Живой репортаж «ПМ»: на квадроциклах по степи
Can-Am Trophy Russia — это ежегодный ралли-рейд (даже «кросс-кантри ралли», учитывая размах), в котором участвуют только квадроциклы. Причём трасса намеренно сформирована таким образом, что квадроциклы по ней пройдут в разы быстрее автомобилей. Кроме того, свои ограничения накладывает серьёзная дистанция — протяжённость некоторых спецучастков достигает 1000 км. Несколько лет назад, в 2011-м, мы уже ездили на болотный этап Can-Am Trophy, но с тех пор утекло много воды, правила поменялись, а нынешняя гонка — совершенно другая. Здесь «квадрики» не вязнут в непроходимых топях и не перебираются через лесные буреломы. Здесь степь да степь кругом, и это не менее круто.
Всего в заезде принимало участие 3 класса «квадриков»: ATV (стандартные квадроциклы), SSV Standard (мотовездеходы базовой комплектации) и SSV Sport (специально модифицированные вездеходы). Мотовездеходы встречаются ниже на иллюстрациях — это такие мощные квадроциклы с крышей и двумя сидячими местами — для пилота и для штурмана. Поэтому призовых мест было аж 15 штук — по тройке на каждый класс + отдельные призы для штурманов SSV. Первый этап прошел в Татарстане, а второй представлял собой 1000-километровый марафон из Элисты в Астрахань. Именно на второй, самый зрелищный этап мы и отправились в этом году, заранее предвкушая нечто для совершенно необычное. И не прогадали.
Трасса
В сентябре степь преображается. От цветущего буйства красок остаются лишь полотна высохшей травы, леопардовыми пятнами покрывающей песчаник и глинозем. В этом году погода выдалась неожиданно холодной и даже влажной: по приезду нас ждал проливной ливень (редкое событие для астраханских степей) и ледяной, промозглый ветер по утрам. Поездка на квадроцикле сильно отличается от привычного обывателю стиля вождения: у машины отсутствуют стекла и двери, отчего даже на малых скоростях воздушный поток с силой обтекает пилота, занося в кабину песок и холод. Но если на АTV, напоминающем мотоцикл, такое воспринимается более или менее естественно, то при езде на SSV, где ты, казалось бы, садишься в кресло, подобное автомобильному, это просто разрыв шаблона.
Заезды по степям — это уникальный набор ощущений. В качестве транспорта организаторы гонок выдали журналистам роскошный набор вездеходов — почти таких же, на каких ехали сами спортсмены. А что делать, там реально больше ничего не пройдёт, мы не шутим. В качестве головной машины выступал алый спортивный Maverick, за которым колонной шествовали агрессивные Commander’ы и надежные, хоть и не такие быстрые Defender’ы. Больше 70 км/ч машины разгонялись лишь на прямых участках трассы, и то не всегда. Связано это в первую очередь не с физическими ограничениями двигателя, а с тем, что каждый ухаб, рытвина или бархан (из которых и состоит степной ландшафт) превращаются в испытание вестибулярного аппарата и жестоко швыряют машину из стороны в сторону. Благодаря V-образной оси квадроциклы могут без труда проходить участки и под наклоном в 40−50 градусов, на котором обычный автомобиль сходу перевернулся бы на бок.
К началу заездов солнце разогревало почву и ехать становилось комфортнее. Это играло на руку пилотам и штурманам, которые проводили в седле изрядное количество времени, выписывая по пыльному степному бездорожью витиеватые петли в попытках сориентироваться на местности. Пользоваться GPS было строго запрещено: у штурманов была «легенда» трассы и одометры, которые отбивали расстояние между позициями и указатели курса (современные такие компасы), без которых в степи трудно понять нужное направление. Поэтому самый удобный маршрут нужно было искать самостоятельно (к слову, в этом отличие Can-Am Trophy Russia от ралли-рейдов, где GPS разрешено). Контрольные створы — точки на маршруте, которые обязан пройти каждый участник гонки строго по ходу движения — это два цветных флага, заметить которые в пыльной степи порой бывает непросто. Как правило, их устанавливают на хорошо заметных издали участках местности (всхолмиях и барханах), но если ты заметил чекпойнт, это не значит, что ты успеешь к нему раньше прочих. Каждый бархан скрывает за собой яму или обрыв — даже пресса, которая в сравнении с общим темпом гонки неторопливо ползла по степи от флага к флагу, то и дело садилась «пузом» на барханы и проваливалась в глубокие колдобины. Благодаря спутниковому мониторингу (который является особой фишкой Can-Am Trophy Russia, вишенкой на торте зрелищности) любой желающий мог в онлайн-режиме наблюдать за ходом гонки.
