Элемент революции: когда начнутся гонки на водородных автомобилях
Большая часть успеха электрифицированных гоночных машин связана с гибридами. В Formula 1 с 2014 года наличие электрической составляющей в силовой установке стало обязательным условием, а в гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана» в 2012 году гибридные прототипы Audi R18 e-tron quattro даже обогнали бензиновые автомобили. И это при всех очевидных минусах: дополнительной массе и сложности силовой установки.
Однако о чисто электрических гоночных болидах речь вообще долгое время не шла: слишком велик вес, слишком мал запас хода в режиме максимальной атаки. А потом появился человек, для которого это стало своего рода миссией.
Посол электрификации
Испанец Алехандро Агаг — фигура многогранная. В 1990-е это был успешный молодой политик, но в 2001 году он неожиданно завершил политическую карьеру ради бизнес-интересов в футболе и автоспорте.
И все же, будучи общественным деятелем по призванию, Агаг отлично понимал, куда дует ветер. В 2012 году стартовали продажи серийной Tesla Model S, и крупнейшие автомобильные концерны бросились в погоню за Илоном Маском. Им требовалась маркетинговая площадка для продвижения своих концептов, даже если реальных машин у них пока не было.
Электроимперия
Такой площадкой стала созданная Алехандро Formula Е — серия, в которой все команды выступали на одинаковых шасси, но могли самостоятельно разрабатывать электрическую силовую установку. Бизнесмен решил максимально дистанцироваться от Formula 1: сезон здесь начинался осенью и завершался весной, треки долгое время проходили исключительно по городским улицам, а у шин был протектор.
Проблемы с запасом хода никуда не делись, поэтому на пит-стопах пилоты просто перепрыгивали из разряженной машины в заряженную, что вызывало ухмылки журналистов и болельщиков. Тем не менее, расчет Агага сработал: Formula Е была именно тем, чего ждали автопроизводители. Вскоре заводских команд на соревнованиях испанца было больше, чем в Formula 1, и он пошел дальше.
В 2018 году Алехандро начал работу над концепцией новой электрической гоночной серии Extreme E. Уже в январе 2019-го чемпионат был представлен публике, которая пришла в настоящий восторг: гонки по бездорожью в самых красивых локациях планеты на электрических внедорожниках, которыми управляют смешанные экипажи, состоящие из мужчин и женщин. Агаг вновь доверился своему политическому чутью, и оно снова не подвело.
Зеленая повестка и тема гендерного равенства привлекли солидные команды и лидеров мнений. О создании коллективов в серии заявили чемпионы Formula 1 Льюис Хэмилтон, Нико Росберг и Дженсон Баттон, к соревнованиям присоединилась компания ABT, придворное тюнинг-ателье концерна Volkswagen, а также культовая американская команда Andretti. Среди пилотов были девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Леб, победители «Дакара» Карлос Сайнс и Ютта Кляйншмидт, чемпион мира по ралли-кроссу Юхан Кристофферсон и многократный чемпион престижнейшей немецкой серии DTM Маттиас Экстрем.
Отбоя не было и от спонсоров: сработал удобный для зрителей формат. Гонки проходят по короткому кольцевому маршруту, проложенному по бездорожью. В ходе заезда пилоты сменяют друг друга. Каждый этап проводится по олимпийской системе с квалификационными заездами на время и сеткой с полуфиналами и финалами. В итоге за один уик-энд можно увидеть много коротких и динамичных гонок.
Сезон 2024 года серии Extreme E состоит из пяти этапов, X-Prix, в четырех локациях: по одному — в Саудовской Аравии, Шотландии и США и сразу два — на итальянском острове Сардиния. Среди участников, помимо звезд ралли-марафона «Дакар», ралли и ралли-кросса, теперь есть и пилоты из американских гоночных серий, а в списке команд — легендарная McLaren, многократно побеждавшая в Formula 1 и «24 часа Ле-Мана». И да, вы угадали: Алехандро Агагу этого успеха вновь оказалось мало.
