Как устроена русская аэролодка: транспорт, способный ходить по воде, льду, снегу и суше
Аэролодки сами по себе — явление не новое. Еще в начале 1960-х в СССР аэросани-амфибия А-3, разработанная КБ Туполева, пошли в производство и отлично зарекомендовали себя в малоосвоенных районах — всего их выпустили около 800 штук. Современные аэролодки «Север» воплощают ту же идею глиссирующей амфибии, но уже на новом уровне.
Судно особой конструкции
На борт аэролодки «Север-650к» мы, увы, взошли в роли пассажиров — для управления таким транспортом нужны права на маломерное судно особой конструкции. И все равно это был интересный опыт, поскольку на такой штуке мы еще не катались.
Заднего хода у аэролодки нет, поэтому разворачиваемся аккуратно. Вокруг судна мощный надувной фальшборт, но столкновения с твердыми предметами ей все равно ни к чему.
Малым ходом выдвигаемся на открытую воду. Наш шкипер рулит, используя вертикальные воздушные кили, расположенные за толкающим винтом. А мы тем временем разглядываем салон. Выглядит он даже по автомобильным меркам очень прилично — все подогнано аккуратно, материалы добротные. Два отдельных передних кресла, похоже, автомобильные, сзади — расположенные П-образно диваны на 6 человек, которые раскладываются в спальное место. Шестеро там, пожалуй, не лягут, но трое — запросто. Для зимней эксплуатации есть автономный отопитель.
Остекление кабины — панорамное, с легкой тонировкой. Стекла раздвижные, в потолке — люк, на полу — не боящееся влаги нескользящее покрытие. Передняя панель проста — под правой рукой рычаг управления тягой, по центру — руль. Слева приборы: большое «блюдце» навигатора, под ним циферблаты указателей уровня топлива и температуры двигателя.
Управлять, как кораблем
Сложно ли управлять аэролодкой? Как нам рассказали, не очень, но навык все же необходим. Главная сложность, как и у любого судна, в швартовке — но, напомним, тут еще и заднего хода нет, так что нужно точно рассчитывать инерцию. Есть и нюансы, связанные с амфибийными возможностями. Например, при быстром движении по льду или снегу нижняя часть лодки разогревается, из-за чего после остановки поверхность под ней сначала подтаивает, а потом замерзает, фиксируя аэролодку. Поэтому опытный человек зимой сначала сделает пару кругов на малом ходу, чтобы дать днищу остыть. Впрочем, похожие истории случаются и с аэросанями, и даже обычными нартами.
Маневренность у «Север-650к» выдающаяся — на открытой воде шкипер демонстрирует разворот на месте, и судно крутится, как карусель. Потом проходит по камышам, а дальше разгоняется до 60 км/ч. Это для «Севера-650к» далеко не предел — на воде скорость может достигать 100 км/ч, на льду — 120 км/ч. Просто мы на Москве-реке, и тут не место для рекордов. Однако спокойно разговаривать в кабине и при 60 км/ч не получается — шумновато. Хотя и не настолько, чтобы уши испытывали дискомфорт — кабина имеет двойную шумоизоляцию.
Шумит же не только набегающий поток воздуха, но и установленный на корме двигатель — 4.5-литровый V8 от Infiniti мощностью 320 л.с. Бензина такой двигатель расходует от 25 до 70 литров в час, но штатный бак — 420 л, так что запас хода приличный.
Штатный бак — 420 л.
Рама, двигатель, баллоны
Что касается конструкции лодки, то в ее основе — рама и цельносварной корпус из морского алюминия. Причем весьма жесткие, усиленные с учетом опыта эксплуатации предыдущего поколения «Север-650к». Двигатель установлен сзади на собственной раме, толкающий винт — из углепластика. За плавучесть отвечают два трехсекционных баллона из термополиуретана по бокам, между ними — еще шесть однокамерных баллонов. Фальшборт — двухкамерный. Накачиваются баллоны встроенным компрессором, а для удобства транспортировки судна их, наоборот, сдувают.
Под днищем лодки, с заходом на борта — так называемая чешуя. Это защищающий баллоны панцирь из продольных пластиковых пластин, заходящих друг на друга. По мере износа пластины можно менять по отдельности — что немаловажно, поскольку каждая стоит около 10 000 р. Кстати, именно чешуя стала одним из первых элементов, подвергшихся импортозамещению: раньше ее покупали в Австрии, а теперь делают на заводе, выпускающем спутники ГЛОНАСС. Заменили на отечественные и большую часть остальных материалов, поставлявшихся из-за рубежа. Вот только с двигателями сложно — нет подходящих отечественных аналогов, способных заменить контрактные японские моторы.
От Африки до Канады
Делают такие аэролодки в Красноярске, а продают по всей России через собственную дилерскую сеть. На сегодняшний день марка держит около 80% рынка. На таких ходят и частные владельцы, и МЧС, и ГИМС, и пограничники. Модели побольше покупают нефтяники для перевозки персонала — как альтернативу вертолетам, гораздо более выгодную в эксплуатации и не зависящую от погодных условий. Поставляют аэролодки «Север» и за рубеж. География заказов — от Африки до Канады. Бывают и заказы от иностранных служб береговой охраны — с установкой допоборудования в виде турелей. Причем независимо от местонахождения заказчика выездные бригады компании обеспечивают и сервисное, и гарантийное обслуживание в режиме 24/7.
Основные технические характеристики аэролодки «Север-650к»
- Габариты — 7.77х2.85х2.60 м
- Транспортировочные габариты — 7.38х2.20х2.60 м
- Масса — 1400 кг
- Размеры грузовой площадки — 1.9х1.7 м
- Грузоподъемность — до 1500 кг
- Вместимость салона — 8 чел.
- Двигатель - Infiniti VK45
- Мощность — 320 л.с.
- Расход топлива — 25-70 л/час
- Макс. скорость на воде/на льду 100/120 км/ч