Носить велошлем или нет: простые плюсы и неочевидные минусы защиты для головы

​​​​​​​ Почему в одних странах велосипедистов принуждают носить шлемы, а в других нет? Помогает ли хрупкая пластиковая оболочка защитить голову? Правда ли, что велосипедист, надевший шлем, ведет себя на дороге более опасно? Techinsider попробовал разобраться в непростой ситуации вокруг защитного устройства.
Носить велошлем или нет: простые плюсы и неочевидные минусы защиты для головы
Raine Huvila — eBikes International
Содержание статьи
В России ношение велосипедных шлемов остается добровольным.

Периодически то один, то другой депутат начинает говорить о том что хорошо бы сделать их обязательными, но пока ни один доброхот-законодатель не добился успехов на этом пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы понять, хорошо это или нет, напрашивается простой способ: взглянуть на те страны, где велосипеды более популярны, чем у нас. Увы, результаты вас только еще больше смутят.

Где в мире ездить в шлеме – это закон

Первыми обязательное ношение велошлемов ввели Австралия и Новая Зеландия в начале девяностых. Десятилетием позже к ним присоединились Аргентина и Финляндия, а совсем недавно Кипр.

Есть страны, где шлем сделали обязательным не для всех велосипедистов, а для некоторых категорий – например, во Франции без шлема нельзя ездить детям. Что логично, ведь дети физиологически не способны адекватно оценить риск.

В каких странах шлем – это личный выбор

Возьмем знаменитые Нидерланды, Мекку для велосипедистов всего мира: голландцы твердо отказались вводить такой закон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нет запрета на езду без шлема также в Дании и Великобритании, хотя попытки его ввести были. Авторитетные местные велосипедные клубы настояли, чтобы людям позволили самим сделать выбор, защищать голову или нет.

cycling lanes Helsinki
Mikko Stig – Lehtikuva
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в вышеупомянутой Финляндии закон есть, но штраф за его нарушение не предусмотрен. Поэтому только 4 из 10 велосипедистов надевают шлемы. В столице страны Хельсинки их носят чуть чаще, чем в других регионах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это может показаться странным, учитывая, что именно в Северной Европе очень сильно пекутся о безопасности человека. Значит ли это, что шлемы не помогают?

Шлемы защищают голову — это правда

Исследователи многократно пытались выяснить, какой эффект оказывает ношение шлемов на результаты аварий. Самым известным стало исследование группы ученых из университета Вашингтона и Института детского здоровья в США. На основе статистики ученые узнали, что для разных групп велосипедистов шлем уменьшает риск серьезных травм головы на 63-88%.

crashed bicycle helmet
Tom Remington - Bicycle Helmet Safety Institute
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проводились и другие исследования, подтвердившие этот вывод.

Но что смущает, есть также пул исследований, показавших, что шлемы защищают только от относительно небольших травм головы, а другие и вовсе не нашли взаимосвязи между ношением шлема и риском смерти или увечья.

Столь разные результаты принято объяснять тем, что эти исследования проводились разными методами.

Правда ли, что велосипедист в шлеме больше рискует

Другие ученые предположили, что шлем на голове влияет на поведение самого велосипедиста и водителей, с которыми он соседствует на дороге, и решили это проверить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее резонансной стала серия экспериментов группы ученых под руководством Айна Уокера из университета Бата. Она показала, что водители склонны обгонять велосипедистов в шлеме на более близком расстоянии, что увеличивало опасность столкновения. Да и сами велосипедисты были более склонны совершать опасные маневры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
fast cyclist in helmet
Leon Neal - AFP - Getty Images

Это исследование много критиковали. Главный аргумент критиков состоит в том, что ученые из университета Бата проводили эксперименты на симуляторе, а не на настоящей дороге.

Опять же, есть и другие исследования, которые не нашли взаимосвязи между поведением велосипедиста и наличием шлема у него на голове.

Шлем отбивает охоту кататься в седле

Что достоверно известно – это то, что люди чаще отказываются от велосипеда, если их обязывают носить шлем. Именно этот аргумент стал причиной того что в Нидерландах отказались вводить это требование.

Знаю, что вы сейчас подумали: в Нидерландах развита велосипедная инфраструктура, поэтому водителям нечасто приходится соседствовать на дороге с автомобилями. Совсем не то, что в России.

narrow street, bicycles and cars, Netherlands
Depositphotos
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На деле, это не совсем так. В свое время я разговаривал с доктором Бертом ван Вее, профессором транспортной политики Делфтского технологического университета. В старинных голландских городах много узких улиц, на которых выделить место для отдельной велодорожки просто невозможно, рассказал он, поэтому автомобилисты и велосипедисты едут смешанным потоком. Правда, скорость на таких дорогах существенно снижена, с привычных для Европы 50 км/ч до 30 км/ч.

Россия не Нидерланды: какое решение принять

В России надевать шлем или нет – ваш личный выбор. Наверное, правильно, что хотя бы здесь нам с вами оставили свободу.

Старушка на велосипеде
Закон о велошлемах поставил бы в неудобное положение сельских участковых, заставив их штрафовать каждую бабушку, катящую к себе на дачу с корзинкой на багажнике.
NTDRussian - Youtube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что можно рекомендовать? Подумайте о том, где и в каких условиях вы ездите. Оцените скорость, поведение водителей в вашем регионе и качество дорог. Если вы летите по автомобильной дороге на электровелосипеде, развивая 30-40 км/ч, то надеть шлем – однозначно здравая идея.

Помните, что самый мощный фактор, влияющий на вашу безопасность – это осознанное поведение на дороге.

Я бы рекомендовал как минимум попробовать, каково будет ездить в шлеме. Возможно, вам даже понравится. Только обязательно выберите модель, которая будет ощущаться удобно на голове.

Удачных поездок.