Носить велошлем или нет: простые плюсы и неочевидные минусы защиты для головы
Периодически то один, то другой депутат начинает говорить о том что хорошо бы сделать их обязательными, но пока ни один доброхот-законодатель не добился успехов на этом пути.
Чтобы понять, хорошо это или нет, напрашивается простой способ: взглянуть на те страны, где велосипеды более популярны, чем у нас. Увы, результаты вас только еще больше смутят.
Где в мире ездить в шлеме – это закон
Первыми обязательное ношение велошлемов ввели Австралия и Новая Зеландия в начале девяностых. Десятилетием позже к ним присоединились Аргентина и Финляндия, а совсем недавно Кипр.
Есть страны, где шлем сделали обязательным не для всех велосипедистов, а для некоторых категорий – например, во Франции без шлема нельзя ездить детям. Что логично, ведь дети физиологически не способны адекватно оценить риск.
В каких странах шлем – это личный выбор
Возьмем знаменитые Нидерланды, Мекку для велосипедистов всего мира: голландцы твердо отказались вводить такой закон.
Нет запрета на езду без шлема также в Дании и Великобритании, хотя попытки его ввести были. Авторитетные местные велосипедные клубы настояли, чтобы людям позволили самим сделать выбор, защищать голову или нет.
Кстати, в вышеупомянутой Финляндии закон есть, но штраф за его нарушение не предусмотрен. Поэтому только 4 из 10 велосипедистов надевают шлемы. В столице страны Хельсинки их носят чуть чаще, чем в других регионах.
Это может показаться странным, учитывая, что именно в Северной Европе очень сильно пекутся о безопасности человека. Значит ли это, что шлемы не помогают?
Шлемы защищают голову — это правда
Исследователи многократно пытались выяснить, какой эффект оказывает ношение шлемов на результаты аварий. Самым известным стало исследование группы ученых из университета Вашингтона и Института детского здоровья в США. На основе статистики ученые узнали, что для разных групп велосипедистов шлем уменьшает риск серьезных травм головы на 63-88%.
Проводились и другие исследования, подтвердившие этот вывод.
Но что смущает, есть также пул исследований, показавших, что шлемы защищают только от относительно небольших травм головы, а другие и вовсе не нашли взаимосвязи между ношением шлема и риском смерти или увечья.
Столь разные результаты принято объяснять тем, что эти исследования проводились разными методами.
Правда ли, что велосипедист в шлеме больше рискует
Другие ученые предположили, что шлем на голове влияет на поведение самого велосипедиста и водителей, с которыми он соседствует на дороге, и решили это проверить.
Наиболее резонансной стала серия экспериментов группы ученых под руководством Айна Уокера из университета Бата. Она показала, что водители склонны обгонять велосипедистов в шлеме на более близком расстоянии, что увеличивало опасность столкновения. Да и сами велосипедисты были более склонны совершать опасные маневры.
Это исследование много критиковали. Главный аргумент критиков состоит в том, что ученые из университета Бата проводили эксперименты на симуляторе, а не на настоящей дороге.
Опять же, есть и другие исследования, которые не нашли взаимосвязи между поведением велосипедиста и наличием шлема у него на голове.
Шлем отбивает охоту кататься в седле
Что достоверно известно – это то, что люди чаще отказываются от велосипеда, если их обязывают носить шлем. Именно этот аргумент стал причиной того что в Нидерландах отказались вводить это требование.
Знаю, что вы сейчас подумали: в Нидерландах развита велосипедная инфраструктура, поэтому водителям нечасто приходится соседствовать на дороге с автомобилями. Совсем не то, что в России.
На деле, это не совсем так. В свое время я разговаривал с доктором Бертом ван Вее, профессором транспортной политики Делфтского технологического университета. В старинных голландских городах много узких улиц, на которых выделить место для отдельной велодорожки просто невозможно, рассказал он, поэтому автомобилисты и велосипедисты едут смешанным потоком. Правда, скорость на таких дорогах существенно снижена, с привычных для Европы 50 км/ч до 30 км/ч.
Россия не Нидерланды: какое решение принять
В России надевать шлем или нет – ваш личный выбор. Наверное, правильно, что хотя бы здесь нам с вами оставили свободу.
Что можно рекомендовать? Подумайте о том, где и в каких условиях вы ездите. Оцените скорость, поведение водителей в вашем регионе и качество дорог. Если вы летите по автомобильной дороге на электровелосипеде, развивая 30-40 км/ч, то надеть шлем – однозначно здравая идея.
Помните, что самый мощный фактор, влияющий на вашу безопасность – это осознанное поведение на дороге.
Я бы рекомендовал как минимум попробовать, каково будет ездить в шлеме. Возможно, вам даже понравится. Только обязательно выберите модель, которая будет ощущаться удобно на голове.
Удачных поездок.