«Главное — уметь быстро побрить шины»: как G-Drive Racing и Московский политех готовят гоночных инженеров

Под руководством одной из лучших гоночных команд России во главе с титулованным пилотом Романом Русиновым студенты Московского политехнического университета проходят путь от новичков до специалистов автоспорта.
«Главное — уметь быстро побрить шины»: как G-Drive Racing и Московский политех готовят гоночных инженеров
Techinsider

В день «Газпрома» на международной выставке «Россия» на ВДНХ был представлен новый отечественный суперкар Rossa. Внимательные посетители отметили, что дизайн напоминает легендарный прототип «Ле-Мана» 70-х, а мальчишки рядом шептались, что суперкар похож на «Бэтмобиль». В каком-то смысле концепт-кар и правда принадлежит супергерою — это совместная разработка команды российских конструкторов и инженеров и чемпиона мира, двукратного чемпиона Российской серии гонок на выносливость и серебряного призера ралли-рейда «Шелковый путь» в классе мотовездеходов Романа Русинова.

Techinsider

Идеальная с точки зрения аэродинамики форма, кузов из легкого углепластика и выверенный угол наклона антикрыла, который позволяет добиться максимальной управляемости болидом, делают Rossa одним из самых продуманных отечественных суперкаров.

Разгон с места до 100 километров в час составляет 3,2 секунды — при таких экстремальных нагрузках Rossa будет испытывать топливо G-Drive и моторные масла G-Energy, которые уже многие годы использует российская автоспортивная команда G-Drive Racing, более 10 лет выступая в гонках на выносливость. Обратная связь от команды помогает разработчикам совершенствовать характеристики продуктов.


Топливо G-Drive и масла G-Energy уже прошли проверку на прочность в международных ралли-рейдах и в многочисленных кольцевых гонках, а теперь продолжат испытываться с участием Rossa. И да, они доступны не только гонщикам, но и автолюбителям.

От теории к практике на трассе

Для того, чтобы собрать гоночную машину, нужна целая команда профессионалов. Талантливые инженеры – на вес золота. И, поскольку в тот день выставка проходила в тематике «Наука и Университеты», вместе с Романом Русиновым на ВДНХ приехали молодые инженеры Алексей Левин и Александр Храмов, попавшие к нему в команду по совместной программе G-Drive Racing и Московского Политеха. В создании Rossa ребята не участвовали, зато уже два года активно работают с открытым прототипом G-Drive G01, на котором пилоты G-Drive Racing побеждают в гонках на выносливость. За это время они с головой погрузились в гоночный инжиниринг, приняли участие примерно в дюжине соревнований и получили реальный опыт в автоспорте.

Techinsider

Под руководством Романа Русинова отобранные кандидаты проходят путь от стажеров к профессионалам: «Мы даем возможность студентам сразу проявить себя: конечно, мы берем людей с опытом, но продолжаем их обучать внутри профессиональной команды. На трассе обязанности четко распределены, гоночная бригада — это живой организм, в котором каждый несет ответственность, права на ошибку нет. Тут выживают сильнейшие. Мы даем необходимые навыки, но главное — желание стать профессионалом. И это применимо к любому делу».

Techinsider

Совмещать с учебой непросто, но получается, да и в команду попадают только заинтересованные ребята с горящими глазами — кстати, не только парни. Правда, шины дам тягать не просят: в мире автогонок знают, что девушки лучше всех кладут карбон. Укладка карбона очень схожа с работой с тканью — это долгая и сложная ручная работа. «В формате гоночной команды нужна молниеносная реакция и сила, поэтому меняют колеса, конечно, парни. Девушки отвечают больше за организационные процессы», — добавляет Роман Русинов.

Команда G-Drive Racing
Techinsider

Александр Храмов в G-Drive Racing с прошлого сезона — начинал с позиции механика, а сейчас работает главным инженером в команде. За это время Александр многому научился: «Во-первых, очень быстро крутить гайки. Во-вторых, так же быстро принимать решения. Понимать, чего от тебя ожидают в процессе гонки. Здесь важно терпение, старание, безусловное понимание автомобиля. Психологически, конечно, тяжело: ты отвечаешь за решение любых проблем с автомобилем. Но это того стоит: думаю, нигде такой же опыт получить нельзя, аналогов в России очень мало».

