Сражение на воздушных змеях: как это сделано
Воздушный змей в вышине... А только вчера маячил На том же месте другой.
В одном из самых известных хокку великого японского поэта XVIII века Бусона воздушный змей играет роль традиционного «сезонного слова», указывая на время действия. Новый год — праздник, для которого воздушные змеи в Японии так же важны, как для нас наряженная елка. Считается, что в Страну восходящего солнца воздушных змеев, как и многое другое, принесли миссионеры из Китая и Кореи. Первое письменное описание кайтов встречается в словаре, который датируется Х веком, — змей в нем называется «ками тоби», «бумажный сокол». Возможно, первые воздушные змеи действительно имели форму птиц, однако было это еще за тысячу лет до жизни поэта Бусона. С тех пор они сильно изменились, навсегда войдя в религиозный и культовый церемониал Японии.
Змеи разной формы, величины и облика могут символизировать достаток и плодородие, помогают гадать, предсказывая будущее, призывать удачу и отгонять злых духов — недаром у некоторых из них такой пугающий вид... Со временем для них нашлись и более практичные области применения. В одной из сказок легендарный вор Какиноки Кинсюке, поднявшись на воздушном змее, умудряется добраться до крыши замка Нагоя и, незамеченный охраной, снимает часть золотой фигуры дельфина. Использовали кайты и японские строители, поднимавшие грузы на высоту с помощью больших змеев.
У тех же высокоразвитых соседей с континента местные военные могли перенять и опыт боевого применения воздушных змеев. Кайты использовались для передачи сигналов между кораблями корейским адмиралом Ли Сунсинем, который не раз одерживал победу над японским флотом. Тяжелые воздушные змеи, отличающиеся большой грузоподъемностью и устойчивостью, поднимали в небо разведчиков, с высоты наблюдавших за маневрами неприятеля или изучавших схему вражеских укреплений.
В годы династии Эдо, время изоляции Японии от всего мира, в стране развились многочисленные школы изготовления и использования воздушных змеев и появилась собственная культура боев на них. Сегодня специалисты насчитывают более 130 традиционных разновидностей японских кайтов, некоторые из них предназначены для азартных схваток в небе — и на земле.
Чтобы убить полководца, сперва убей его коня
Самая известная среди традиционных конструкций боевых воздушных змеев — роккаку, что переводится как «шесть углов». Эти кайты в самом деле шестиугольные, чуть вытянутой формы, с соотношением сторон 5:4:3. Такая конструкция отличается простотой запуска и великолепной устойчивостью в небе, поэтому змеи роккаку популярны и у любителей аэрофотосъемки. Но главное их предназначение — воздушные бои.
Пожалуй, самые необычные состязания роккаку проходят на ежегодном фестивале в префектуре Ибараки, где большие, по три метра и более в поперечнике, змеи запускают целые команды соперников, расположившихся по разным берегам реки. Сцепившись змеями, они пытаются перетянуть их на свою сторону — примерно так, как это делают участники знакомой всем нам забавы по перетягиванию каната. Победителю достается не только слава, но и змей противника.
Однако куда большее распространение получил другой вид боев на роккаку. В них состязаются змеи поменьше, традиционно — 1,5 м в поперечнике, по пять в каждой схватке, а победителем объявляется тот участник, чей кайт останется в воздухе последним. Такие соревнования состоялись недавно в московском парке Царицыно на фестивале «Пестрое небо», который устроил крупнейший в России клуб любителей воздушных змеев Prokite. «Тут существуют всего четыре приема, — рассказал нам один из организаторов боев Артем Романов. — Во-первых, можно ударить змея противника, сбив его на землю. Во-вторых, можно запутаться с ним стропами и утянуть вниз. Можно перерезать его стропу своей. Наконец — и эта тактика требует особого мастерства — можно вывести своего змея в такую позицию, чтобы он перекрыл противнику ветер».
Перед подъемом в воздух роккаку настраивают, варьируя длину уздечек, которыми узлы его упругого каркаса крепятся к длинной стропе. Это позволяет устанавливать подходящий угол атаки для максимальной устойчивости и контролируемости полета. Часто подгоняют и степень растяжения паруса на раме. Слово «настраивать» тут неслучайно: для участника боев его змей не менее важен, чем инструмент для музыканта.
Хорош ли лук, зависит от натягивающей его руки
Каждый пилот тщательно осваивает свою модель, приноравливается к ее характеру, отзывчивости в управлении, устойчивости в полете. И если замены под рукой нет, то поломка или потеря змея почти гарантированно означает проигрыш в соревнованиях, поэтому надежность для боевого кайта не менее важна, чем для любого другого оружия.
Традиционные роккаку изготавливаются на основе упругого бамбукового каркаса, обтянутого легким бумажным парусом, — на нем нередко изображают портреты знаменитых самураев. За пределами Японии, трепетно берегущей свои древние традиции, боевые кайты делают из куда более современных и прочных материалов: каркас — из углепластика и стекловолокна, парус — из полиамидной (нейлон) или полиэфирной (майлар) ткани. Традиционные стропы для роккаку изготавливали из конопляного или хлопкового волокна, а если предполагались состязания с перерезанием лееров, их дополнительно покрывали клеем (например, воском) и посыпали абразивом — песком, мелко толченым стеклом и т. д. Сегодня в этой роли чаще выступают рыболовные лески или специально выпускаемые тросы.
Экономя дорогостоящий материал, российские пилоты практически не используют покрытые абразивом стропы, которые способны перерезать леер змея противника. К тому же это жесткий прием, позволяющий быстро завершить схватку и лишающий зрителей большой части азартного зрелища. Ну а самым интересным и сложным с точки зрения пилотажа считается «перехват ветра». «Надо осторожно сблизиться, не столкнуться и не перекреститься, не зацепиться стропами, — поясняет Артем Романов, — и остаться в небе, лишив противника воздуха».
Завтра подует завтрашний ветер
Мировых чемпионатов по боям роккаку не проводится, однако такие соревнования организуют практически на всех фестивалях для фанатов пилотирования воздушных змеев. И несмотря на в целом мирный характер схваток на роккаку, бой выглядит довольно внушительно. После одновременного подъема змеев в небо пилоты начинают активно работать ногами, стараясь сблизиться с противником и провести один из подходящих приемов. «Толкаться, пихаться и мешать друг другу на земле запрещается, — продолжает Артем Романов, — но это правило не всегда работает».
Опасностей в таком бою не слишком много, но определенные риски имеются. При мощном ветре натяжение стропы может быть сильным, она может запутываться за руки, ноги и даже вокруг шеи, может серьезно повредить ладонь. Для профессионалов предлагаются специальные перчатки с дополнительной защитой, но настоящие асы редко прибегают к ним: по словам пилотов, «чувствовать ветер» и натяжение стропы важнее. Поэтому порезанные руки — обычное дело в жизни пилота воздушного змея. Но главная головная боль пилотов кайтов — это не опасность травмы, а ветер. Если его недостаточно, приходится работать ногами, безостановочно бегая по полю и стараясь поддержать полет. «С ветром у нас особенные отношения, — говорит Артем, — как и с погодой вообще. Кажется, ни разу не было так, чтобы на наших фестивалях не было дождя, это какая-то карма. Не знаю, чем мы так "прогневили небо", ведь мы его украшаем».