землю и остановить падение в точке равновесия. Теперь можно набраться смелости и дать газу: снегоход опишет эффектный пятак вокруг левого ботинка райдера.
Па-де-вираж
Чтобы выполнить поворот в глубоком снегу на высокой скорости, снегоход нужно опять же наклонить. Для этого тоже необходимо приложить усилие, хотя делать «ласточку», скорее всего, не придется. Надавив на подножку, опытный райдер добавит газу и повернет руль в противоположную сторону (если ехать надо налево, руль крутим направо). Да, контрруление здесь тоже работает, хотя, казалось бы, не должно: на мотоцикле за него отвечает гироскопический эффект переднего колеса, которого у снегохода нет. Зато «пятка» лыжи образует «якорь», который воплощает в жизнь знакомый мотоциклетный принцип: чем сильнее повернут руль, тем больше угол наклона и крутизна поворота.
Встать на дугу — это только полдела, ее нужно постоянно удерживать. Когда снегоход несется в наклоне, а пятая точка райдера взрыхляет пушистый снег, центробежная сила жизненно необходима, чтобы удерживать всю систему в равновесии. Стоит распрямить траекторию слишком плавно, и пилот, лишенный точки опоры, упадет со снегохода. Поэтому и входить в поворот, и выходить из него нужно максимально решительно.
Па-де-крутяк
Как кататься по крутым горкам? На грани (англ. on the edge) — ответит профессионал, имея в виду вовсе не границу человеческих возможностей, а внешний край трака. В горах снегоход должен ездить на одной лыже, подобно сноуборду, который всегда опирается на один кант. Техника та же, что и у «пятака»: если левая подножка находится ближе к склону, на нее ставится правая нога. Свободная нога ставится непосредственно на склон. Снегоход должен стремиться опрокинуться на ближний к склону бок, а «шагающая» нога — постоянно восстанавливать равновесие. Опытные райдеры используют и контрруление, чтобы поддерживать правильный угол.
Самое сложное при езде с горы — сменить направление движения, то есть перейти от траверса (движения поперек склона) к повороту. Снегоход может опереться на две лыжи только в тот краткий миг, когда он движется строго вниз. Энергию этого движения нужно немедленно использовать, чтобы накренить аппарат к склону, переложив на другую «грань».
Па-де-совок
Свежевыпавший снег — на редкость приятная субстанция. Податливый, как вода, легкий, как пух. А опытный райдер чувствует себя в нем как дельфин в море. Тот же снег становится на удивление мокрым, жестким и тяжелым, как только в нем застревает снегоход. А это обязательно случится, не сегодня, так завтра. Главная ошибка начинающего райдера — пытаться раскачать машину и вырваться из плена, добавив газу. Если под днищем машины скопился снег, бешено вращающаяся гусеница мгновенно выроет сама себе глубокую могилу.
Чтобы вызволить снегоход из плена, нужно выкопать весь снег из-под днища и утрамбовать его под трак. Иногда это удобнее всего сделать, если лечь на спину под машиной и толкать снег ногами. При трогании с места пригодится помощь друга: попросите его потянуть за лыжу (для этого к ней приделана специальная ручка).
Если машина перевернулась на горе, стоит расположить ее параллельно склону, прежде чем переворачивать. Если опрокинуть снегоход поперек склона, он покатится вниз. К подножию горы в этом случае может приехать нечто, не подлежащее восстановлению.