Акробатика в трубе: аэродинамика как спорт будущего
Пионеры полета
Аэродинамические трубы с конца XIX века помогали ученым и инженерам проводить различные исследования в области аэродинамики. Однако по мере развития техники стало понятно, что горизонтальные трубы в некоторых ситуациях не справляются: для испытаний вертолетов, парашютов и исследования поведения самолетов при срыве потока (в штопоре) требовались вертикальные аэродинамические трубы. Первой такой трубой стал испытательный комплекс Vertical Spin Tunnel в Мемориальной лаборатории аэронавтики NACA им. Лэнгли (ныне Исследовательский центр NASA им. Лэнгли) в Хэмптоне, штат Виргиния, построенный в 1940 году. В 1941 году вертикальная аэродинамическая труба Т-105 появилась в подмосковном Жуковском, а в 1945-м — на базе Райт-Паттерсон в Дэйтоне, штат Огайо.
Последняя труба стала знаменитой благодаря тому, что именно в ней состоялся первый полет человека, подхваченного воздушным потоком. В 1964 году проходили испытания парашютных систем для программы «Аполлон», работа шла практически круглосуточно, и однажды в районе двух часов ночи, когда все были расслаблены и беспечны, один из испытателей, Джек Тиффани, неожиданно сказал: «Запустите-ка эту штуковину, я попробую полетать». Как вспоминал позднее сам Тиффани, «штуковину запустили, и я полетел».
Канадское изобретение
Для широкой публики радость полета без крыльев и других приспособлений (не считая самой трубы) стала доступна после 1978 года, когда канадский изобретатель Джин Сен-Жермен запатентовал конструкцию вертикальной аэродинамической трубы и построил в Канаде комплекс Aerodium (легенда гласит, что он сделал это для того, чтобы объяснить собственным детям, что такое свободный полет). Поток в этой трубе создавался пропеллером, который вращался двигателем от самолета DC-3, и проходил по центру трубы, а по краям находилась «мертвая зона».
Позднее появились два важных усовершенствования. Во-первых, компания SkyVenture запатентовала конструкцию трубы, в которой поток проходил по всему сечению «от стены до стены» (wall to wall). От одного керосинового двигателя с пропеллером перешли к нескольким пропеллерам с электроприводом, поток от которых затем сводился и «уплотнялся» за счет уменьшения сечения, образуя почти ламинарное течение. Во-вторых, в 2004 году был запатентован и стал распространяться новый тип труб — с циркуляцией воздуха по замкнутому контуру. Это позволило добиться еще большей ламинарности потока даже в трубах большого диаметра (который у современных моделей может достигать 5 м) и возможности размещать трубы полностью внутри помещений, что особенно важно в условиях холодного климата. С тех пор трубы с рециркуляцией воздуха широко распространились по всему миру.
Их дело — труба
Труба FlyStation (www.flystation.net) построена немецкой компанией Indoor Skydiving Germany (это вторая после SkyVenture крупнейшая компания такого рода). Воздушный поток циркулирует по замкнутому контуру, полетная зона имеет диаметр 4,3 и высоту 17 м. Воздух от четырех пропеллеров, приводимых четырьмя электродвигателями общей мощностью 1,25 МВт, сводится в единый поток и «уплотняется» при прохождении сужения под полетной зоной. «Воздушный поток охлаждает двигатели и сам нагревается до комфортной температуры выше 20 °C даже в самые сильные холода, — говорит технический директор FlyStation Роман Меркулов. — Часть тепла приходится сбрасывать, для этого в конструкции предусмотрены специальные створки, через которые теплый воздух выходит наружу, а холодный внешний попадает внутрь».
Чтобы поток в трубе был как можно более ламинарным (хотя у стенок и в проеме турбулентности не избежать), после установки трубу настраивают, индивидуально регулируя шаг каждого пропеллера. По словам Романа Меркулова, немецкие специалисты оценивали ламинарность потока по собственным ощущениям, просто летая в трубе. Характеристики потока зависят от температуры и влажности: более теплый воздух менее плотный и хуже «держит», приходится увеличивать скорость потока, что повышает турбулентность — все это спортсменам приходится учитывать. Разные трубы имеют разные конструкции, и при выступлении на соревнованиях спортсменам требуется предварительно 30−40 минут полета, чтобы привыкнуть к особенностям «гостевого поля» — установить нужную скорость потока и изучить места турбулентности.
С парашютом и без
Основными клиентами первых вертикальных труб были парашютисты, отрабатывавшие навыки полета в свободном падении. «Это довольно близко к парашютному спорту, — говорит инструктор FlyStation Ольга Бакулина, мастер спорта по парашютному фристайлу (и еще нескольким дисциплинам). — Тот же фристайл и фрифлай, да и групповая акробатика, если размер трубы позволяет. Но в реальных прыжках теплая одежда и парашют сковывают свободу движений.
Время в трубе практически не ограничено, к тому же здесь есть ориентиры и, в отличие от реальных прыжков, можно увидеть даже малые горизонтальные перемещения. Это позволяет отрабатывать очень высокую координацию движений — буквально с точностью до сантиметра. Поэтому сейчас тренировки в трубе являются практически обязательной частью подготовки любого высококлассного спортсмена-парашютиста. Но не только: полеты в трубе превратились в самостоятельную спортивную дисциплину — bodyflight. Причем дисциплина эта очень красивая, своеобразный синтез фигурного катания, художественной гимнастики, йоги и танцев — и все это в воздухе».
На своей шкуре
Внешняя дверь шлюза медленно закрывается за моей спиной. Когда она доходит до конца, внутренняя дверь так же медленно открывается. В этот момент я понимаю, зачем нужны выданные мне беруши: на меня обрушивается плотный гул. Я падаю в открытый проем во внутреннем стеклянном «стакане», но не успеваю коснуться сетчатого пола — дующий снизу ветер подхватывает меня. Бьющий в лицо воздух ощущается не как сильный ветер, а как твердый стол, и я с некоторым трудом балансирую на нем, прогнувшись и вытянув руки и ноги, как меня учили во время инструктажа. Леонид Волков придерживает меня за захваты, специально сделанные для таких случаев на спине фирменного комбинезона, но, убедившись, что я контролирую ситуацию, отпускает в свободный полет.
Поболтавшись немного в потоке и стукнувшись пару раз о стеклянные стенки трубы, я неуклюже выскальзываю в проем и покидаю полетную зону. Наш фотограф показывает мне большой палец — мол, круто летал! — и я наполняюсь гордостью. Но она очень быстро улетучивается, когда мой инструктор, показав жестом оператору трубы, чтобы тот увеличил скорость потока, начинает свое выступление. У меня создается полное впечатление, что он просто управляет гравитацией, поворачивая ее в нужном направлении. Когда я говорю ему об этом после выступления, Леонид отвечает: «Я с детства хотел быть летчиком, но не сложилось. А я все равно летаю. Пусть и без крыльев!». Я задаю вопрос об использовании навыков полета в трубе в обычной жизни, и он смеется: «Конечно! Не считая общефизической подготовки и развития, теперь я умею бегать против ветра!».