Как безопасно спуститься с горы на велосипеде: правильная техника за 100 секунд
Ваш покорный слуга в возрасте 7 лет на старом «Школьнике» смело сиганул на крутой спуск следом за папиным «Аистом». На середине спуска понадобилось притормозить, но дряхлы тормоза отказали и я в страхе свернул в дерево, сломав переднюю вилку. Хорошо не голову.
С тех пор я стал довольно опытным велосипедистом, но до сих пор к холмам отношусь с уважением. На них требуется особая техника торможения и внимание к некоторым другим вещам.
Четыре фактора риска
Чаще всего на практике происходит одна из следующих ситуаций:
- Велосипед при торможении теряет устойчивость из-за того, что заднее колесо уходит в занос,
- При торможении велосипед опрокидывается вперед через переднее колесо,
- Набрав слишком большую скорость, велосипедист не вписывается в поворот и улетает на обочину,
- На длинных спусках бывает, что одна из шин перегревается из-за трения тормозных колодок об обод и взрывается – опять же, с последующим падением.
Вот что нужно делать, чтобы этого не произошло.
Как правильно тормозить в горах
Опытные спортсмены рекомендуют на рычаги тормозов нажимать более плавно, чем то, как мы привыкли делать это в равнинной местности. Последовательность следующая:
- нажимаете рычаг заднего тормоза (как правило, он правый),
- с некоторой задержкой передний (левый),
- силу нажатия увеличиваете плавно, все время следя за равновесием.
Можно ориентироваться также на второе правило: задний тормоз используется для первоначально сброса скорости, передний для полной остановки. Использование переднего тормоза на высокой скорости чревато опрокидыванием через руль.
Только после первых нескольких торможений, когда вы почувствовали, что у вас получается сохранять устойчивость, позвольте ему разогнаться чуть больше.
Поза в седле
Более устойчивым считается положение с большим наклоном тела вперед. Поэтому немного согните локти — или, если ваш велосипед оборудован рулем типа drop bar, то возьмитесь за нижние рукоятки. При таком хвате вам еще и удобнее будет нажимать на ручки тормоза.
Серпантины
Если на спуске есть поворот, сбрасывать скорость нужно заранее, а не во время его прохождения. Дело в том, что в момент поворота колеса охотнее уходят в занос, если применяются тормоза.
Как не допустить перегрев шин
Есть три основных принципа.
Так вы даете время тормозам остыть. Эта техника новичков может несколько пугать, потому что поддерживать безопасную скорость труднее, но она является правильной на длинных спусках.
Пока один остывает, второй работает. Опять же, эта рекомендации идет в разрез с тем, что говорилось раньше про безопасное торможение. Нужна некоторая практика, чтобы понять, как сбалансировать два принципа.
Это позволит вам получить правильное представление о том, с какой скоростью греются колеса. Вы будете понимать, где проходит безопасный предел нагрева.
Как преодолеть страх
Если ваш страх вызван отсутствием опыта, преодолевать его не нужно. Напротив, к нему стоит прислушаться – это ваше подсознание сообщает, что вы пока не очень подготовлены. Страх постепенно пройдет сам, когда вы наберете больше опыта. А пока опыта нет, спускайтесь с горы на такой скорости, которая ощущается как безопасная. Со временем вы привыкнете, посмелеете и будете естественным образом увеличивать скорость.
А если спуск настолько крутой, что не получается поддерживать комфортную скорость, то лучше отбросить понты и спуститься пешком, ведя велосипед рядом с собой.
Если же страх носит фабический характер – например, появился после падения, – то лечится он теми же способами, что и другие фобии. Этот вопрос требует отдельной статьи, а по спускам с горы пока все.