Что в раллийных гонках делает штурман: простой вопрос и неочевидный ответ
Из названия понятно, что его основная роль – заранее предупреждать водителя о поворотах и сложных участках, сверяясь с картой и своими заметками.
В большинстве других видов автоспорта водители имеют возможность детально изучить трассу до гонки. Например, в «Формуле-1» этапы Гран-при из года в год проходят на одной и той же трассе, поэтому пилоты могут тренироваться на симуляторах, заучивая все её изгибы назубок, а прямо перед гонкой им позволяют даже прогуляться по треку. В ралли у гонщиков нет такой роскоши.
Конечно, существуют тестовые заезды, во время которых водитель и второй пилот составляют записи, отмечая, под каким углом трасса изгибается, все взгорки и ложбинки, спуски и подъёмы. Интенсивность поворотов и их длина, допустимая скорость – все это отмечается в карте штурмана.
Вторая, не менее сложная задача – суметь передать во время гонки информацию пилоту. Времени произнести полную фразу, вроде «через 100 метров поверни на 180 градусов вправо» у штурмана нет – пока он это говорит, машина долетит до поворота и войдёт в него на слишком высокой скорости. Поэтому он использует своего рода «птичий язык", состоящий из очень коротких сообщений.
Не только навигатор, но и психолог
Опытные спортсмены знают, что хороший второй пилот – это куда больше, чем хороший штурман. От его работы сильно зависит психическое состояние пилота. Ралли – довольно изнурительный вид спорта, а штурман может помочь водителю поддерживать внимание в ходе гонки, не давать остыть драйву.