Гонки как испытательный полигон

Работать в команде тяжело как психологически, так и физически, еще сложнее в нее попасть и задержаться. Все участники проходят строгий отбор. Например, Алексей Левин попал в G-Drive Racing благодаря тому, что уже получил опыт в гоночной команде Московского политеха: «Я начал оттачивать свои профессиональные навыки как механик, как инженер-конструктор. Сейчас я обслуживаю автомобили до, во время и после гонок, настраиваю шасси в течение гоночного уик-энда и тестовых выездов». Если в политехе студенты получают теорию, то на трассе проверяют знания на практике. В гонках важны детали, роль играет каждый миллиметр.

Techinsider

«Мы можем поднять или опустить автомобиль на один миллиметр, чтобы посмотреть, что будет: поедет ли он быстрее, на каких участках трассы будет тормозить. Также мы регулируем углы установки колес. Все эти изменения отражаются на результате и на том, как автомобиль ведет себя на трассе»
Алексей Левин студент Московского политеха, инженер-конструктор команды G-Drive Racing
Techinsider

В процессе подготовки команда испытывает не только составляющие элементы автомобиля, но и топливо — от этого зависит работа двигателя. Особенно это важно в гонках на выносливость, где техника работает по несколько часов на максимальных оборотах. Например, в 4-часовой гонке каждая машина требует около 300 литров высокотехнологичного топлива.

Аналитика в гонках — не дело техники

Пилот может проехать круг на разных настройках и сказать, что изменилось. В работе учитывается каждая мелочь: температура воздуха, температура трассы, температура шин. Вся информация фиксируется в таблицах и анализируется. В следующий заезд, опираясь на эти данные, команда по-другому настраивает автомобиль — инженеры постоянно держат связь с пилотами и после фидбэка приступают к регулированию всех составляющих болида: «В следующий раз, собрав необходимую информацию, мы можем проверить какую-то новую гипотезу, как повысить эффективность хода автомобиля. Не факт, что это сработает, но попробовать стоит», — объясняет Алексей Левин.

Роман Русинов и команда G-Drive Racing
Techinsider

Путь проб и ошибок неизбежен. Человеческий фактор — одновременно секрет успеха и возможная причина поражения в гонках. Невнимательность и одна пропущенная гайка может стоить жизни, но при этом только человек может почувствовать разницу, например, в грани сноса — потери управляемости автомобиля, вызванных скольжением передних шин.

Этап аналитики в будущем может забрать на себя искусственный интеллект, но внесение данных и анализ хода автомобиля на разных настройках все равно останется за живыми людьми: пилотами, инженерами и механиками.

Techinsider

В гоночной команде важны внимание к деталям, ответственность, желание работать и двигаться вперед. «Для того чтобы быстро ориентироваться в работе с машиной в боксе, нужен опыт. Важны не столько теоретические знания, сколько умение крутить руками автомобиль. Для начала нужно разобрать машину, понять, как она работает, и только потом можно назвать себя профессионалом», — заключает Роман Русинов.

спорткар Rossa
Techinsider

В сезоне-2023 G-Drive Racing стала сильнейшей в классе прототипов CN Российской серии гонок на выносливость, экипаж Романа Русинова и Вадима Мещерякова дважды финишировал первым в абсолютном зачете. Сейчас команда готовит болид к новому гоночному сезону и ждет в боксах спортивную модификацию Rossa, которая сможет принять участие в соревнованиях в классах GT2/GT3. Работы достаточно: межсезонная подготовка включает полную разборку автомобиля, замену всех нужных запчастей по регламенту и осмотр дополнительных деталей. Пилоты тоже продолжают оттачивать свое мастерство: например, Роман Русинов готовится к фиджитал-гонкам на трассе «Сочи Автодром» в рамках международного мультиспортивного турнира «Игры будущего». Сначала пилоты из 15 стран мира пройдут трассу реальных болидах Формулы-4, а после — в виртуальном рейс-симуляторе.

Реклама. ПАО «Газпром нефть»

erid: LjN8K9i2x&LjN8KBivY