Летящие по волнам: познакомьтесь с потрясающими яхтами Flying Phantom
«Что? Что он сказал? — заинтересованно разнеслось по толпе. — Говорит, по итогам не самый динамичный этап». «Ну что же, дедушка старенький, ему можно», — добавил кто-то не без обиды. Таким уж стареньким дедушка не выглядел — спортивный мужчина лет пятидесяти, с коротко стрижеными седыми волосами... Но «ему» и вправду можно: Роман Хагара — двукратный олимпийский чемпион по гонкам на катамаранах типа «Торнадо», настоящая легенда мирового парусного спорта и организатор серии Red Bull Foiling Generation, российский этап которой прошел в петербуржском яхт-клубе в конце сентября 2015 года.
Flying Phantom |
Длина: 5,52 м; ширина: 3,0 м; масса: 155 кг; мачта: 9,6 м суживающаяся |
Подводные части: Т-образные рули, L-образные шверты (выдвижные кили) |
Паруса: грот (18 м^2), стаксель (5,5 м^2), генакер (25,0 м^2) |
Композитные материалы: укрепленный углеродными волокнами препрег, отвержденный в автоклаве (мачта, рули, шверты, поплавки); внутренний сэндвич из полиамидного волокна номекс (поплавки); мембранное полотно VXM Black Technora (грот, стаксель); R Polyester (генакер). |
На 2016 год, когда журналисты «TechInsider» решили поближе познакомиться с морскими гонками, скоростные катамараны на подводных крыльях Flying Phantom были свежим хитом мирового парусного спорта и совершенной новинкой в России. Чтобы освоиться с хождением на них, яхтсменам пришлось собраться за пару дней до состязания для тренировок и мастер-классов Романа Хагары и Ханса-Петера Штайнахера. Прежде никто из них с «Летающими фантомами» не сталкивался — а между тем эти катамараны особенно требовательны и к физической подготовке спортсменов, и к техничности управления маневренной яхтой. То, как быстро они освоили эти сложные яхты, достойно уважения.
«Девочек сначала вообще не хотели брать, — прокомментировали особые требования к участникам организаторы соревнований, — думали, они не справятся». Но «девочки» справились: экипаж Екатерины Столбневой и Екатерины Ананиной едва не пробился в финал, выбыв лишь на последнем этапе. Гонки в серии Red Bull Foiling Generation проходят между четырьмя одинаковыми катамаранами Flying Phantom, и в каждый следующий круг проходят лишь два, преодолевшие всю извилистую дистанцию и прибывшие на финиш первыми.
Призрак «Торнадо»
«Все как с ума сошли с этими подводными крыльями, — заметил любитель парусного спорта Александр Сколков, наблюдавший за гонками, — их теперь даже в серфинге используют». В самом деле, хотя парусники давно вышли из употребления на флоте, в спорте они продолжают быстрое технологическое развитие, и спортивные яхты сменяют друг друга, постоянно совершенствуясь. Даже категории парусных соревнований на олимпиадах меняются, пожалуй, чаще, чем в любом другом виде спорта. Любимые Романом Хагарой катамараны «Торнадо» на олимпиадах уже не состязаются, зато в последние годы появилось несколько новых типов яхт — например, спроектированные только в 1994 году «фоти-найнеры» 49er.
Созданные английским судостроителем Родни Маршем в 1967 году яхты «Торнадо» оставались олимпийским классом более 30 лет. Это легкие (155 кг) шестиметровые катамараны с единственной мачтой и двумя парусами — треугольным стакселем и прямым гротом, к которым лишь после модификации модели в 2000 году добавился третий, вытягивающийся над бушпритом легкий спинакер, который применяют лишь при более-менее прямом ветре, дополнительно разгоняя судно. Экипаж из двух человек использует и собственный вес, чтобы менять баланс катамарана. Удерживая его на одном поплавке, спортсмены могут набрать впечатляющую скорость — «Торнадо» до сих пор остаются одними из самых быстрых катамаранных яхт.
Однако, уйдя с Олимпийских игр, «Торнадо» остались в моде. И случилось это во многом благодаря переосмыслению их конструкции, которое в 2013 году представил Мартин Фишер. Если взглянуть на ход «Торнадо» на одном поплавке, дополнение катамарана подводными крыльями выглядит естественным, как эволюция. Набрав скорость, легкий Flying Phantom взмывает над водой уже целиком и парит над ней, касаясь опоры лишь парой изогнутых L-образных подводных крыльев и парой Т-образных рулей.
