Молнии над водой: как проходят гонки на электрических лодках с подводным крылом
Во-первых, это красиво. Только представьте: почти бесшумно летящие над гладью моря стреловидные лодки входят в крутые виражи и обгоняют друг друга, соревнуясь на сложной трассе. Во-вторых, это максимально честно, поскольку все участвующие суда идентичны. Ну и наконец, это претенциозно: UIM E1 сразу заявил о себе как о соревновании для богатых и знаменитых. Лодки — футуристичные, пейзажи — живописные, места проведения — озеро Комо, Монако, Венеция, Пуэрто-Банус — роскошные. Публика — состоятельная. К тому же это не просто гонки, а мировой чемпионат.
Соревнуются в основном титулованные авто- и мотогонщики, а также победители заездов на гидроциклах и катерах. В каждой команде по два пилота: мужчина и женщина. Совпадение? Вряд ли. Однако в регламенте E1, выложенном на сайте Международного союза водно-моторного спорта (UIM, Монако), никаких требований насчет полового разнообразия гонщиков нет, хотя все остальные условия — от опыта до допинга — подробно расписаны.
Текущий сезон считается первым: тот, что был в прошлом году, — пилотный, «нулевой». Пока лидирует Team Miami powered by Magnus (владелец — Марк Энтони). Пилоты — американка Анна Гленнон, восьмикратная чемпионка США и Канады в гонках на гидроциклах, и норвежец Эрик Старк — тоже профессиональный гонщик, но специализирующийся на катерах и занявший в прошлом году второе место в мировом чемпионате «водной "Формулы"», F1H20.
Обогнать, но сэкономить
Заезды E1 длятся от 2 до 12 минут и проходят по размеченной буями кольцевой трассе. По регламенту нужно проехать шесть кругов, но это требование не жесткое: окончательное решение принимают организаторы конкретной гонки.
Стартуют участники одновременно, благо лодки на подводных крыльях почти не оставляют кильватерного следа и в этом смысле друг другу на трассе не мешают. А вот финишируют они с заметным отрывом. Помимо мастерства управления огромную роль в E1 играет тактика: тупо давить на газ здесь нельзя, иначе энергия закончится раньше времени. На 10–12 минут батареи, конечно, хватит в любом случае, но для победы нужно пройти три заезда: четвертьфинал, полуфинал и финал. А на подзарядку есть ограничения: насколько нам удалось выяснить, между первым и вторым заездом подключаться к сети нельзя.
Фантастика с подвесным мотором
Лодки RaceBird, на которых соревнуются участники, — настоящие технические шедевры. При длине 7 м они весят 800 кг, однако минимально разрешенная масса — вместе с пилотом и всем оборудованием — составляет 1291 кг. У катеров углепластиковые корпуса и 200-сильные подвесные электромоторы Mercury, интегрированные с задним подводным крылом. Двигатель для Е1 Mercury сделала на основе своего 2,1-литрового бензинового агрегата Mercury Racing, заменив в нем силовой блок электрическими компонентами. И несмотря на возросший крутящий момент, запаса прочности остальным деталям хватает.
Максимальная скорость RaceBird — 50 узлов (92,6 км/ч), но трассы E1 проложены так, что развить ее обычно не удается. В Пуэрто-Банусе (Испания), первой гонке 2024 года, самые быстрые участники смогли разогнаться до 71,33 км/ч. Впрочем, задача добавить RaceBird резвости перед конструкторами вряд ли стояла, поскольку за порогом в 60 узлов на подводные крылья и винт начинает воздействовать гидродинамическая кавитация: из-за локального понижения давления в жидкости образуются пузырьки, которые в момент схлопывания оказывают мощное коррозионное воздействие на металл.
Кавитация крайне разрушительна, но мало изучена: коммерческие суда на таких скоростях не ходят. Правда, существуют разработки, позволяющие добиться так называемой суперкавитации, снизив сопротивление воды. Но до их внедрения дело пока не дошло: в США, например, спроектированный по такому принципу катер Ghost Пентагон просто засекретил.
Между емкостью и массой
Разогнавшись до 17 узлов, RaceBird начинает подниматься на своих трех алюминиевых крыльях, так что днище оказывается в 40 см над поверхностью. Это замечательно, поскольку сопротивление воды в итоге критично уменьшается, но ряд проблем все равно остаются нерешенными.
Главная из них — скромный запас хода. Литий-ионная батарея RaceBird имеет емкость всего 35 кВт·ч — в режиме гонки этого хватает примерно на 20 минут. Тут играет роль специфика использования. Для тех, кто далек от темы электротранспорта, поясним на контрасте: базовая батарея автомобиля Tesla Model 3 рассчитана на 50 кВт·ч и позволяет проехать на одном заряде около 400 км (то есть двигаться часов пять). Увы, в жидкой среде все сложнее.
Водные трудности
Одно из важных отличий электрического морского транспорта от автомобильного заключается в том, что на нем нельзя использовать рекуперацию, то есть превращать кинетическую энергию в электрическую при торможении.
Вторая особенность — требования к мощности. Если для поддержания скорости в 100 км/ч электрокару на твердом покрытии достаточно 30– 35 л. с., то с лодкой такой фокус не пройдет. Даже если она на подводных крыльях. Понятием инерции в водной среде, строго говоря, можно пренебречь.
Тем не менее кое-что общее с автомобилями у RaceBird есть. Это электронные системы управления и телеметрия. Их лодка унаследовала от электрических машин, разработанных для гоночной серии Formula E. Что неудивительно: создатели катера, команда Seabird Technologies, как раз раньше занимались тем направлением. Как следствие, RaceBird получил уже обкатанную систему, а зрители – возможность наблюдать гонку от первого лица и наслаждаться эмоциями, которые отражаются на лицах пилотов.
Возьмите две
Сколько стоит RaceBird? В Сети фигурировала цифра 250 тыс. евро, но, скорее всего, она занижена. Писали, что каждая команда обязана выкупить две лодки: одну для тренировок на собственной базе, другую непосредственно для соревнований. Причем боевой экземпляр должен храниться рядом с местами проведения гонок, в Европе. Читай: у организаторов, во избежание технических доработок.
И снова политика
Столпы серии Е1 — Алехандро Агаг и Роди Бассо. Испанец Агаг, профессиональный политик, пришел в гонки прямо из Европарламента. В свое время он имел отношение к Formula 1, а потом организовал соревнования электромобилей Formula E и Extreme E. Первое — на треке, второе — на пересеченной местности. Еще один его проект — выросшая из Extreme E серия Extreme H для машин на водородном топливе — должен стартовать в 2025 году. И Е1 придумал тоже он.
Агаг уверен, что гонки, не загрязняющие окружающую среду, помогают продвигать идею сохранения экологической стабильности. Если сеньор Алехандро решит вернуться в политику, ему будет чем козырнуть. Хотя с технической точки зрения концепция так себе: в силу микроскопических пробегов спортивные электромобили или катера не смогут компенсировать даже те выбросы СО2, которые имели место при их производстве.
Ну а Роди Бассо, CEO проекта E1 и его сооснователь, — инженер, начинавший в аэрокосмической отрасли, а потом работавший с Ferrari, Red Bull Racing, Magneti Marelli и McLaren.
Такой дуэт выглядит весьма многообещающе. И хотя всерьез отнестись к идее борьбы с глобальным потеплением с помощью электрического спорта для богатых довольно трудно, не стоит забывать знаменитую фразу Энцо Феррари: «Гонки улучшают породу автомобиля». К лодкам это относится в той же мере, и, скорее всего, рано или поздно наработанные в Е1 технологии вырвутся на массовый рынок.