Авантюра века: невероятная история Дидье Дельсаля, который смог посадить вертолет на вершину Эвереста
Относительно каждой серьезной вершины существует такое понятие как «коэффициент смертности» (fatality-to-summit ratio) — количество погибших на горе, деленное на общее количество попыток покорения (включая неудачные). Самый большой он у Аннапурны (32%) и Чогори (порядка 30%), у Эвереста он менее 10%. Например, Аннапурну пытались покорить всего 191 раз, а унесла гора 61 жизнь (к слову, еще пять лет назад отношение составляло 60 к 157, то есть было значительно выше).
Достижение Дидье Дельсаля официально считается «покорением», хотя и довольно странным. Но в принципе, он, как и альпинисты, проявил сверхчеловеческие навыки, умудрившись дважды подряд подняться на вершину Эвереста на вертолете, коснуться полозьями снега, зафиксировав приземление, и вернуться живым.
Дидье, трудно было контролировать вертолет в разреженном воздухе при ветре 33,6 м/с? Очень. Но сложнейшей частью было само приземление. Я не знал, касаюсь я снега, лежащего на скале, или снега, под которым — пустота. Если бы под снегом ничего не оказалось, было бы очень трудно мгновенно нарастить обороты и поднять вертолет. Вы нервничали? Когда я готовился к полету, у меня было несколько бессонных ночей. Но во время самого полета я был предельно сосредоточен. Я попросил гору принять меня. Это было как завести нового друга.
Вообще-то это была блестящая реклама. Лучшей компания Eurocopter для своей серийной модели AS350 Ecureuil даже придумать не могла. Сам вертолет (в смысле, этой модели, а не тот самый) был разработан в начале 70-х и совершил первый полет 27 июня 1974, впоследствии пережил ряд модернизаций и усовершенствований.
Дельсаль использовал модификацию AS350 B3 — высокопроизводительную, оснащенную двигателем Arriel 2B и электронной системой управления. Именно эту модификацию рекламировала компания Eurocopter. Из вертолета были удалены пассажирские кресла — это позволило облегчить машину на 120 килограмм и за счет этого добавить дополнительное топливо.
Дидье, станет ли ваш полет добрым начинанием в деле спасательных операций с подобных высот? Мысль о спасении альпинистов была одной из основных моих мотиваций при участии в проекте. Но, если честно, силы природы оказались столь мощны, что гарантировать безопасный полет на таких высотах просто невозможно. Для спасения придется строить более серьезные вертолеты. Тем не менее, вы приняли участие в спасательной операции в Непале. Да, я спас двух японских альпинистов с высоты 4877 метров. Это было бы невозможно для маленьких непальских вертолётов, для меня же — без проблем.
С 8000 метров начинается «зона смерти». Оттуда не спасают никого и никогда. Потому что попытка спасти в 100% случае означает смерть обоих — и спасаемого, и спасающего. История альпинизма знала всего две успешных попытки спасения с подобных высот. Первая удачная попытка была в 2006 году, когда группа альпинистов сумела вынести с высоты 8600 метров умирающего от гипотермии Линкольна Холла. Нашла его четверка идущих вверх альпинистов. Спасти они его не могли (вчетвером на такой высоте человеческое тело невозможно даже поднять, потому что мышцы работают примерно на 15% процентов своих возможностей), но они спустились в лагерь, поднялись обратно полной командой — 13 человек! — и все-таки вынесли Холла.
Второй случай еще более уникален. Израильский альпинист Надав Бен-Иегуда в одиночку (!) смог спустить из «зоны смерти» турка Айдина Ермака (с высоты 8600 до ближайшего лагеря на 7900), отказавшись от собственного восхождения. Спуск занял 9 часов, и врачи до сих пор не понимают, как Надаву это удалось. Это было удивительное и уникальное стечение обстоятельств.
Именно поэтому никогда нельзя ругать альпинистов за то, что на Эвересте оставляют трупы, а порой и живых — глядя, как те умирают. Вынести тело с подобной высоты невозможно просто технически, как, например, невозможно путешествовать во времени.
Крайне редко мертвецов все-таки находят силы похоронить там же. Ниже на снимке могила Дэвида Шарпа, который умер на глазах у заставшей его еще живым группы Марка Инглиса. Смерть Шарпа стала сенсацией, потому что Инглис возглавлял делегацию канала Discovery. Они снимали все восхождение, и, когда снимали сидящего Шарпа с синим лицом, думали, что он мертв. А потом он открыл глаза. Посмотреть можно в фильмах Dying For Everest или Everest: Beyond the Limit.
Но мы не об этом. Мы о том, что вертолет Дельсаля стал лучом надежды.
