Трек-дни: как погонять по настоящей трассе
Бывают дни, когда Новорижское шоссе превращается в настоящую выставку разношерстной автоэкзотики. Вот прямо рядом со мной крадется новенький Lamborghini Huracan, всем телом вздрагивая на каждой оспине вечно ремонтируемого асфальта. Вместе с ним обгоняем пикап с прицепом, на котором, будто на троне, величественно восседает американский олдтаймер 60-х годов. Мерно урчат прямоточными глушителями с виду рядовые BMW и Subaru на необычно низкопрофильных шинах.
Такие дни называются «трек-днями», и вся эта цветастая братия направляется на автодром Moscow Raceway. Любой желающий, имеющий автомобиль и водительские права, сегодня может выехать на трассу, принимающую ведущие мировые серии WTCC, DTM, Superbike. Выехать, чтобы проверить свои водительские навыки и испытать предельные возможности своего автомобиля на территории, где не действуют ограничения скорости.
Мы в ответе
На трассу я приехал в приподнятом настроении: по пути мой BMW 640d Gran Coupe с его безумными 630 Нм крутящего момента радовал спортивной (по городским меркам) динамикой, обещая массу удовольствия на треке.как погонять по настоящей трассе
Процедура регистрации для участия в заездах только добавила позитива: оказалось, что выехать на трассу Moscow Raceway едва ли не проще, чем на соседский картодром. Приветливая сотрудница встречает вас и предлагает подписать договор. Сразу после этого маршал надевает вам на руку браслет, который означает, что все формальности пройдены. Здесь же можно приобрести билеты на заезды.
Пятнадцатиминутные сессии стартуют по расписанию, о чем дополнительно сообщают по громкой связи. В течение сессии вы можете в любой момент выехать на пит-лейн и продемонстрировать маршалу браслет, билетик и пристегнутый ремень (если в машине есть пассажир, придется также арендовать шлемы на случай, если ваши головы встретятся в самом драматичном повороте). И все — автодром высшей категории FIA — Grade 1 в вашем полном распоряжении!
Справедливости ради стоит отметить, что подписание договора хоть и не отнимает много времени, тем не менее имеет весьма глубокое значение. Принимая перечисленные в нем условия, вы соглашаетесь с правилами, которые разительно отличаются от тех, к которым мы привыкли в повседневной жизни.
Дело в том, что на трассе не действуют ПДД, и практически все возможные риски участники заезда принимают на себя. В случае столкновения сюда не приедет полиция, суд не назначит виновных, а страховая компания не покроет убытки. Кроме того, пилот обязуется уплатить штраф за нарушение правил безопасности на треке (к примеру, превышение скорости на пит-лейне), а также компенсировать ущерб, нанесенный конструкциям трассы. Таковы юридические реалии автоспорта. Так что перед выездом на трек настоятельно рекомендуется как минимум прослушать видеоинструктаж, который непрерывно демонстрируется в брифинг-зале.
Груз ответственности незаметно придавил мой утренний энтузиазм. А затем я окончательно сник, увидев, как тот самый Lamborghini с бешеной скоростью и диким ревом носится по треку, а за ним в погоню кидается тюнингованный Porsche 911 GT3. И как прикажете мне, в глаза не видевшему трассу, на пятиметровом авто с четырьмя дверьми бросаться в эту мясорубку? К счастью, мои сомнения с легкостью развеял Михаил Ухов.
Спокойствие, только спокойствие!
«Пилот 600-сильного спорткара боится вас больше, чем вы его», — улыбается в усы многократный чемпион России по шоссейно-кольцевым мотогонкам. По словам Ухова, у подавляющего большинства людей, выехавших на трассу, инстинкт самосохранения превалирует над желанием улучшить собственный или чужой результат.
Но самое важное — это то, что всю систему безопасности трек-дней создавали и совершенствовали, ориентируясь именно на любителей. Трек оснащен системой видеонаблюдения: 32 камеры охватывают всю площадь трассы. Вся информация стекается в специальную комнату, которая называется рейс-контроль. Опытный оператор непрерывно следит за ходом заездов, и ни одно событие на трассе не может ускользнуть от его внимания. Случись что, специальные службы мгновенно получат сигнал, и на соответствующем участке трассы появится эвакуатор или пожарно-спасательный пикап.
«Трек-дни — далеко не самые напряженные моменты в нашей работе. Возможно, в первые годы, когда мы набирались опыта, общение с любителями вызывало у нас некоторый стресс, но сейчас все отработано до автоматизма», — говорит Михаил, невозмутимый, как далай-лама. Такое же уверенное спокойствие читается на лицах всех без исключения маршалов, сотрудников специальных служб, оператора рейс-контроля. Сама атмосфера на автодроме вселяет в пилотов чувство защищенности.
«Наш трек заслуженно называют супербезопасным, однако важно понимать, что именно вкладывается в понятие "безопасность", — объясняет Ухов, — гравийные ловушки, связки шин, закрытые конвейерной лентой, наконец, металлические гардрейлы, также поглощающие энергию удара, — все это призвано любой ценой спасти жизнь и здоровье водителя и пассажира, но не автомобиль. Не стоит путать гоночный трек с аттракционом, на котором, как бы тебя ни крутили, все закончится благополучным выходом из кабинки». Так или иначе, большая часть ответственности как минимум за свою и чужую технику ложится на плечи пилота. И оправдать ее, по мнению Михаила Ухова, очень просто: для этого достаточно элементарного внимания.