Голубое будущее
Сразу несколько стран, в первую очередь Германия, сегодня взяли курс на водородную энергетику. Не отстают и автопроизводители: Hyundai и Toyota связывают будущее электромобилей именно с водородом. Причина — топливные элементы, которые позволят электрокарам избавиться от всех ключевых недостатков: большого веса, маленького запаса хода и долгой зарядки. Идея состоит в том, чтобы не возить с собой запасенную в массивном аккумуляторе электроэнергию, а про изводить ее прямо на борту в так называемом топливном элементе.
Принцип его работы давно известен: в специальной установке вода синтезируется из водорода и кислорода с помощью электролиза. Кислород берется из воздуха, водород — из криобака, установленного на крыше. Во время реакции выделяется электричество, побочный продукт — водяной пар. При этом заправка криобака водородом занимает почти столько же времени, сколько привычный визит на АЗС.
Первые прототипы с топливными элементами появились еще на рубеже XX–XXI веков, исследования в этом направлении вел даже «АвтоВАЗ». Honda представила серийный водородный седан FCX Clarity в 2008 году и выпускала его до 2014-го, затем эстафету подхватила Toyota, выведя в продажу модель Mirai (она производится по сей день). Увы, обе разработки оказались убыточными. Однако по мере развития технологий цена топливных элементов значительно снизилась, что позволяет расширить сферу их применения в ближайшие годы. Уже сейчас у Hyundai есть две водородные модели: Nexo и Elec City (в прошлом году было продано 4709 и 304 единицы соответственно). В Китае же топливные ячейки внедряют в сфере коммерческого транспорта.
С пилотом в центре
О том, что испанец работает над созданием водородного аналога Extreme E, стало известно в 2022 году. Агаг уже договорился с Международной автомобильной федерацией FIA об официальном статусе нового турнира. Первый сезон Extreme H должен состояться в 2025-м — если все удастся организовать вовремя и обеспечить соответствие требуемому для автоспортивных чемпионатов мира уровню, то в 2026 году гонки получат такой же статус, как и Formula 1.
Основой для гоночного автомобиля новой серии, Pioneer 25, послужил внедорожник Odyssey 21, который используется в Extreme E. Однако компании разработчику Spark Racing Technology пришлось его значительно переработать. Вместо массивного аккумулятора здесь используется 75-киловаттный топливный элемент от Symbio, который питает пару электромоторов (по одному на каждой оси) суммарной мощностью 550 л. с. В результате крутящий момент вырос на 25% — этого вполне хватает, чтобы разогнать машину шириной 2,4 м, длиной 4,8 м и массой 2200 кг до 100 км/ч всего за 4,5 с на любом покрытии.
При создании Pioneer 25 специалисты Spark Racing Technology учли опыт, полученный в гонках на Odyssey 21. У оригинального внедорожника двухместный салон, так как формат чемпионата не был до конца определен и рассматривался вариант классических ралли-рейдов в стиле «Дакара», где необходим штурман. Новый автомобиль изначально сделан одноместным, кресло пилота установлено по центру. Подвеска усилена, чтобы машина проще переживала прыжки с дюн. Организаторы утверждают, что премьере предшествовала обширная тестовая программа, эквивалентная дистанции трех сезонов серии Extreme E.
Все машины на чемпионате будут одинаковыми технически, но командам дадут возможность изменить дизайн передней и задней частей, чтобы спортивный прототип напоминал серийные модели. Команды и пилоты с энтузиазмом встретили новинку. Пока организаторы гонок на выносливость обсуждают введение водородного класса, о котором просят чемпионская команда Toyota и заинтересованная в приходе в серию Hyundai, Алехандро Агаг опять оказался впереди планеты всей.
Предполагается, что первый этап Extreme H состоится уже в апреле 2025 года — и в мировом автоспорте начнется новая эра.