Состязания
Скорость в ралли по бездорожью играет не главную роль. Разогнавшись на одном участке, можно не вписаться в поворот и не только проиграть соперникам драгоценные секунды (или даже минуты), но и надолго выбыть из строя. В конце концов, гонка многодневная, и если сегодня команда пришла к финишу первой, то это не гарантирует ей победу по итогам всех пяти дней заезда. С другой стороны, на трассе царит атмосфера не только соревнования, но и коллективной поддержки: участники гонки охотно оказывают друг другу помощь, помогая вернуться в строй и показывая дорогу тем, кто заблудился — ведь вокруг, куда ни глянь, на многие километры расстилается голая степь, и в случае критической ситуации оргпомощь может и не успеть вовремя. Can-Am Trophy Russia, как и любой рейд, — сложное испытание для всех, кто принимает в нем участие, от механиков, на чьи плечи ложится ответственность за исправность техники, до пилотов и штурманов, чья выносливость не может не вызывать восхищение. Напомним, что мы как-то писали о том, как чувствует себя на рейдах Сергей Карякин, представитель России в квадро-зачёте «Дакара», и это реально железный человек. Тони Старк нервно стоит в сторонке.
Три дня тяжелых испытаний
Степной этап включал в себя пять спецучастков. Суммарно в гонке приняли участие 44 машин, из них 14 квадроциклов принадлежали к ATV-классу, 19 к SSV Standard и 11 к SSV Sport. Участники съехались со всей России: Москва, Екатеринбург, Ижевск, Ульяновск, Казань, Майкоп... Были гости даже из Казахстана. Участие в подобных гонках — удовольствие не из дешевых: несмотря на кажущуюся простоту, цена на многие квадроциклы составляет порядка 2 млн рублей, и примерно во столько же обойдется кастомизация, техническое обслуживание и транспортировка техники и персонала.
ТО и передышки между заездами команды проводят в базовом лагере, откуда каждое утро выезжают на стартовые позиции отдельного спецучастка. Первыми на новом спецучастке стартуют текущие лидеры заезда, и сложно сказать, преимущество это или нет. С одной стороны, никто не маячит впереди и не разбивает трассу. С другой, по чужим следам не сориентируешься, а порой приходится пробиваться через «неразъезженные» барханы. Так или иначе, каждый день экипаж должен выкладываться на полную, проявляя чудеса мастерства вождения и ориентирования на местности. При этом многочисленные случайные происшествия (от внезапно закончившегося бензина до некстати пробитого острым камнем колеса) могут перечеркнуть весь заезд на корню.
Пыль и песок — бич квадроцикла. Они не только ухудшают видимость, но забиваются в воздухозаборники, щели в приборной панели и открытые участки одежды. Помимо пыли, степь просто-таки полнится огромными кузнечиками с нежно-розовым брюшком, которые на полной скорости прыгают в кабину, влекомые воздушным потоком, и бьются о забрало, как маленькие живые пули, иногда оставляя после себя печальные кляксы и кусочки хитина. Особенно тяжело на песчаной местности приходится пилотам ATV: из-за многочисленных перепадов высот на барханах водитель квадроцикла, который сам себе и пилот, и штурман, вынужден практически стоять во время поездки, потому что попытки присесть могут или обернуться травмой, или своенравный «конь» просто вытряхнет из седла незадачливого ездока во время спуска с песчаной горы.
Во четвертый день заезда участники преодолевали два огромных бархана, «Африка» и «Большой Брат», наметённые посреди степи астраханскими ветрами. Взобраться по практически отвесной горе мелкого, горячего песка на своих двоих было непросто (утверждаю на собственном опыте), — что уж говорить о машинах, которым приходилось выжимать максимум для того, чтобы не завязнуть в песке. Впрочем, большая опасность — опрокинуться и покатиться с бархана вниз, что чревато серьёзными травмами, особенно для пилотов открытых ATV, не успевших вовремя спрыгнуть. Быть придавленным квадроциклом — не шутка. К счастью, обошлось без серьезных происшествий.
До следующей гонки
Церемония награждения прошла в бивуаке вечером 16 сентября, на специально воздвигнутой посреди степи импровизированной сцене. Максим Антимиров стал финалистом среди машин ATV-класса; на стандартной SSV-комплектации отличились пилот Сергей Лошкарев и штурман Александр Старченко, а победителем SSV Sport стали пилот Сергей Карякин (да, тот самый) и штурман Антон Власюк. Надо признать, что, несмотря на общую усталость от пятидневного марафона, звездное небо и огромная полная луна, тихо плывущие по небу под мерный рокот моторов и выстрелы салюта, стали одним из самых сильных впечатлений от Can-Am Trophy 2016.
А подытоживая, можно сказать то же, что мы всегда говорим, когда пишем о чём-то подобном. Во-первых, в подобных ралли может принять участие любой человек. Да, это недёшево — но разве мечта бывает дешёвой? И если поставить себе цель, можно стать если не профи, то как минимум сильным любителем. А там при должном стечении обстоятельств и спонсоров недалеко и до «Дакара». А то как-то нехорошо, что у нас в тамошних квадроциклах всего один представитель. Квадротрофи форевер!