Тормоза придумали храбрые
Любой человек, имеющий права, может выехать на трек на любом технически исправном автомобиле, способном развивать скорость более 60 км/ч. Самое пристальное внимание следует уделить тормозам. Среди любителей, регулярно приезжающих на трек-дни, модернизация тормозов даже на самых повседневных машинах — обычное дело. Ибо нагрузки, которые испытывают тормоза на треке, несопоставимы с обычными дорожными.
Судите сами: чтобы проехать круг быстрее, пилоты стремятся тормозить перед поворотами как можно позже и с максимальной интенсивностью. В переводе на «дорожный» язык это означает не что иное, как экстренное торможение. Десятки «панических» замедлений в минуту — на это не рассчитаны тормоза даже самых быстрых «гражданских» машин. Неудивительно, что, несмотря на многочисленные предупреждения маршалов, к концу второй сессии я все же подпалил колодки BMW до дыма, хотя тормозил без блокировок колес и срабатывания ABS, то есть не «на все деньги».
График техобслуживания большинства автомобилей предусматривает замену тормозной жидкости через определенный интервал времени. И если, двигаясь по обычным дорогам, многие пренебрегают этим правилом без последствий, то на треке старая жидкость может вскипеть, мгновенно оставив пилота без тормозов.
То же касается системы охлаждения и всевозможной гидравлики: в условиях повышенных нагрузок давление жидкостей может повыситься вплоть до разрушения ветхих шлангов и соединений. Попадание масла на асфальт влечет за собой выезд служб, замывание пятен, применение адсорбента и, разумеется, остановку заезда.
В то же время, по словам Михаила Ухова, участие в трек-днях совершенно не опасно для технического состояния авто. В отличие от, скажем, дрифтинга, шоссейно-кольцевые гонки приветствуют плавную езду с относительно небольшим количеством скольжений. Поэтому, если вы готовы к повышенному расходу топлива и необходимости чаще менять шины, тормозные колодки и диски, можете смело посещать трек-дни.
По дороге без конца
Наконец, что же нужно знать и уметь, приезжая на трек-день? Всю ночь накануне учить траектории, запоминать апексы и точки входа, смотреть видео? Все это делать вовсе не обязательно, считает Михаил Ухов, так как начинающий пилот вряд ли сможет применить свои неподкрепленные практикой знания на трассе. Во-первых, между тем, как трасса выглядит на схеме и в реальности, нет практически ничего общего. Вы можете зазубрить все повороты, скорости и номера передач, и все равно вряд ли будете осознавать, где именно находитесь, в течение первых нескольких сессий.
Запоминание конфигурации трассы — это первая задача начинающего пилота. Надежнее всего делать это естественным способом — накатывая круги, как будто это новый маршрут на работу. Сначала само собой придет привыкание к последовательности поворотов, затем — понимание, на какой скорости можно их проходить.
Вторая особенность движения по треку — отсутствие привычных ориентиров. «На трассе все повороты, даже быстрые, весьма и весьма крутые, — объясняет Михаил, — на дорогах их обычно обозначают специальной разметкой, дорожными знаками, ограничением скорости. У нас нет ничего, кроме табличек с расстоянием до поворота, которые ни о чем конкретном не говорят. Поэтому, оказавшись на трассе впервые, водители не чувствуют, с какой скоростью они едут, где и с какой интенсивностью нужно начинать тормозить, насколько крутой поворот их ждет». Поэтому самая лучшая стратегия для новичка — постараться поддерживать свой привычный дорожный ритм езды: тормозить заранее и плавно, смотреть в зеркала и не спеша запоминать «дорогу». Кстати, в отсутствие привычных ориентиров сделать это не так просто, как кажется: из салона автомобиля и на трековых скоростях трасса уже не кажется такой широкой и просторной, как на фотографиях.
«Вы должны получать удовлетворение от того, что двигаетесь быстрее, чем по обычной дороге, но это движение не вызывает у вас сложностей, — напутствует Михаил Ухов. — Вас не пугает быстрый и медленный трафик, машину не трясет и не дергает, вы успеваете вовремя притормозить и вовремя нажать на газ. Это чувство контроля и есть то, ради чего стоит приезжать на трек».
Соблюдай ПТД!
Разумеется, такого термина, как «Правила трекового движения», нет. Но сами правила очень даже есть. Они значительно короче, чем обычные ПДД, и запомнить их очень просто. Красные флаги (или красный сигнал светофора) означают, что заезд остановлен. Пилот должен существенно снизить скорость и, никого не обгоняя, проследовать на пит-лейн. Желтые флаги (или желтый сигнал светофора) означают, что впереди опасность. Пилот должен существенно снизить скорость и, не совершая обгонов, двигаться по трассе, пока не увидит зеленый флаг. Зеленые флаги (или зеленый сигнал светофора) означают, что пилоты могут двигаться по трассе максимально быстро. По правой стороне пит-лейна (фаст-лайн) можно только двигаться. В левой стороне (рабочая зона) можно только стоять. Максимальная скорость на пит-лейне — 60 км/ч. Работают радары. Двигаться по трассе или пит-лейну разрешено только в одну сторону — против часовой стрелки.