29 апреля 2010 года полет Дельсаля дал свои плоды. Аналогичный AS350 B3 Ecureuil спас трех уже не способных спуститься из-за горной болезни испанских альпинистов с высоты 6900 метров на склоне Аннапурны I (8091 метр) — тремя полетами, по одному за раз. За штурвалом был капитан Даниэль Ауфденблаттен, туристов к вертолету цеплял альпийский гид Ричард Леннер. Испанцев спускали в базовый лагерь на высоте 4000 метров. Вот кадр из этого спасения:
До этого случая самым высотным спасением считался рекорд непальского подполковника Мадана Хатри Чхетри, который в 1996 году спас альпинистов Бека Уэзерса и Макулу Гау с высоты 6096 метров (лагерь I).
Дидье, может ли когда-либо появиться на вершине, например кафе «Эверест»? Нет, о вертолетном туризме на вершину не может быть и речи. Для туризма нужны стандарты безопасности, сравнимые с пассажирским полетами на авиалайнере. Лично я очень надеюсь, что власти Тибета и Непала введут какой-либо специальный закон, категорически запрещающий туристические полеты на Эверест — на всякий случай.
Дельсаль взлетел из базового лагеря Лукла (2866 метров) 14 мая 2005 года и в 7 часов 8 минут утра приземлился на высоте 8848 метров. Интересно, что если бы Дельсаля не защищала герметичная кабина вертолета, он бы, скорее всего, потерял сознание от безумного перепада давлений и вообще обострения горной болезни. Альпинисты-профессионалы поднимаются в день не более чем на 600 метров, потому что более скоростной подъём для человека может стать фатальным.
Официальный рекорд скоростного подъема принадлежит шерпу Пембе Дорджи, который 21 мая 2004 года поднялся на Эверест за 8 часов и 10 минут. Но нельзя забывать, что Дорджи поднимался не с самого низу, а из базового лагеря, расположенного на высоте 5300 метров. Кстати, в 2005 году они с девушкой на Эвересте поженились — первая свадьба на такой высоте.
Для того, чтобы рекорд самого высотного приземления был поставлен, Дельсаль должен был пробыть на вершине 120 секунд, касаясь полозьями земли. Он это сделал. Чтобы доказать, что его удача — не случайность, на следующий же день, 15 мая 2005 года Дельсаль снова вылетел из Луклы и зафиксировал приземление на Эвересте во второй раз подряд.
Дидье, вы приземлялись на вершине дважды. Почему не хватило одного приземления? Я сделал это дважды, чтобы убедиться в том, что это закономерность, а не случайность. Чтобы получить «зачет», нужно касаться земли не менее 120 секунд. В первый день я приземлился на 230 секунд, во второй — на 240.
До Дельсаля самым высотным приземлением было приземление индийского вертолёта Aérospatiale SA 315B Lama на высоте 7670 метров. Правда, Дельсаль побил этот рекорд не данным конкретным полетом, а чуть раньше, приземлившись на высоте 7925 метров на южном склоне Эвереста во время одного из подготовительных полётов. Абсолютный рекорд высотного полета вертолета Дельсаль, правда, не побил. Он по-прежнему принадлежит Жану Буле на вертолёте Aérospatiale SA 315B Lama и составляет 12442 метра (установлен в 1972 году). Интересно, что при спуске двигатель у Буле воспламенился, но пилот сумел добраться до земли.
Интересно, что сперва непальцы дали разрешение на полет, но после установления рекорда обвинили его в несанкционированном полёте. Многие (не очень умные) альпинисты упрекали Дельсаля в «не слишком-то трудном пути» на вершину, но Дэвид Хан, на тот момент шестикратный (а ныне уже 14-кратный) покоритель Эвереста, одобрил полёт: «Полет Дельсаля подтверждает теоретическую возможность спасения на подобных высотах».
Дидье, почему непальские власти обвинили вас в нарушении их воздушного пространства? Это было серьезное недопонимание сторон. Непал дал нам разрешение на полет без каких-либо ограничений. Они даже написали на разрешении: «Желаем удачи!» Когда же я вернулся, мне показалось, что у них сменилось все руководство, чувства были совсем другими. И я не знаю, почему, если честно.
Тем не менее, на официальном сайте Eurocopter написано: «EUROCOPTER is thankful to the Nepalese government and all its departments for their help and friendly support throughout this mission».
Дельсаль сначала был военным вертолетчиком, затем — вертолетчиком-испытателем (и, кажется, работает в этой должности по сей день). В историю он свое имя вписал. Даже если другие приземлятся на вершину Эвереста, он останется первым. И еще. Если бы вертолет заглох, он бы погиб. Или мгновенно, или медленно. А никто, ни один человек, ни один конструктор, не мог сказать: «нет, Дидье, твой вертолет не заглохнет». Скорее наоборот. Но он не заглох.