Судя по прошедшим в Петербурге гонкам, вовремя совершенный «выход на крыло» — залог серьезного преимущества в скорости. Хотя дается он яхтсменам непросто, требуя быстрых и точных действий, техничности, да и просто выносливости. Но результат того стоит: «Катамараны на подводных крыльях — это будущее нашего спорта, — без лишней скромности заявляют разработчики Flying Phantom, — они предлагают характеристики, которые прежде невозможно было и представить».
Скорость уходит «в серию»
«В эти дни мы точно увидели, в каком направлении будет развиваться парусный спорт в ближайшие лет пять-десять», — объявил командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров, выступая на награждении победителей. Экипаж Семена Сухно из Тольятти и Кирилла Ельчанинова из Самары лидировал на протяжении всей финальной гонки, хотя имена серебряных призеров оставались интригой до самого финала. Петербуржцы Даниил Банаян и Дмитрий Третьяков сдали позицию, уже практически огибая последний буй, когда один из них соскользнул с трапеции, которой спортсмены удерживаются за яхту, — и в результате вторыми пришли их земляки Максим Москвичев и Андрей Рассказов.
В самом деле, удержать рвущийся вперед Flying Phantom — и просто удержаться на нем для неопытного человека кажется делом почти невозможным. Уже при скорости в семь узлов он поднимается на подводных крыльях, и при попутном ветре, развернув спинакер, разгоняется до 35 узлов (почти 65 км/ч). «Чувство такое, как будто ты опустил стояночный тормоз: яхта начинает мгновенно набирать скорость, а потом просто бесшумно скользит над водой», — отметил двукратный олимпийский чемпион Ханс-Петер Штайнахер, еще один из авторов проекта Red Bull Foiling Generation.
Сами по себе подводные крылья не новость для парусного спорта. Такие суда состязаются, например, в столь престижной регате, как Кубок Америки — а в 2012 году уникальный гоночный катамаран Vestas Sailrocket 2 установил рекорд скорости движения под парусом, разогнавшись на своих подводных крыльях до невероятных 65 узлов (более 120 км/ч). Впрочем, и серийно выпускаемые «Летающие призраки» могут еще ускориться — разработчики считают, что следующие модели серии смогут приблизиться к уровню 45−50 узлов.
Подводные крылья к этому весьма располагают: они не только снижают сопротивление воды, но и само движение делают более ровным и скользящим. По отзывам некоторых опытных яхтсменов, привыкших биться о волны, ход на подводных крыльях — это как полет на ковре-самолете. Но за полетом надо тщательно следить, иначе на всех парах вошедший в воду катамаран резко затормозится, что может свести на нет набранное преимущество во времени. На гонках российского этапа Red Bull Foiling Generation такое случалось не раз и не два.
Крылья для смертных
«Скоро нам еще предстоят соревнования французского этапа, — рассказал Роман Хагара журналистам в 2016 году. Семь экипажей-победителей национальных этапов, включая Семена Сухно и Кирилла Ельчанинова из России, встретились в главной гонке за мировой кубок Red Bull Foiling Generation. У самарцев было достаточно времени на более тесное знакомство с "хождением на крыльях".
Стоит сказать, что подводные крылья Flying Phantom — еще и подъемные. На ходу двигать их нет смысла, эта возможность, скорее, призвана облегчать спуск и подъем на воду. Для управления катамараном используются стаксель, задние Т-образные рули и, конечно, вес обоих членов экипажа, которые, уперевшись в поплавок ногами и повиснув на трапеции, поднимают наветренный борт над водой и помогают «призраку» показывать замечательную маневренность. «Эта яхта довольно сложна и в техническом, и в физическом плане, — сказал Роман Хагара, отвечая на вопросы. — Это совершенно другой стиль хождения под парусом».
Но осваивать новые навыки стоит: редко кому даже из опытных яхтсменов доводилось набирать и 30 узлов. Мало какие парусники без подводных крыльев способны на такую скорость, а те, что их имеют, до сих пор оставались уделом избранных профессионалов. «Мы хотим демократизации подводных крыльев», — заявил один из создателей яхты и глава Phantom International Александр Удин. Вместе с Мартином Фишером Удину это удалось: после того как конструкторы выбрали оптимальное расположение, форму и угол рулей и швертов (в серию пошло восьмое поколение), яхта получилась устойчивой и не слишком «радикальной» даже для начинающих спортсменов.
«Подводные крылья для простых смертных? Как ни удивительно, но, похоже — да, — заметил известный яхтсмен Райан Бреймайер, познакомившись с катамаранами Flying Phantom на выставке в 2014 году. — Но будут ли они достаточно просты в управлении, чтобы получить массовое признание?» Этот вопрос остается открытым и год спустя — но массовое восхищение летающий катамаран уже точно заслужил.