Утонет ли самолет, если совершит вынужденную посадку на воду
Вопрос в заголовке был задан однажды на сайте вопросов и ответов Quora. Категоричного ответа «да» или «нет» не дал ни один эксперт, поскольку варианты могут быть очень разными. Взять хотя бы следующие два происшествия с очень похожими авиалайнерами: в одном из них самолет утонул почти сразу, в другом выжил.
Две вынужденные посадки: одинаковые условия, разные результаты
В 1996 году лайнер Boeing 767 авиакомпании Ethiopian Airlines вылетел из Аддис-Абебы в Найроби. В полете самолет был захвачен группой из троих человек: они потребовали, чтобы экипаж взял курс на Австралию. Топлива на столь длинный перелет в баках не хватило, и у побережья Коморских островов самолету пришлось сесть на воду. При посадке он накренился влево, крылом зацепил воду и разрушился. «Боинг» затонул в считанные секунды, а выжило всего несколько человек.
Спустя 13 лет вынужденную посадку на воду пришлось совершить экипажу Airbus A320 рейса 1549 US Airways, только что взлетевшему из аэропорта в Нью-Йорке. Когда самолет столкнулся со стаей диких гусей, оба двигателя заглохли, но экипаж умело посадил самолет на поверхность реки Гудзон. Лайнер остался на плаву, экипаж и пассажиры, включая несколько получивших ранения, успешно выбрались из него и были подобраны подоспевшими катерами и кораблями.
Более того, несколько часов спустя самолет все еще оставался на плаву, хотя и частично погрузился в воду. Его успешно выудили из воды, что очень помогло комиссии, проводившей расследование происшествия.
Что поддерживает самолет на плаву
Вы, наверное, уже догадались, что самое важное – чтобы самолет остался целым. Если он развалится, то потеряет герметичность. А поскольку металл и пластик, из которых он сделан, по плотности выше воды, то он неизбежно утонет.
Между тем, сам по себе самолет имеет солидный запас плавучести. Хотя его фюзеляж и крылья не полностью герметичны, щели невелики, поэтому заполняется он водой медленно. Салон и вовсе герметичен. Кроме того, в нем есть немало герметичных емкостей – топливные баки, пневмосистемы, даже колеса с шинами.
Даже неповрежденный самолет может утонуть, если...
«Чудо на Гудзоне», как назвал это спасение губернатор штата Нью-Йорк, могло не произойти. Когда самолет оказался в воде, кто-то из пассажиров или стюардесс – кто именно, осталось неизвестным – открыл одну из задних дверей и салон начал заполняться водой. На фотографиях видно, как сильно он погрузился хвостовой частью.
Кроме этого, грузовые люки в нижней части фюзеляжа при ударе о воду сорвало, и грузовые отсеки заполнились водой. К счастью, дисциплина возобладала над паникой и другие входы остались закрытыми. Когда задняя дверь полностью погрузилась, заполнение салона водой остановилось. А в самом самолете все еще оставалось значительное количество загерметизированных полостей.
Дальнейшая эвакуация происходила через аварийные выходы – кстати, они не зря находятся над крылом и имеют небольшую высоту, это делается намеренно на случай посадки на воду.