Обезьяны, ведра и мертвая петля: как появились самые страшные американские горки

Когда вагончики на момент оказываются в перевернутом положении, даже у самых бесстрашных в кровь выплескивается адреналин. Первые аттракционы с петлей Нестерова создавались не как развлечение, а как аттракцион для «любознательных и естествоиспытателей».
Обезьяны, ведра и мертвая петля: как появились самые страшные американские горки
В общественном достоянии
В 1842 году английская инженерная фирма Tarr & Riley пошла на смелый эксперимент, завернув рельсовый трек аттракциона в вертикальную петлю.

В авиации такая траектория называется «мертвой петлей» или петлей Нестерова. В верхней точке вы на миг оказываетесь вниз головой — но не выпадаете из кресла, потому что центробежная сила вдавливает вас в кресло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вернемся к горке, созданной английскими инженерами. В середине 19 века требования безопасности были, скажем так, ненавязчивыми — катающиеся даже не пристегивались, — однако конструкторы нового аттракциона решили убедиться, что какой-нибудь мальчуган не выпадет в верхней точке. Поэтому первыми пассажирами вагончиков стали не люди, а мешки с песком, ведра с водой и... обезьяна.

Сто лет без происшествий

Открытие новой горки прошло успешно. По ее образу и в других парках развлечений стали строить горки с мертвой петлей. Прошел целый век без новостей о серьезных инцидентах, и вера посетителей парков в безопасность «центробежной железной дороги» окрепла. Подпитывала ее и реклама, уверявшая: если в вагонетку поставить ведро с водой, за время поездки не прольется ни капли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1965 году вера в одночасье рухнула: вагонетка аттракциона в Париже в верхней точке потеряла контакт с рельсами... Число желающих покататься пошло вниз, и почти 20 лет новые горки строились без петлевого элемента.

Flip Flap Railway, первые американские горки с петлями на Кони-Айленде. Источник: Британская энциклопедия.
Размер петли варьировался от 2 до 12 метров.
В общественном достоянии

Со временем инженеры нашли, как повысить безопасность прохождения петли. Оказалось, что для этого ее форма должна представлять собой не круг, а каплю, с максимальным изгибом в верхней точке. На такой горке пассажиры вагончиков испытывают меньшую перегрузку и дискомфорт, а верхнюю точку поезд проскакивает быстрее. И доверие постепенно стало восстанавливаться.